В Военной доктрине России 2000 года, по мнению Академии военных наук, совершенно правильно указано: «В современных условиях Российская Федерация исходит из необходимости обладать ядерным потенциалом... При этом ядерное оружие, которым оснащены наши Вооруженные силы, рассматривается Российской Федерацией как фактор сдерживания агрессии, обеспечения военной безопасности Российской Федерации и ее союзников, поддержания международной стабильности и мира». И в новой военной доктрине, безусловно, должны найти отражение такие вопросы, как роль стратегических ядерных сил в обеспечении безопасности и стратегической стабильности.
НИКАКИХ ОДНОСТОРОННИХ СОКРАЩЕНИЙ
Для России ядерное оружие является наиболее радикальным и дешевым средством обеспечения безопасности. Ракетно-ядерные вооружения не только относительно менее дорогостоящи, но и требуют существенно меньшей численности личного состава для поддержания его в постоянной боевой готовности, опираются на довольно компактную, но технологически высокую научно-инженерную базу. Ядерные и ракетные технологии России давно и хорошо освоены, их не надо создавать заново, а продолжать совершенствование.
Отмеченные выше обстоятельства должны быть учтены при разработке полноценной новой военной доктрины РФ, через которую должна проходить сквозная идея приоритета ядерного оружия (ЯО) в деле военного строительства и обеспечения национальной безопасности Российского государства в складывающихся условиях.
До тех пор пока на стратегические ядерные силы (СЯС) будет возлагаться задача «гарантированного нанесения заданного ущерба агрессору в любых условиях», не может быть речи об их резком сокращении. Но возвращение к переговорному процессу между РФ и США по дальнейшему постепенному и равноправному уменьшению арсеналов стратегического ракетно-ядерного оружия (до 1500 боевых блоков) в целях недопущения мировой ядерной катастрофы необходимо. Это может привести к переговорам о сокращении ядерного оружия с тремя другими ядерными державами – Великобританией, Францией и Китаем.
Новая военная доктрина РФ должна четко зафиксировать, что государство делает все возможное для защиты суверенитета и жизненно важных интересов России оборонными средствами, основу которых составляют оптимизированные ядерные вооружения.
ПОТЕНЦИАЛ СДЕРЖИВАНИЯ
Россия сейчас не может в одностороннем порядке отказаться от стратегического ядерного сдерживания. РФ пунктуально выполняет все договоры по сокращению стратегических ядерных вооружений и Договор о стратегических наступательных потенциалах (СНП). В США же идет качественное наращивание ядерного оружия. В настоящее время, нарушая Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), США передали Великобритании баллистические ракеты для подводных лодок «Трайдент-2». Долгосрочная ядерная политика Вашингтона даже не рассматривает сколько-нибудь серьезно перспективу ядерного разоружения ни в военном, ни в правовом планах.
Соединенные штаты практически отказались даже обсуждать дальнейшие (после выполнения Договора СНП от 2002 года) меры по сокращению стратегических ядерных сил; отвергли и не желают ратифицировать Договор 1996 года по всеобъемлющему запрещению ядерных испытаний (ДВЗЯИ) и сократили постоянную готовность к ядерным испытаниям Невадского полигона с 36 до 18 месяцев. Американцы вышли из Договора по ПРО-72 и отказываются вести переговоры по ограничениям этого Договора; тормозят заключение Договора о запрещении производства разделяющихся материалов для военных целей (ДЗПРМ); заблокировали в 2001 году протокол по контролю Конвенции от 1972 года о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении.
В Вашингтоне продолжают рассматривать программу создания «чистых ядерных боеголовок малой мощности», проникающих глубоко в грунт, для уничтожения защищенных бункеров; отказываются от каких либо ограничений в области милитаризации космоса; не желают вести переговоры по перемещению всех средств тактического ядерного оружия на национальную территорию США (около 200–400 тактических ядерных бомб находится в Великобритании, Италии, Бельгии, Нидерландах, ФРГ, Турции).
С военно-политической точки зрения позиция России при выработке взглядов на место и роль стратегических ядерных вооружений в новой военной доктрине необходимо учитывать реально складывающиеся для нее неблагоприятные геополитические и геостратегические изменения, которые произошли и происходят в последнее время. В этих условиях необходимо исходить из того, что стратегическое (ядерное) сдерживание еще длительное время будет оставаться решающим фактором обеспечения безопасности России.
Несмотря на достигнутые крупные сокращения российских и американских стратегических ядерных арсеналов (по Договору СНВ-1 и Договору о СНП), в Вашингтоне считают, что существующий ядерный потенциал России (в сдерживающих действиях) до сих пор представляет угрозу их национальным интересам. Следует отметить, что США пошли на подписание и ратификацию последнего Договора по стратегическим наступательным потенциалам в основном потому, что это соглашение не затрагивает их интересы по ограничению системы ПРО
При резком сокращении СНВ России роль системы ПРО значительно возрастет, так как ее боевая эффективность (в абсолютных величинах) обратно пропорциональна количеству атакующих боевых блоков и комплекса средств преодоления ПРО. Поэтому при сокращении СНВ (в частности, СЯС РФ) эффективность системы ПРО США будет возрастать, хотя до 2015–2020 годов она останется незначительной.
Анализ договоренностей по сокращению и ограничению СЯС России и стратегических наступательных сил (СНС) США и режима их выполнения позволяет утверждать, что при заключении договоров СНВ-1 и СНП американцам удалось по различным причинам (в том числе и из-за несовершенства правовой базы договоров) уйти от принципа поддержания паритета потенциалов сдерживания.
На сегодняшний день американские ядерные силы по сравнению с российскими даже без учета КРМБ, а также нестратегических ядерных средств передового базирования, потенциально обладающие стратегическими возможностями по поражению объектов на территории России, стали значительно превосходить российские с учетом «возвратного потенциала» по числу ядерных боезарядов на стратегических носителях.
В действующей Военной доктрине РФ отмечено: «Российская Федерация отдает предпочтение политическим, дипломатическим и иным невоенным средствам предотвращения военных угроз... и сохраняет статус ядерной державы для сдерживания агрессии против нее и ее союзников». Исходя из этого, в разрабатываемой новой военной доктрине статус стратегического сдерживания, как способа контроля над военно-политической ситуацией, следует сохранить, потому что остаются те условия, которые его породили.
Отказ от обеспечения потенциала ядерного сдерживания снизит геополитический статус России, сократит возможности нашей страны по равноправной интеграции в мировое сообщество, где использование силовых инструментов начинает играть более существенную роль, чем это предполагалось ранее.
Так что сохранение необходимого потенциала ядерного сдерживания, по нашему мнению, в ближайшие десятилетия XXI века можно считать одной из важнейших не только военных, но и военно-политических задач нашего государства. В настоящее время и в ближайшей перспективе для нашей Родины в целях недопущения развязывания крупномасштабной войны альтернативы ядерному оружию нет.