0
2808
Газета Концепции Интернет-версия

16.03.2007 00:00:00

Невоенные угрозы в Военной доктрине

Андрей Калих

Об авторе: Андрей Калих - эксперт Центра развития демократии и прав человека.

Тэги: военная доктрина, минобороны, балуевский


Публикации «НВО» (см. № 3 и 4, 2007) наглядно свидетельствуют о том, чего, по мнению российских военачальников, не хватает в действующей редакции Военной доктрины (ВД) РФ. Анализ высказанных 22 января на конференции Академии военных наук стратегических мыслей показывает, что является предметом все большей озабоченности нашего Министерства обороны.

ВИХРИ ВРАЖДЕБНЫЕ ВЕЮТ НАМИ...

Прежде всего генералы решили определить степень серьезности современных вызовов России и пришли к неутешительным умозаключениям. Например, в выступлении начальника Генштаба ВС РФ Юрия Балуевского подчеркивается: «Переход России к взаимодействию с Западом на основе формирования общих или близких стратегических интересов не способствовал укреплению военной безопасности нашего государства┘ России следует исповедовать непреложную аксиому – войны и военные конфликты будут следовать непрерывно, ибо они порождены непрекращающимся соперничеством государств».

Генерал армии счел необходимым отметить, что одну из главных опасностей для РФ представляет «курс, который проводит сегодня администрация США, курс на сохранение мирового лидерства, расширение политического, экономического и военного присутствия в районах традиционного влияния России; реализация планов по дальнейшему расширению НАТО».

Впрочем, в последние месяцы и высшие государственные чины Соединенных Штатов не скупились на резкие заявления в подобном же духе. За океаном вновь причислили Москву к потенциальным противникам Вашингтона. Так что слова начальника российского Генштаба, которые еще два месяца назад показались бы паранойей холодной войны, сейчас согласуются с общим геополитическим трендом. Одни ястребы дают пищу другим┘

Однако на конференции Академии военных наук решили уделить внимание и... «невоенным угрозам». О чем идет речь? Обратимся вновь к выступлению генерала Балуевского. В нем говорится следующее: «На опыте распада СССР, Югославии, на примерах цветных революций в Грузии, Украине, Киргизии и других можно наглядно убедиться, что главные угрозы объективно существуют и реализуются не только военными средствами, а главным образом скрытыми и открытыми методами политико-дипломатического, экономического, информационного воздействия, различными подрывными действиями и вмешательством во внутренние дела других стран. В связи с этим интересы безопасности РФ требуют не только оценить, но и определить адекватные меры реагирования на эти угрозы».

НОВЫЕ ВНУТРЕННИЕ ВРАГИ?

Мысль ясна, и разночтений быть не должно. Можно переходить к выводам. Их, на взгляд автора этих строк, два.

Во-первых, российская общественность снова убедилось в том, что военно-политическая верхушка РФ от продвижения в определении внешних опасностей для страны перешла к возврату на «стартовую позицию». В Министерстве обороны России по-прежнему склонны рассматривать любые процессы в мире и на постсоветском пространстве, происходящие вне контроля Кремля, как заговор внешних врагов.

И второй вывод из обсуждения – внешний враг стал действовать изощреннее, стремится наносить удары изнутри, а потому невоенные угрозы национальной безопасности должны стоять на одном уровне с военными. Впервые предложено объединить и те, и другие в одно целое, в структуру же ВД Министерство обороны считает целесообразным внести новый – четвертый – раздел, которого нет в действующей редакции доктрины, «Задачи государственных органов и организация противодействия акциям, осуществляемым политико-дипломатическими, экономическими, информационными и другими невоенными способами и средствами».

Судя по всему, данный раздел Министерство обороны и видит в качестве главного изменения в ВД, ради которого все затевается.

Но что конкретно имеется в виду под «невоенными способами и средствами», скрыто во мраке. Судя по всему, туман этот не случаен. Неясность определения дает широкие просторы для трактовок. Например, под «враждебной информационной деятельностью», о которой также упоминал генерал Балуевский, можно понимать все что угодно. Вспомним хотя бы, кто, по версии официальной отечественной пропаганды, был главным проводником упомянутых выше цветных революций – неправительственные организации и независимые СМИ. В этой связи было бы интересно узнать о способах, которыми в Минобороны собираются воевать с «невоенными угрозами».

Заметим, что в России наряду с Военной доктриной имеется и другой документ подобного значения – Концепция национальной безопасности, утвержденная (как и ВД) президентом РФ. И в ней уже сформулированы не только военные, но и невоенные угрозы. В том числе и внутренние: опасность сепаратизма, проблемы экономики, экологическая ситуация, демографическая обстановка, преступность, коррупция и многое другое – все, что может угрожать безопасности страны. Концепция национальной безопасности, принятая в 2000 году, тоже устарела, и ее, как и Военную доктрину, надо обновлять в соответствии с требованиями времени. Во многих государствах это делается ежегодно.

Но надо ли нам в России подменять Концепцию национальной безопасности Военной доктриной?

Что можно сделать, дабы не допустить появление в главном военном документе государства неопределенных и туманных «невоенных угроз» и, как следствие, – предоставление прав на использование военных методов борьбы с ними? Прежде всего – помнить, что в обсуждении Военной доктрины могут и должны принимать участие все граждане страны. Это – воистину общенародный документ.

Второе – нельзя позволить «заболтать» работу над новой редакцией доктрины и провести ее «втихую». А это как раз дело независимой прессы, правозащитных организаций и независимых же экспертных центров – тех, кто более всего, согласно логике рассуждений генералитета, претендует на звание «средства враждебной информационной деятельности». Именно эти три группы пользуются особой любовью у генералов за то, что постоянно стремятся уличить их в подтасовке цифр и фактов и «нудят» о правах человека.

И третье – если общество не будет требовать гражданского контроля над Вооруженными силами, прозрачности военного бюджета, гласности при составлении основных концептуальных документов по безопасности страны, то список «врагов России» будет только расти. Оставляя общенародное дело обсуждения разработки военной доктрины на съедение ястребов, самые независимые от государства общественные институты рискуют оказаться в ряду источников или проводников «невоенных угроз» и стать зоной ответственности одного из самых неподконтрольных обществу ведомств.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Быстрый, натриевый, безопасный

Быстрый, натриевый, безопасный

Владимир Полканов

Проект Росатома по строительству энергоблока будущего БН-1200М прошел экологическую экспертизу

0
2042
При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

Анастасия Башкатова

Доходы пожилых все больше отстают от зарплат российских работников

0
3029
Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Ольга Соловьева

Геополитическая турбулентность ускорила в России рост зарплат у мужчин, но не у женщин

0
2412
Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Екатерина Трифонова

Беременных женщин и матерей с детьми предлагалось вообще не отправлять под стражу

0
2417

Другие новости