– Вячеслав Иванович, судя по названиям, три будущих вспомогательных органа ОДКБ будут заниматься теми же вопросами, которые сейчас решает Комитет секретарей советов безопасности┘
– Не совсем так. Давайте разберемся, что такое уставные органы ОДКБ и что такое вспомогательные. Комитет секретарей советов безопасности (КССБ) в соответствии с Уставом организации является консультационным и исполнительным органом ОДКБ по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области обеспечения их национальной безопасности. А понятие «национальная безопасность» весьма широкое. В частности, по действующему положению, КССБ должен заниматься вопросами совместной борьбы против терроризма, экстремизма, незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, оружия, транснациональной организованной преступности, нелегальной миграции и других угроз. Согласитесь, перечень весьма обширный. И двух заседаний КССБ – осенью и весной – едва хватает для обсуждения принципиальных аспектов этих проблем. Поэтому было принято решение создать вспомогательные органы для практической работы по данным направлениям.
Приведу конкретный пример. Уже действует Координационный совет руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков (КСОПН). Его возглавляет руководитель ФСКН России Виктор Черкесов. В активе этой структуры наиболее известное в формате ОДКБ мероприятие – международная антинаркотическая операция «Канал». В ходе ее проведения только в 2003 году из незаконного оборота изъято около 55 тонн наркотиков, тысячи единиц огнестрельного оружия, задержаны сотни наркокурьеров. И еще одна впечатляющая цифра – за прошедшие годы к участию в операции «Канал» кроме государств – членов Организации присоединились 17 стран, не входящих в ОДКБ, а также Интерпол. В последнее время к нам активно подключились подразделения финансовых разведок государств – членов ОДКБ, что существенно повышает результативность операции в целом.
Кстати, и сам КСОПН своим рождением обязан именно операции «Канал». Когда она начала проводиться, стало понятно, что необходим совет руководителей компетентных органов для более тесной координации действий по конкретному и весьма актуальному направлению.
Этот опыт, безусловно, учитывался при разработке предложений о создании Антитеррористического комитета и координационных советов по чрезвычайным ситуациям и по вопросам борьбы с нелегальной миграцией.
– А чем конкретно будут заниматься эти органы?
– Содержание их работы прописано в Решении о необходимости создания Антитеррористического комитета (АТК) руководителей специальных служб и правоохранительных органов государств – членов ОДКБ, которое было принято на Минской сессии Совета коллективной безопасности 23 июня 2006 года. Тогда главы государств однозначно высказались за необходимость более тесной координации усилий вышеназванных органов в борьбе с терроризмом и экстремизмом. Более детально этот вопрос был обсужден в июле того же года в ходе консультаций уполномоченных представителей советов безопасности, органов безопасности, Министерств внутренних дел и пограничных ведомств государств – членов ОДКБ. Затем было разработано Положение об АТК. Его рассмотрели на заседании Постоянного совета при ОДКБ и направили на внутригосударственное согласование. Отмечу, что все государства поддержали создание комитета.
Его цель – объединение усилий органов безопасности, Министерств внутренних дел (полиции), разведывательных служб и пограничных ведомств (войск, служб) государств – членов ОДКБ в сфере борьбы с терроризмом и связанными с ним вызовами и угрозами национальной, региональной и международной безопасности. Соответственно членами АТК станут руководители вышеназванных национальных органов. Для более «специализированной» деятельности комитет может образовывать подкомитеты руководителей органов безопасности, внутренних дел (полиции), разведывательных служб и пограничных ведомств (войск), а также создавать временные рабочие группы.
А основные задачи комитета, как записано в проекте Положения, будут такие: обеспечение эффективного взаимодействия в области борьбы с терроризмом и связанными с ним вызовами и угрозами национальной, региональной и международной безопасности, а также обеспечение выполнения решений СКБ ОДКБ в этой области, анализ в пределах своей компетенции состояния национального законодательства государств – членов ОДКБ. Кроме того, разработка предложений по развитию международно-правовой базы сотрудничества в сфере противодействия терроризму.
В целях выполнения возложенных на него задач комитет будет осуществлять следующие функции: рассматривать актуальные вопросы борьбы с терроризмом и связанные с ним вызовы и угрозы национальной, региональной и международной безопасности; вносить в установленном порядке на рассмотрение СКБ ОДКБ предложения по вопросам, входящим в компетенцию комитета; взаимодействовать в рамках своей компетенции со специальными службами и правоохранительными органами государств, не являющихся членами ОДКБ, с соответствующими структурами других международных организаций; содействовать обмену опытом и информацией между специальными службами и правоохранительными органами государств – членов ОДКБ.
– ОДКБ планирует создать еще один вспомогательный орган – по вопросам борьбы с незаконной миграцией. Разве недостаточно таких национальных структур?
– Думается, нет. Как и в случае с Антитеррористическим комитетом, нам необходима тесная и постоянная координация работы. Решение о создании Координационного совета руководителей компетентных органов государств – членов ОДКБ по вопросам борьбы с незаконной миграцией (КСБНМ) было принято на той же Минской (2006 года) сессии Совета коллективной безопасности, о которой мы уже упоминали. Положение о нем прошло все необходимые процедуры согласования.
Подчеркну, необходимость создания КСБНМ, как в свое время и КСОПН, подсказала сама жизнь, точнее, операция «Нелегал-ОДКБ», аналог «Канала», только в области противодействия нелегальной миграции. В нынешнем году она проводилась с 20 мая по 1 июня. В государствах – членах ОДКБ были сформированы национальные и региональные межведомственные штабы, рабочие группы, обеспечивающие в согласованные сроки взаимодействие в оперативно-разыскных мероприятиях и осуществление усиленного паспортно-визового и пограничного контроля.
В операции были задействованы заинтересованные подразделения органов внутренних дел, полиции, миграционных и пограничных служб, а также консульские службы Министерств иностранных дел государств – членов ОДКБ. Мы отработали механизмы взаимодействия компетентных органов по выявлению на территориях входящих в ОДКБ государств нелегальных мигрантов из третьих стран, перекрыли ранее выявленные каналы незаконной миграции и провели профилактику новых, пресекли деятельность трансграничных организованных преступных групп и правонарушения на миграционных направлениях.
За нарушение миграционных законодательств государств – членов организации в ходе операции «Нелегал» компетентными национальными органами привлечено к ответственности 5692 гражданина из третьих стран. В отношении указанной категории лиц возбуждено 102 уголовных дела, в том числе 10 – за организацию незаконной миграции. Выявлено 5 случаев торговли людьми (траффикинг) и установлены 170 лиц из числа иностранцев, находящихся в розыске, раскрыто 35 преступлений. Пресечена деятельность ряда транснациональных преступных групп, причастных к обеспечению транзита нелегальных мигрантов в страны Западной Европы, к контрабанде оружия, боеприпасов и наркотиков.
Кроме того, более 720 руководителей предприятий, учреждений и организаций (работодателей) привлечены к административной ответственности за несоблюдение соответствующих норм национальных миграционных законодательств государств – членов ОДКБ, регулирующих порядок трудоустройства наемных иностранных работников.
Согласитесь, впечатляющие результаты.
– А какие страны ОДКБ наиболее привлекательны для незаконных мигрантов? Куда они направляются в первую очередь?
– Полученные в ходе операции данные свидетельствуют о том, что основную нагрузку криминального характера на миграционных каналах, включая транзит незаконных мигрантов в Западную Европу, продолжают испытывать Россия, Беларусь и Казахстан. Наиболее интенсивные и опасные направления миграционных потоков исходят из стран Юго-Восточной и Центральной Азии.
– И что будет делать для пресечения всей этой незаконной деятельности Координационный совет?
– Как и АТК, КСБНМ будет руководствоваться общепризнанными принципами и нормами международного права, Уставом ОДКБ и решениями Совета коллективной безопасности, а также двусторонними и многосторонними международными договорами о сотрудничестве в сфере борьбы с незаконной миграцией, включая проблему торговли людьми.
Основные задачи КСБНМ: содействие в подготовке и проведении согласованных или скоординированных оперативно-профилактических мероприятий и специальных операций по борьбе с незаконной миграцией из третьих стран на территории государств – членов ОДКБ; обеспечение взаимодействия компетентных органов в целях повышения эффективности противодействия незаконной миграции и связанных с ней правонарушений; обмен информацией о гражданах государств – членов ОДКБ, которым в соответствии с национальным законодательством одной из сторон закрыт въезд в одно из государств – членов ОДКБ.
В пределах своей компетенции совет будет координировать усилия компетентных органов государств – членов ОДКБ в вопросах борьбы с незаконной миграцией из стран, не входящих в организацию, рассматривать вопросы сотрудничества в области создания национальных систем паспортно-визовых документов нового поколения, содержащих электронные носители информации. А также рассматривать актуальные вопросы по совершенствованию и гармонизации национальных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы въезда, выезда, транзита и пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории государств – членов ОДКБ. Мы планируем участвовать и в рассмотрении вопросов об упрощении форм и требований к документам для перемещения граждан государств – членов ОДКБ в зоне действия организации. Содействовать обмену опытом, тематической и методической информацией между компетентными органами государств – членов ОДКБ, а также компетентными органами других государств и международными организациями. Рассматривать вопросы проведения совместных научно-исследовательских работ по проблемам, представляющим взаимный интерес, и вопросы подготовки и повышения квалификации кадров с использованием возможностей базовых учебных заведений ОДКБ, и прежде всего Всероссийского института переподготовки кадров МВД РФ в подмосковном Домодедове.
Одним из важнейших направлений в деятельности Координационного совета будет реализация рекомендаций, выработанных по итогам проведения операции «Нелегал-ОДКБ». В частности, есть необходимость создавать наднациональные штабы для координации совместных действий, усилить внимание правоохранительных органов и миграционных служб в контакте с компетентными органами стран, откуда идут к нам незаконные мигранты. Вместе с ними вскрывать деятельность транснациональных организованных преступных группировок, формирующих и, как говорят, «крышующих» незаконную миграцию, включая торговлю людьми. Будем также планировать целевые мониторинги на наиболее опасных миграционных направлениях.
– Но борьба с терроризмом, нелегальной миграцией – это уставные задачи ОДКБ. Зачем вашей организации еще и проблемы предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий? Разве усилий ведомства господина Шойгу уже недостаточно?
– МЧС России не может везде поспеть. В июне 2006 года на Минской сессии главы государств – членов ОДКБ, о которой мы уже упоминали, была принята Декларация о дальнейшем совершенствовании и повышении эффективности деятельности организации. Там мы зафиксировали свою позицию по трансформации ОДКБ в многофункциональную международную структуру безопасности. Подчеркиваю, многофункциональную.
Естественно, формирование всеобъемлющей системы безопасности невозможно без создания в рамках ОДКБ и системы по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, дополняющей существующие механизмы чрезвычайного гуманитарного реагирования специфическими возможностями в области мониторинга, прогнозирования и оперативного реагирования. В той Декларации президенты государств – членов ОДКБ однозначно высказались «за формирование механизмов сотрудничества в сфере реагирования на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера». Создание Координационного совета государств – членов ОДКБ по ЧС как раз и должно положить организационное начало этой работе.
Отмечу, что инициаторами этого решения выступил не Секретариат организации, а секретари советов безопасности государств – членов ОДКБ. Необходимость создания коллективной системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций они обсуждали еще осенью 2005 года. А к июню 2006-го вопрос был решен на высшем уровне.
– Не обидятся на вас непосредственные руководители национальных профильных ведомств? Получается, что вы отнимаете у них их работу.
– Никто «обижаться» не собирается. Наоборот, они нас полностью поддерживают. Да и разве может быть иначе, если лесной пожар, начавшийся, например, в Казахстане, вдруг перекидывается на леса Алтайского края России, а последствия землетрясений или селей в Таджикистане сказываются в Киргизии и Узбекистане? А если взять возможные техногенные катастрофы? Авария на Армянской АЭС разве не коснется южных регионов России? Да, пока там особых проблем нет. Но если что-то вдруг произойдет, смогут ли эти республики самостоятельно решить все вопросы?
Мы считаем, что нет. Отсюда и решение о создании Координационного совета по ЧС.
– А кто войдет в состав этого совета?
– Координационный совет по чрезвычайным ситуациям (КСЧС) создается в целях координации взаимодействия министерств и ведомств государств – членов ОДКБ в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Его членами станут руководители соответствующих национальных органов.
На КСЧС планируется возложить решение таких задач: организация взаимодействия уполномоченных органов в целях предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; выработка предложений по осуществлению совместных организационных и практических мер, направленных на предупреждение ЧС и повышение эффективности мер по ликвидации их последствий. Кроме того, развитие международно-правовой базы сотрудничества в области предотвращения и ликвидации последствий ЧС, подготовка предложений по совершенствованию и гармонизации национальных законодательств государств – членов ОДКБ. А также координация подготовки и проведения совместных мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; подготовка предложений по разработке проектов межгосударственных программ и планов по этой проблематике, организация обмена опытом и информацией, содействие в подготовке и повышении квалификации кадров.
– Но проведение всей этой работы невозможно без механизма мониторинга окружающей среды, оценок ситуаций и прогноза их развития. Наконец, без подразделений чрезвычайного гуманитарного реагирования┘
– Да, это так. И за создание механизма мониторинга высказались все министры по ЧС государств – членов ОДКБ. При этом, отмечу, мониторинг нужен абсолютно по всем возможным видам угроз – техногенным, природным, эпидемиологическим. Для более точных прогнозов необходима информация не только с мест возможных ЧС, но и с близлежащих территорий. В первую очередь это касается горных районов Центральной Азии.
Что мы имеем сегодня? Обмен информацией только постфактум. Лишь после того, как чрезвычайная ситуация в самом разгаре. Либо опять же на двухсторонней основе, как, например, российско-казахстанское сотрудничество в сфере космического мониторинга ситуации.
– А что будет теперь?
– Есть два варианта: формирование особого рабочего органа при КСЧС, в состав которого каждое государство направит своих специалистов, либо какое-то государство возьмет решение данного вопроса в целом на себя.
– Как будут формироваться подразделения чрезвычайного гуманитарного реагирования?
– Их формирование мы видим по примеру существующих уже пять лет в формате ОДКБ Коллективных сил быстрого развертывания. Каждое государство выделяет в состав КСБР специальные подразделения постоянной готовности. В мирное или, другими словами, в обычное время они находятся на территории своих стран, подчиняются национальным командованиям. Они и отвечают за их экипировку, обучение, снабжение подразделений. Но при этом вооружение, средства связи должны быть сопрягаемы, а подготовка осуществляется по аналогичным программам.
В случае ЧС по решению высшего органа ОДКБ – Совета коллективной безопасности – эти подразделения сразу же переходят в подчинение командования КСБР и выдвигаются в указанный район в зоне их ответственности. В рамках организации уже отработаны международные соглашения, регламентирующие порядок экстренной переброски подразделений КСБР с оружием в любой регион зоны ответственности ОДКБ. Это значит, что в экстренной ситуации мы не будем тратить время на многочисленные согласования, связанные с пересечением границ воинскими контингентами.
Подчеркну, что данный вопрос отработан не только «на бумаге», но и в реальности. Мы уже провели пять совместных учений КСБР с переброской подразделений в разные государства – члены ОДКБ: Казахстан, Киргизию, Таджикистан. При этом и тематика учений при общей антитеррористической направленности была очень разная. Например, оборона прибрежного района от крупных незаконных формирований, освобождение захваченного террористами населенного пункта, действия в горах, решение других задач.
И для спасателей, думаю, надо тоже регулярно проводить учения. По разной тематике – ликвидация последствий техногенной катастрофы, спасение людей в горных условиях┘ Нужно минимизировать организационные издержки при оказании коллективной помощи.
Из досье «НВО»
Вячеслав Иванович Волох родился 7 августа 1949 года в Амурской области. Окончил Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта. В 1972–1998 годах проходил службу в Вооруженных силах. С 1998 по 2001 год – советник посольства РФ в Швеции, с августа 2001 года – заместитель председателя Государственного комитета РФ по рыболовству. В 2004-м возглавил Федеральную службу по надзору в сфере природопользования. В марте 2006-го назначен начальником Управления противодействия вызовам и угрозам Секретариата Организации Договора о коллективной безопасности. Генерал-лейтенант.
Женат. Имеет двоих детей.