Аллисон Грэм Т. Ядерный терроризм: Самая страшная, но предотвратимая катастрофа: Пер. с англ./ Предисл. академика РАН А.А.Кокошина. Серия «Международная безопасность в XXI веке. – М.: Издательство ЛКИ, 2007. – 296 с.
Несмотря на продолжающееся распространение ядерных технологий и материалов, устойчивый интерес экстремистов к оружию массового уничтожения, ядерный терроризм все еще можно предотвратить. Столь обнадеживающий вывод можно сделать, прочитав лишь одно название недавно вышедшей на русском языке книги Грэма Аллисона, заместителя министра обороны США в администрации Билла Клинтона и ведущего эксперта по вопросам нераспространения ядерного оружия Гарвардского университета.
«АЛЬ-КАИДА» И ДРУГИЕ
Данный труд представляет из себя, пожалуй, наиболее всеобъемлющий краткий курс для тех государственных руководителей, которые задаются вопросом: насколько велика вероятность того, что в одно «прекрасное» утро они, включив телевизор, увидят ядерный гриб, взошедший в одной из мировых столиц, благодаря усилиям террористических групп? (Явно желая помочь читателям представить и осознать последствия подобной катастрофы, автор весьма подробно описывает, какие именно разрушения и жертвы в пределах каких районов повлечет за собой взрыв ядерной бомбы в том или ином крупном городе США.)
По мнению Аллисона, технология производства ядерной бомбы более не является тайной за семью печатями. А при наличии подобных знаний и высокообогащенного урана собрать простейшее ядерное взрывное устройство можно и в хорошей автомастерской. Поскольку заказать необходимые компоненты для его изготовления не составит особого труда.
В то же время производство «с нуля» оружейного плутония и получение высокообогащенного урана по-прежнему по плечу только немногим государствам. Достаточно затруднителен и доступ к ядерным боезарядам: ведь берегут их как зеницу ока. Соответственно наиболее вероятным представляется сценарий, при котором террористические группы попытаются украсть именно оружейный плутоний или высокообогащенный уран для последующего создания ядерной бомбы, убежден автор. При этом сомневаться в мотивации таких международных террористических организаций, как «Аль-Каида», использовать ядерное оружие не приходится. Ибо акт ядерного терроризма диктуется эскалационной логикой экстремистов, которым теперь необходимо брать качественно новую планку после терактов сентября 2001 года, подчеркивает Грэм Аллисон.
Между тем попытки завладеть ядерным оружие предпринимала не только «Аль-Каида», лидер которой получил фетву на ее применение от одного из радикальных клерикалов в Саудовской Аравии. На счету у террористических и радикальных сепаратистских групп Северного Кавказа успешные акции по приобретению радиоактивных материалов, угрозы нападения на российские ядерные объекты, планы по захвату атомной подводной лодки, попытка оказания давления на Кремль с помощью угрозы подрыва заложенного на территории Москвы контейнера с радиоактивными материалами. Все эти инциденты произошли в ходе первой чеченской кампании, когда у экстремистов были весомые основания надеяться, что конвенциональный террористический акт может заставить власти РФ пойти на уступки.
Однако взрывы в российской столице, захват заложников на Дубровке и в Беслане развеяли эти надежды. После Беслана террористы, действующие на Северном Кавказе, еще раз убедились, что заставить Москву уйти из региона столь ужасающими методами, как массовая гибель мирных граждан, не удастся. Кроме того, нужно учитывать, что вне зависимости от того, кто спровоцировал штурм школы в Беслане или что явилось поводом к его началу, количество жертв данной трагедии и наличие среди них сотен детей свидетельствует об одном – моральный порог, отделявший сепаратистов-радикалов от катастрофического терроризма уже пройден в сентябре 2004 года.
НЕ ВСЕ ЛАДНО И В АМЕРИКЕ
Грэм Аллисон утверждает: если предотвратить приобретение террористами ноу-хау и оборудования для изготовления простейшего ядерного заряда невозможно, то не допустить попадание необходимых для этого материалов в руки злоумышленников и нужно, и должно. Именно предотвращение попыток экстремистов заполучить высокообогащенный уран и оружейный плутоний является последним рубежом защиты, ключевым фактором, который препятствует воплощению кошмара катастрофического ядерного терроризма в жизнь.
Однако, по мнению автора, ряд хранилищ высокообогащенного урана и оружейного плутония и в России, и в США, и в других странах остаются недостаточно защищенными от посягательств террористов, особенно если они хорошо вооружены, организованы и готовы идти на смерть.
Итак, перечисляя государства, где хранилища ядерных материалов, а также иные ядерные объекты остаются уязвимыми для нападения террористических групп, Аллисон не делает ни исключений, ни скидок для Соединенных Штатов. Для подтверждения плохой защиты некоторых из американских ядерных объектов от преступных поползновений автор приводит ряд довольно занятных случаев, включая так называемый «инцидент с садовыми тележками».
В ходе учений в 1997 году группа армейского спецназа не только проникла в одну из наиболее охраняемых зон Национальной лаборатории Лос-Аламос, но и вывезла из нее высокообогащенный уран в количестве, достаточном для создания множества боезарядов. По условиям учений требовалось, чтобы «террористы» вынесли неподъемные для одного человека канистры с ураном. Спецназовцы вышли из положения благодаря... садовым тележкам из супермаркета, на которых они и вывезли тяжеленные емкости.
Аллисон нисколько не пытается приукрасить и общее положение дел в борьбе американских властей с терроризмом и распространением ОМУ. Он прямо указывает в своей книге на то, что военная кампания в Ираке отвлекла силы и ресурсы Соединенных Штатов от программ по минимизации угрозы ядерного терроризма. (Нужно отметить, что Грэм Аллисон критиковал решение администрации Джорджа Буша-младшего начать войну в Ираке даже в тот момент, когда его поддерживали не только республиканцы, но и часть демократов.) В своих рекомендациях по предотвращению ядерного терроризма автор прямо призывает Вашингтон к проведению «умеренной внешней политики», которая не вызывала бы отторжение, подобное тому, которое вызвала операция «Шок и трепет» в Месопотамии.
В книге Аллисона также отмечается, что дальнейшее совершенствование ядерного арсенала США, включая разработку ядерных зарядов малой мощности, не может не провоцировать распространение этого вида оружия массового уничтожения в мире.
НОВАЯ «ДОРОЖНАЯ КАРТА»
Описывая положение вещей в той же сфере в России, автор упоминает наиболее значимые из известных экспертному сообществу случаев кражи и пропажи высокообогащенного урана и плутония в РФ и других бывших советских республиках, приводит примеры, иллюстрирующие удручающее, по его мнению, положение дел с безопасностью на ряде объектов: широко открытая дверь в хранилище ядерных материалов, отсутствие у охраны реакции на срабатывание детекторов.
Впрочем, нельзя не отметить, что автор, который сыграл весомую роль в американских программах содействия РФ в эвакуации ядерного оружия с территории бывших союзных республик и последующего улучшения уровня безопасности на ядерных объектах, возможно, несколько сгущает краски. В частности, не все российские специалисты согласилась бы со следующей оценкой: «...сегодня тысячи боезарядов и десятки тысяч потенциальных бомб (куски высокообогащенного урана и плутония размером с теннисный мячик) лежат в России на неохраняемых складах и беззащитны перед преступниками...».
Также представляется спорным утверждение, что террористические группы скорее всего попытаются украсть ядерное оружие или радиоактивные материалы именно в России, ибо здесь их больше, чем где-либо еще. Для некоторых экстремистов имело бы больший смысл попытать счастья в Пакистане, где правящий режим нестабилен, некоторая часть офицеров спецслужб и вооруженных сил сочувствует исламистам, а персонал, охраняющий ядерные объекты, не обладает опытом своих российских коллег. К тому же, если верить Аллисону, пакистанские ядерные боеприпасы не защищены кодирующими устройствами.
Автор убежден, что проблемой предотвращения ядерного терроризма должны в первую очередь заниматься Вашингтон и Москва, их союзники и партнеры. Именно Россия и США обязаны начать построение глобального альянса против экстремистов: ведь на их долю до сих пор приходится 95% всего имеющегося в мире ядерного оружия. Именно эти две страны должны продолжить сокращение своих ядерных арсеналов, повышать уровень их безопасности, в то же время уменьшая роль ядерного оружия во внешней политике.
Построение подобного альянса на постоянной основе со своим секретариатом и бюджетом – один из семи пунктов предложенной Аллисоном своеобразной «дорожной карты» на пути борьбы с ядерным терроризмом. А вот другие ее пункты: усилия по предотвращению ядерного терроризма должны стать абсолютным национальным приоритетом; надо вести с терроризмом «стратегически концентрированную» войну; следует придерживаться умеренной внешней политики; нужно создать разведывательный потенциал для пресечения попыток совершить акты ядерного терроризма; необходимо сделать все для предотвращения террористических атак с использованием «грязной бомбы» и построить своего рода эшелонированную оборону против экстремистов.
Воплощение в жизнь пунктов данной «карты» потребует постоянной политической воли и будет отнимать значительную часть времени у руководства стран, которые войдут в подобный альянс. Однако если этого не сделать, ядерный терроризм станет неотвратимым, предостерегает Грэм Аллисон.