Один из «китов» отечественного оборонно-промышленного комплекса – Севмаш.
Фото из книги «Подводные силы России»
Стратегические национальные интересы России в сфере экономики многогранны, они определяют военную, информационную, экологическую и другие виды национальной безопасности. B нашем представлении экономическая безопасность – это такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал.
Заметим, что в СССР термин «экономическая безопасность» в системе экономических категорий не рассматривался. Его рождение связано с появлением проблем встроенности России в мировую экономическую систему и глобализации политических и экономических процессов в современном мире. Как известно, основополагающий документ под названием «Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации» был утвержден указом президента России в 1996 году. Между тем его основные положения не носят догматического характера. Экономическую безопасность и механизмы ее обеспечения следует рассматривать в контексте временного развития.
В последнее время при рассмотрении проблем национальной безопасности используется термин «военно-экономическая безопасность», под которой часто понимается степень развития (состояние) оборонно-промышленного комплекса страны, которая гарантирует его устойчивое развитие в условиях военно-экономического противоборства. Такая трактовка в нашем представлении более соответствует категории «оборонно-промышленная безопасность».
В оборонно-промышленном комплексе России, пожалуй, как ни в какой другой отрасли народного хозяйства, объединен самый широкий круг интересов личности, общества и государства. По существу, ОПК – это фундамент безопасности нашего государства. Он занимает ключевую, системообразующую роль в экономике страны, обеспечивая России статус великой державы.
Наличие высоких технологий на предприятиях оборонно-промышленного комплекса позволяет нам сохранять достаточно устойчивые позиции на мировом рынке вооружений. Состояние и уровень развития ОПК в значительной степени определяют эффективность функционирования машиностроения, транспорта, телекоммуникационной отрасли, связи, медицинской промышленности и здравоохранения, других отраслей экономики, способствуют переходу от сырьевой модели экономики к инновационному развитию.
Ведущая роль ОПК в экономике нашей страны убедительно подтверждается ее историческим развитием. В тех же случаях, когда государство развивало оборонный комплекс, пусть даже поначалу жертвуя финансовой эффективностью, ради того, чтобы иметь собственную передовую промышленность, не только крепла обороноспособность страны, но на этой основе разворачивался и общий подъем экономики.
Из сказанного следует, что укрепление уровня экономической безопасности в значительной степени достигается повышением эффективности деятельности оборонно-промышленного комплекса.
Что касается угроз оборонно-промышленной безопасности, то они в настоящее время, по нашему мнению, проявляются прежде всего в таких формах, как:
– разрыв связей кооперации в производстве военной техники, дефицит или отсутствие необходимых сырья и материалов;
– неконтролируемое проникновение иностранного капитала в военное производство;
– попытки незаконного отчуждения имущественного комплекса предприятий «оборонки»;
– увеличение военно-технологического отрыва ведущих государств и наращивание их возможностей по созданию образцов вооружения и военной техники (ВВТ) новых поколений;
– некая деформированность структуры военного бюджета, которая выражается в низкой доле инвестиционной составляющей, что может привести в последующем к необратимым процессам в снижении научно-технического уровня военных разработок и боевого потенциала войск.
В стране и в экономике в частности обозначился переход от выживания к развитию. Это не просто слова – это коренная смена стратегии и тактики действий. От нас требуется глубокое осмысление сути этого перехода для правильных выводов в практической работе по укреплению «оборонки» и перевооружению военной организации.
Прежде всего это касается перевода взаимоотношений заказчиков и исполнителей работ в области госзаказа на правильные научные и экономические рельсы, предполагающие с обеих сторон в первую очередь совместную работу по определению перспективного облика систем вооружений и приоритетных направлений их развития.
Как нам представляется, обоснованная разработка системы исходных данных, определение основных направлений перспективного развития вооружений, военной и специальной техники (ВВСТ) являются важнейшим элементом формирования взвешенной военной и военно-технической политики и в конечном счете условием обеспечения национальной безопасности.
Однако, по оценке НТС ВПК, в настоящее время исходные данные по характеристикам ВВСТ, формам и способам их боевого применения разрабатываются и утверждаются, как правило, на уровне видов и родов войск и не имеют за некоторым исключением межведомственного характера. Это не позволяет в полной мере оценить обоснованность и достоверность разрабатываемых предложений в Государственную программу вооружения и приводит к затруднению в выборе организациями ОПК концептуальных схем перспективных образцов ВВСТ.
Наши представления о современных формах и способах вооруженной борьбы, как правило, не становятся продуктом острых дискуссий ученых, военных и промышленности. Недопустимо мало в прикладном плане изучаются конфликты и войны современности, практика разработки и производства ВВСТ в условиях глобального рынка.
В результате не удается сконцентрировать интеллектуальные и финансовые ресурсы на развитии ключевых средств вооруженной борьбы в войнах пятого поколения. И это в то время, когда человечество на рубеже тысячелетий вступает в эпоху войн шестого поколения с широким задействованием в ходе их подготовки и ведения всего разнообразия космических средств, систем информационно-ударного оружия прецизионного наведения.
В первую очередь мы обязаны вместо хорошей для своего времени, но, к сожалению, разрушенной создать современную систему разработки ВВСТ.
Предприняты первые шаги по возрождению статуса генерального конструктора, совета главных конструкторов, головных научно-исследовательских организаций, системы военно-технического сопровождения разработок ВВСТ на базе военно-научного и научно-технического сопровождения. Довести это дело до логического завершения возможно только совместными усилиями ученых и практиков, военных и промышленности, пройдя путь через барьер к пониманию такой необходимости и сопротивление тех, кто не может и не хочет работать на развитие вместо выживания.
Переход взаимоотношений заказчика и исполнителя работ на современные экономические рельсы предполагает создание условий для нормального хозяйствования и бизнеса предприятий и организаций. Недопустимо, когда только 36% стратегических оборонных предприятий имеют достаточную платежеспособность, а 23% из них стоят на грани банкротства.
С этой целью для нормального функционирования предприятий ОПК, не нарушая механизмов саморегуляции в условиях рынка, должна осуществляться государственная поддержка предприятий в широком спектре форм и методов, включая по их финансовому оздоровлению и досудебной санации.
Важным направлением повышения эффективности деятельности ОПК является совершенствование существующей системы ценообразования. Практика расчета за выполненные работы по фактическим затратам сегодня не может удовлетворять ни государственных заказчиков, ни исполнителей гособоронзаказа. Это бомба под программой перевооружения Вооруженных сил и других войск.
Военно-промышленной комиссией организованы разработка и реализация Концепции государственного регулирования цен на продукцию военного назначения. Этим документом определен комплекс мер по совершенствованию ГОЗа, перечень для актуализации нормативных правовых актов, инструкций и методик, регламентирующих порядок прогнозирования и формирования цен. И здесь мы встречаем серьезное сопротивление тех, кому не нужен порядок на правовом поле поставок ВВСТ в требуемом количестве.
Нельзя не признать, что ГОЗ не обеспечивает рациональной в экономическом отношении загрузки организаций и предприятий ОПК заданиями на разработку, поставку и ремонт ВВСТ. Низкий уровень серийности военной техники приводит к низким рентабельности производства и качественной модернизации производственных мощностей.
В течение последних 15 лет со стороны государства практически не вкладывались финансовые средства в техническое перевооружение предприятий ОПК. За это время в мире появились новые технологии, а наши предприятия работают по старинке. Решение указанной проблемы предусмотрено в рамках ФЦП «Развитие ОПК на 2007–2010 годы и на период до 2015 года».
Структура оборонно-промышленного комплекса, к сожалению, все еще архаична, не отвечает современным военно-политическим задачам государства. Поэтому другим важным направлением повышения эффективности ОПК является совершенствование управления государственным имуществом в оборонном секторе через реструктуризацию собственности, создание интегрированных структур.
Однако интеграция – не самоцель. Холдинги – это инструмент для оптимизации производства и его управления. За счет интегрированных структур предполагается решить проблемы устойчивого финансово-экономического развития оборонно-промышленного комплекса, ускорить темпы обновления основных производственных фондов, активизировать процессы государственно-частного партнерства, привлечения отечественных и зарубежных инвесторов.
Последние 20 лет в высокотехнологичной промышленности Запада шла интенсивная концентрация производства. По этому пути идем и мы. Однако технология интеграции в России пока не развита, несет на себе отпечаток передела собственности.
Создание оборонных холдингов, которые могли бы помочь оборонным комплексам выйти из сложной ситуации, задерживается. Из 37 запланированных на конец 2007 года интегрированных структур полностью сформированы только 16. Внутри уже созданных холдингов пока слабо решаются вопросы
реструктуризации производства, избавления от промышленных излишков, выбора оптимального пути развития и перспективной продукции, которая в ближайшие годы будет востребована страной и армией.
По каждому из отмеченных и другим недостаткам и проблемам Военно-промышленная комиссия совместно с федеральными органами исполнительной власти организует работу по их устранению, направленную на укрепление оборонно-промышленной безопасности.
Данная работа структурирована по следующим направлениям:
– реструктуризация оборонно-промышленного комплекса с целью оптимизации его состава, структуры, внутрикорпоративных отношений, а также технического перевооружения основных производств;
– реализация системы мер по своевременному выполнению принятых решений по оснащению войск современным вооружением с заданными тактико-техническими характеристиками и высоким качеством изготовления, включая комплекс мероприятий по военно-техническому сопровождению создания приоритетных образцов ВВСТ;
– повышение эффективности государственного оборонного заказа в условиях трехгодичного бюджетного планирования, концентрация бюджетных средств на главных направлениях оснащения военной организации государства современным вооружением;
– отлаживание механизма государственного регулирования цен на оборонную продукцию, стимулирование оборонного сектора экономики к результативной работе, трансферт технологий из гражданского сектора в военный.