0
2605
Газета Концепции Интернет-версия

18.04.2008 00:00:00

Перехватить свой спутники легче, чем сбить чужую ракету

Александр Горшков

Об авторе: Александр Федорович Горшков - независимый обозреватель, капитан 1 ранга в отставке.

Тэги: про, нпро, сша


про, нпро, сша Фирма «Локхид Мартин» приступила к разработке средств перехвата боеголовок с разделяющимися головными частями.
Фото из журнала Armada International

Агентство НПРО при Минобороны США (BMDA) в январе 2008 года представило в Конгресс отчетный доклад за 2007 год под титулом «Деятельность и достижения Агентства в развитии и оперативном развертывания системы НПРО в 2007 году» (Missile Defence Agency Accomplishments throughout 2007). Почти одновременно (18.01.08) подобный годовой доклад в Конгресс представил департамент операционных испытаний и оценок систем вооружения МО США (DOT&E▒s 2007 Assessment of Missile Defence), который также характеризует состояние развертываемых компонентов системы НПРО и работу Агентства (BMDA) по ее развитию в течение 2007 финансового года. Доклады дополняют один другого и в целом обрисовывают общую картину состояния основных компонентов системы НПРО, возникших проблемы в развитии и развертывании комплекса НПРО, оценки их состояния и операционной готовности к решению оперативных задач ПРО по прямому предназначению в составе системы НПРО.

ИСПЫТАНИЯ И РАЗВЕРТЫВАНИЕ

Агентство BMDA и департамент оценок систем вооружения в докладах оценивают по принятой ими методике состояние и готовность к оперативному развертыванию и использованию в составе НПРО ее основных боевых компонентов для отражения ракетных угроз: наземного (GBMD), морского (корабельного) (SBMD – «ИДЖИС-СМ-3»), усовершенствованного объектово-войскового компонента ПРО ТН/ОТН «ПЭТРИОТ-3» (Advanced РАС-3).

Оценка дается по трем категориям (степеням) боевой и оперативной готовности к развертыванию и способности уверенно (надежно) решать задачи перехвата баллистических ракет (БР) в операциях системы ПРО на данном этапе «спирального развития» компонента и всей системы НПРО. Эти три категории характеризуют состояние основных компонентов НПРО следующим образом;

1-я категория (cтепень) «Ранняя (низкая/ограниченная) степень готовности» к оперативному развертыванию и боевому применению (Early (Low) Capability Delivery – ECD) присвоена наземному компоненту НПРО (GBMD), который считается основным в глобальной системе НПРО США и с декабря 2004 года развертывается на боевых позициях в «оперативной конфигурации», хотя и с «начальными ограниченными боевыми возможностями». Сами специалисты Агентства BMDA характеризуют 1-ю категорию (степень) как «ступень развития, обеспечивающую возможности лишь ограниченного боевого использования в чрезвычайных ситуациях и с низкой уверенностью в надежности решения задачи перехвата».

Низкая оценка готовности и надежности наземного компонента обусловлена негативными, по сути провальными результатами полетных испытаний экспериментальных наземных ракет-перехватчиков, систем обнаружения и идентификации даже упрощенных муляжей целей на фоне предельно упрощенных для испытаний «кластеров целей» (облаков ложных имитаторов), систем наведения на заданные цели (боеголовки). Все без исключения сценарии проведенных за 10 лет (июнь 1997 – июнь 2007 гг.) полетных испытаний ракет и систем наземного компонента аналитиками и обозревателями характеризуются ситуационными (операционными) упрощениями, неоправданными допусками и даже «подсказками» в виде введения в программу ракеты-перехватчика всех параметров полета ракеты-цели и даже установки на целях радиомаяков, что полностью выхолащивало из сценариев «оперативный реализм» операционных испытаний компонента. Даже при таких сценариях результатом оказывался полный провал более чем в 50% полетных испытаний на перехват по причинам технического несовершенства и ненадежности различных элементов, ошибок и недостатков в программном обеспечении операции перехвата и многим другим.

Аналитики докладов в Конгресс в связи с низкой оценкой степени готовности наземного компонента задаются неприятным для МО США вопросом: что же на самом деле представляют и на что способны уже «оперативно развернутые», но ненадежные 24 наземные ракеты-перехватчики (GBI) на Аляске (21 единица) и в Калифорнии (3 ед.)? Это тем более важно, поскольку эти группировки наземных ракет-перехватчиков Агентство BMDA выдвигает в качестве┘ «модели будущих (группировок) боевых наземных перехватчиков в оперативно-боевом составе комплекса НПРО в целом» и, что особенно интересно, на что будет способна такая «модель» наземных перехватчиков на позициях в Восточной Европе.

2-я категория (степень) готовности «Частичные операционные возможности и готовность» (Partial Capability Delivery – PCD) присвоена морскому (корабельному) компоненту (SBMD -«ИДЖИС-СМ-3).

Морской компонент в общем комплексе глобальной системы ПРО США Агентством BMDA в настоящее время и на перспективу рассматривается как мобильный боевой компонент ПРО на ТВД, дополняющий и поддерживающий в противоракетных операциях основной наземный компонент НПРО (GBMD), действиями с морских (в перспективе океанских) позиционных районов по отражению ракетных атак на объекты и войска США на ТВД и непосредственно на побережье США. На полигонных испытаниях последние 5 лет отрабатывались технологии корабельных противоракет «Стандард-3» (SM-3) 3-й модификации (поколения), которые проходят процесс модернизации по «блокам 1A/B» (промежуточные варианты корабельных противоракет с дальностью перехвата 500 км и более), и ведется разработка перспективной корабельной ракеты-перехватчика по «блоку II» (SM-3 block II) с маневрирующей (SDACS) БГЧ ударного (hit-to-kill) или кинетического действия (KEI) c дальностью cтрельбы и перехвата 1000–1500 км.

Аналитики отмечают, что морская система «Иджис–СМ-3/ radar SPY-1» на полетных полигонных испытаниях ракет СМ-3 (блоки 1/A–1/B) показала способность успешно перехватывать (по заданным сценариям испытаний) БР ТВД, КРВБ и даже групповые цели (БРСД + КРВБ) не только на конечном, но и на среднем участках их траектории, и с этой точки зрения эти показатели выше (провальных стрельб было меньше), чем у испытываемых наземных экспериментальных противоракет GBI «Orbital BV+».

Степень готовности морского компонента (PCD), по оценке Агентства BMDA, соответствует «среднему показателю (уровню) уверенности в боевых возможностях и надежности корабельных ракет-перехватчиков в их способности частично решать возникающие перед командованием (войсками) задачи ПРО. В этой связи весьма показателен выбор именно корабельной ракеты «Стандард-3» (SМ-3) и управленческой системы «Иджис» (AEGIS) для перехвата и уничтожения методом прямого удара (Hit-to-kill) 21 февраля 2008 года падающего американского разведывательного спутника в космосе над океаном на высоте порядка 240–250 км.

По состоянию на конец 2007 года в оперативных флотах ВМС США на основных ТВД развернуты в боевой конфигурации модернизированные для решения задач ПРО 3 ракетных крейсера «в боевом снаряжении» (engagement cruises) типа «Тикондерога» (CG-47) из имеющихся 22 единиц в ВМС США и 7 ракетных эсминцев (engagement destroyers). На этих боевых единицах ПРО развернуты 21 ракета СМ-3 «блок 1А/B» с дальностями перехвата (по опыту полигонных полетных испытаний) до 500 км и по высотам от 160 до 240 км. К концу 2008 года планируется довести количество крейсеров и эсминцев ПРО до 16 единиц (из запланированных к 2012 году 18 крейсеров и 15 эсминцев), а количество противоракет на их вооружении – до 40 единиц в вариантах СМ-3 «блок-1/A/B».

С 2012 фин. года планируется начать производство ныне разрабатываемых на перспективу «полнокалиберных» 21-дюймовых (533 мм) корабельных противоракет СМ-3 «блок II A/B» (Full caliber 21 inch interceptor rockets) с 533-мм корпусом по всей длине ракеты и с маневрирующей БГЧ ударного или кинетического поражения. К 2015 году планируется начало перевооружения модернизированных под задачи ПРО крейсеров и эсминцев на противоракеты СМ-3 «блок II A/B».

3-я категория (степень) готовности «Полная готовность к развертыванию и применению» (Full Capability Delivery – FCD) присвоена в докладах Конгрессу только армейской объектовой системе ПРО ТН/ОТН «Пэтриот-3» (РАС-3) для перехвата БР и других воздушных целей на конечном участке траектории.

Усовершенствованная в период 2005–2007 гг. под задачи ПРО-ПВО на базе новых технологий войсковая объектовая система ПРО-ПВО (Advanced РАС-3) в докладах характеризуется как «единственный компонент НПРО, обеспечивающий наивысшую уверенность в способности этой системы полностью выполнить поставленную задачу при принятии решений на отражение ракетной угрозы». По состоянию на конец 2007 года, по открытым сведениям СМИ США, в войсках ОВС США на ТВД и в войсках союзников развернуто от 575 до 600 подвижных ПУ системы РАС-3 (помимо сотен состоящих на вооружении, но устаревших систем РАС-2, хотя и усовершенствованных по ряду последовательных блоков модернизации).

Аналитики указанных докладов о состоянии НПРО и достижений в ее развитии к началу 2008 года, со своей стороны, отмечают, что, «в целом, хотя и были достигнуты некоторые успехи в полетных испытаниях ракет и систем НПРО, достигнут некоторый прогресс в технологическом развитии и совершенствовании отдельных элементов этой системы, несомненно потребуются еще более масштабные усилия, чтобы все компоненты и элементы НПРО стали действительно постоянно готовыми и надежными оборонительными системами для отражения ракетных и подобных им угроз в наиболее реалистических оперативно-боевых условиях».

ОСНОВНЫЕ НЕДОСТАТКИ

Эксперты-аналитики США отмечают многие недостатки (организационные, концептуальные, технологические) программ развития НПРО, и особенно программ полигонных полетных испытаний ракет и обеспечивающих информационно-управленческих систем основных компонентов и НПРО в целом. К наиболее характерным недостаткам, упущениям и недоработкам относятся:

а) явная «нестабильность» всей программы развития и развертывания комплекса НПРО: множество так называемых «реструктуризаций» программ и проектов, внесение существенных изменений (зачастую принципиальных) в разгар их реализации, затрудняющих и задерживающих их выполнение. Это положение является следствием недостаточно глубокой и всесторонней ее продуманности и отсутствие обоснованной концепции оптимальной оперативной конструкции и архитектуры стратегически значимого комплекса НПРО и реалистической концепции его оперативного и боевого применения в прогнозируемых военных ситуациях.

1) Такое положение, в свою очередь, обусловило нестабильность программы разработки технологий и проектов ракет-перехватчиков и их боевого оснащения (снаряжения) для важнейших боевых компонентов НПРО – наземного, морского, авиационного (ABL) и программ их полигонных полетных испытаний и доводки до требуемых оперативно-тактических боевых характеристик.

2) Программа полигонных полетных испытаний ракет-перехватчиков, имеющая ключевое значение для обеспечения реальной эффективности комплекса НПРО в противоракетных операциях, содержит множество условностей, явных и скрытых допущений и упрощений, технологических и организационных недостатков, которые приводят к отсутствию необходимого реализма в сценариях операционных испытаний, к серийным провалам испытаний, к созданию неопределенностей в формировании не только боевой структуры основных компонентов и комплекса НПРО в целом, но и неуверенности в их операционной надежности в «реалистических условиях боевого применения». Отсутствие «реализма» и упрощения принятой программы полигонных испытаний ракет расценивается как один из главных недостатков и упущений общей программы развития комплекса НПРО. Однако, по тем же оценкам, этот недостаток в принципе обусловлен концептуальными недоработками системы НПРО и объективно существующими на данном этапе ограниченными (по сравнению с желаемыми) научно-технологическими, финансовыми и производственными возможностями Агентства НПРО.

ИСПЫТАНИЯ НАЗЕМНЫХ РАКЕТ GBI

По оценкам аналитиков и экспертов департамента испытаний и оценок МО США, серийные провалы полигонных испытаний экспериментальных ракет-перехватчиков основного наземного компонента (GBMD) НПРО обусловили явный недостаток нужной достаточно широкой базы надежных «статистических данных», чтобы обеспечить окончательный выбор и обоснование технического проекта будущей наземной боевой ракеты-перехватчика с удовлетворительными характеристиками.

В настоящее время в процессе полигонных полетных испытаний находится усовершенствованный (для решения испытательных задач ПРО на полигоне) вариант бустера – Booster vehickle «BV+» – экспериментальной ракеты филиала «Боинга» фирмы «Орбитал». На основе этого проекта при наличии набора положительных статистических данных полетных испытаний, как надеются эксперты Агентства НПРО и «Боинга», должна быть разработана и построена настоящая и приемлемая для последующих «реалистических испытаний» и принятия на вооружение наземная боевая ракета-перехватчик (GBI). По оценкам аналитиков США, она может быть создана, испытана на полигоне по реалистическим сценариям боевого применения, доведена до требуемых ОТТ и принята на вооружение не позднее 2012–2015 гг.

В связи с этим возникает вопрос о боеспособности и надежности наземных ракет-перехватчиков, развертываемых (с декабря 2004 года) «в оперативной конфигурации» на позициях 1 и 2-го позиционных районов (Аляска и Калифорния). На этот счет открытых данных нет. Но предполагается, в частности, аналитиками американского центра оборонной информации (CDI), что на этих позициях для исполнения директивы президента Буша о начале «первоначального оперативного развертывания» боеготовых элементов НПРО (под предлогом «насущной необходимости отражения назревших опасных ракетных угроз США и союзникам со стороны Ирана, КНДР, Сирии, группировок международных террористов») развернуты еще не прошедшие полный цикл полетных испытаний и не принятые на вооружение «промежуточные» (суррогатные) наземные ракеты на основе МБР «Минитмен-2» или экспериментального проекта «Орбитал BV+» – на базе усовершенствованной коммерческой ракеты «Пегас», приспособленной для полетных испытаний по плану разработки приемлемой будущей наземной противоракеты (GBI), которая после принятия на вооружение должна заменить на позициях ныне развернутые наземные ракеты-перехватчики.

Cледует отметить, что негативные в целом за 10 лет (1997–2007 гг.) результаты полигонных полетных испытаний ракет и систем всех компонентов НПРО, подтвердили правильность и обоснованность с учетом долгосрочной перспективы принятого руководством МО США подхода к развитию комплекса НПРО по принципу непрерывного эволюционного («спирального») совершенствования наиболее прогрессивной «модульной конструкции» компонентов, элементов, систем и комплекса НПРО в целом на основе как эволюционного, так и «прорывного» технологического прогресса. Такой подход, по мнению планировщиков системы ПРО, позволяет учитывать тенденции и перспективы развития в мире наступательных и оборонительных вооружений, обеспечивать «модульным» системам комплекса НПРО необходимый резерв для cвоевременного реагирования на технологический прогресс и совершенствования на его достижениях операционных «модулей» с целью поддержания состояния и возможностей комплекса НПРО на самом высоком уровне постоянно повышающихся требований и операционных потребностей.

КОМАНДНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

Департамент операционных испытаний и оценок систем вооружения МО США (DOT&E) дает оценку развития и состояния разведывательно-информационных (командно-управленческих) средств НПРО (BMС2/BMC3– Battle Management Commands) разных уровней боевого управления комплексом НПРО в целом и группировками ПРО в боевых командованиях ОВС США на ТВД (развернуты в Северном, Центральном, Тихоокеанском боевых командованиях): «Хотя эти важные управленческие системы развивались и расширяли свои функциональные возможности, однако эти возможности все еще недостаточно развиты и зрелы для того, чтобы надежно обеспечивать развертывание и использование полноценной интегрированной многослойной и многокомпонентной оборонительной противоракетной системы, способной отражать любой возможный спектр ракетных угроз».

Эксперты центра CDI, анализируя доклады, считают особенно важным для Агентства НПРО и департамента МО (DOT&E) подходить к оценке состояния, возможностей и перспектив системы НПРО не на основе лишь ограниченных достижений в полигонных испытаниях при сохраняющемся множестве серьезных проблем и недостатков в программе ее развития, а на основе глубокого всестороннего анализа состояния и перспектив того, на что НПРО будет реально способна в возможных боевых ситуациях и давать объективную картину системы ПРО руководству и обществу. Это особенно важно теперь, когда МО США пытается развернуть в Европе (Польше) противоракетные и другие оборонительные системы с неопределенными, не подтвержденными на испытаниях характеристиками, такие, как наземный и другие компоненты: морской, объектовый (РАС-3) и в перспективе авиационный лазерный комплекс (ABL). Подобные «оборонительные» системы в принципе способны быстро превращаться в стратегические и оперативно-тактические наступательные средства. Авиационная лазерная система ABL, например, по основному предназначению призвана упреждающе уничтожать МБР и другие ударные средства на стартовых позициях и по определению относится к наступательным системам. Согласно открытым документам МО США, cистему ABL планируется развернуть и базировать в Европе на уже избранной для этого авиабазе Фэйрфорд ВВС Великобритании. Теперь, когда США вместе со своими вассалами в НАТО добились «независимости» Косово, они могут развернуть подобные системы привычным для них явочным порядком на военной базе в Косово или даже в «благодарной за подарок» Албании.

Аналитики и политологи безуспешно гадают, как может и может ли принципиально измениться внешняя и военная политика США, в частности в сфере ПРО, международной безопасности в целом в связи с вероятным приходом к власти в США новой президентской администрации. Это выяснится вскоре, и, судя по всем признакам, миру следует ожидать новых американских сюрпризов.

Что касается нынешней и будущей политики США в сфере развертывания глобальной системы НПРО, особенно в Европе, то новому руководству США, по мнению американских экспертов, было бы разумнее направить средства и ресурсы не на строительство с непонятными целями и возможностями компонента НПРО в Европе, а на устранение возникших проблем в развитии системы НПРО, доведения ее возможностей до необходимого уровня, требуемого для реального обеспечения противоракетной обороны США от реальных угроз.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
512
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2234
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1465
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1093

Другие новости