0
4402
Газета Концепции Интернет-версия

05.06.2009 00:00:00

Россия – кавказское государство

Сергей Маркедонов

Об авторе: Сергей Мирославович Маркедонов - заведующий отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа, кандидат исторических наук.

Тэги: россия, кавказ, конфликт


россия, кавказ, конфликт Покидать Кавказ приказа не было.
Фото Reuters

С первых дней существования современная Российская Федерация обозначила Южный Кавказ как зону своих приоритетных стратегических интересов. При этом следует обратить внимание, что постсоветская Россия претендовала на особую роль в кавказской геополитике не только и не столько как правопреемник СССР.

РЕГИОН ГЛУБОКОЙ ЗАМОРОЗКИ

В самом деле, в начале 1990-х годов Россия без долгих колебаний отказалась от территориальных претензий к Украине и Казахстану, хотя в этнокультурном отношении Северный и Восточный Казахстан, Крым гораздо ближе России, чем Южный Кавказ.

Намного более пассивной была российская политика на прибалтийском направлении, несмотря на крупные русские общины Латвии и Эстонии. По словам известного британского историка и эксперта по российским и постсоветским проблемам Анатоля Ливена, «перед распадом Советского Союза большинство западных обозревателей в частных беседах предсказывали, что советский истеблишмент и русский народ скорее погибнут в смертельном бою, чем позволят Украине и другим республикам, входившим в состав СССР, стать независимыми государствами. Ничего подобного не произошло».

В гораздо меньшей степени (по сравнению с Южным Кавказом) Россия вовлечена в политические процессы в Центральной Азии. Исключением стал, пожалуй, Таджикистан в 1992–1997 годах, когда Москва четко и последовательно поддерживала одну сторону конфликта в гражданской войне между исламистами и сторонниками светской модели, объединившимися вокруг Народного фронта. Но уже в 2001 году Россия дала добро на проникновение в регион американцев, а сегодня не слишком препятствует китайскому «освоению» региона. В случае с Приднестровьем РФ готова к интернационализации конфликтного урегулирования (здесь изначально было два государства – гаранта мирного процесса – Украина и Россия).

Иное дело – Южный Кавказ. Здесь российская дипломатия в минимальной степени готова к уступкам и компромиссам, стремясь сохранить эксклюзивную роль в урегулировании «замороженных конфликтов», не допустить к этому процессу других «честных маклеров». Именно в этом регионе при решающей роли России в начале 1990-х годов были остановлены, а затем «заморожены» четыре этнополитических конфликта, а в прошлом году были сломаны принципы так называемого «беловежского национализма», когда границы между бывшими союзными республиками считались «по умолчанию» рубежами между новыми независимыми государствами Евразии. В августе 2008 года именно здесь появился новый тип постсоветских образований, частично признанные государства (не имеющие признания со стороны ООН, но чья независимость признана постоянным членом Совбеза и членом «ядерного клуба»).

Между тем российское доминирование на Юге Кавказа не является вопросом ее «имперского возрождения». Обеспечение стабильности в бывших республиках Закавказья – принципиальное условие для мирного развития внутри самой России, сохранения ее государственной целостности. Россия – кавказское государство. И данный тезис – не просто красивая метафора. Семь субъектов РФ (Адыгея, Ингушетия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия, Чечня) находятся непосредственно на территории Северного Кавказа, а еще четыре – на территории Степного Предкавказья (Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область и Калмыкия). При этом Черноморское побережье Краснодарского края и район Кавказских Минеральных Вод Ставропольского края относится к Кавказскому региону. Территория российского Северного Кавказа по своим размерам превышает независимые государства Южного Кавказа. Между тем именно регион Большого Кавказа (объединяющий российский Северный Кавказ и три независимых государства Южного Кавказа) стал в 1990-е годы самым нестабильным на пространстве бывшего СССР.

«Безопасность – это слово, имеющее частное и общественное значение. В последние несколько лет в Кавказском регионе произошел коллапс безопасности в обеих сферах». Со словами эксперта Лондонского института мира и войны Тома де Ваала трудно не согласиться. Понятия «Кавказ» и «конфликты» (равно как «Кавказ» и «война», «Кавказ» и «беженцы») оказались словно привязаны друг к другу позднесоветской и постсоветской историей. Из восьми вооруженных межэтнических конфликтов на постсоветском пространстве шесть имели место в регионе Большого Кавказа: армяно-азербайджанский конфликт из-за Нагорного Карабаха, грузино-осетинский, грузино-абхазский и осетино-ингушский конфликты, гражданская война в Грузии, наконец, война (вернее, войны) в Чечне. До сих пор ни один из вооруженных межэтнических конфликтов на Кавказе не урегулирован до конца. Более того, в течение 2004–2008 годов в Южной Осетии, 2006–2008 годов в Абхазии имела место «разморозка конфликта» (то есть попытки сторон изменить сложившийся в 1990-е годы статус-кво). Эта «разморозка» завершилась «пятидневной войной», еще туже завязавшей два конфликтных узла. В Нагорном Карабахе процесс «разморозки» также имеет место (особенно в последние три года). Однако в отличие от абхазской и югоосетинской ситуации является тактическим по своему характеру.

В то же самое время конфликтное урегулирование в Пригородном районе Республики Северная Осетия и в Чечне не стало необратимым процессом. Помимо актуализированных («открытых») конфликтов в Кавказском регионе развиваются латентные («скрытые») конфликты. Начиная с середины 2000-х годов на Северном Кавказе этнический национализм как основная идеология антигосударственного протеста вытеснен исламским радикализмом. Именно под знаменем чистого ислама сегодня осуществляется большинство террористических актов и диверсионных действий в Чечне, Дагестане, Ингушетии, республиках Западного Кавказа. Именно Кавказcкий регион стал своеобразным «поставщиком» непризнанных государственных образований на постсоветском пространстве (Нагорный Карабах, Южная Осетия, Абхазия, Чеченская республика Ичкерия в 1991–1994 и в 1996–1999 годах).

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФАКТОР

Помимо непризнанных государств на территории Кавказа существовали и существуют ныне неконтролируемые территории («серые зоны»), не имеющие даже и непризнанных государственных институтов. К таковым можно отнести так называемую Кадарскую зону в Республике Дагестан в 1998–1999 годах, западные области Грузии в начале 1990-х, Кавказ стал одним из самых милитаризованных регионов не только на территории бывшего СССР, но и всего мира. Независимые государства Южного Кавказа обладают военным потенциалом, сравнимым с потенциалом средней европейской страны. Помимо военного потенциала трех признанных международным сообществом государств существуют военные машины двух частично признанных и одного непризнанного образования, вполне сопоставимых с признанными государствами.

Начиная с прошлого года, миротворческие силы РФ в Южной Осетии и в Абхазии превратились в силы по поддержанию их самоопределения от Грузии. Но и это еще не все. На Российском Северном Кавказе главным вызовом региональной безопасности являются незаконные вооруженные формирования – диверсионно-террористические джамааты, распространившие свое влияние сегодня не только на одну лишь Чечню. А потому самые многочисленные в России военный округ, региональное командование Внутренних войск МВД РФ находятся именно здесь.

Большая часть конфликтов (открытых и латентных) на территории российского Кавказа тесно связана с конфликтами в бывших республиках советского Закавказья, и наоборот. В этой связи мы можем говорить о феномене «связанных конфликтов», разрешение которых может быть наиболее успешным только в комплексе.

Одним из ярких примеров «связанных» этнических конфликтов является «осетинская проблема». Грузино-осетинский конфликт оказал существенное воздействие на ход и результаты первого межэтнического конфликта на территории РФ – осетино-ингушского. Военная фаза последнего пришлась на октябрь–ноябрь 1992 года. В результате эскалации грузино-осетинского противостояния в Северную Осетию в начале 1990-х годов прибыло около 43 тыс. беженцев из Южной Осетии и внутренних районов Грузии. Беженцы способствовали радикализации этнонационалистических настроений в североосетинском обществе. В это же время лидеры Северной Осетии и североосетинские националисты оказались вовлечены в другой межэтнический конфликт, осетино-ингушский. В значительной степени беженцы из Южной Осетии стали массовой опорой радикалов Северной Осетии, требовавших сохранения «территориальной целостности» своей республики. Результат – появление 40 тыс. (по ингушским данным – более 70 тыс.) вынужденных переселенцев – ингушей. И сегодня именно «кударцы» (осетины – выходцы из Грузии) являются наиболее непримиримой группой в отношении ингушского населения Пригородного района.

Грузино-абхазский конфликт способствовал консолидации адыгских этнонациональных движений («черкесского мира») в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Адыгее, а также активизации Конфедерации горских народов Кавказа, сыгравших свою значительную роль в грузино-абхазском конфликте 1992–1993 годов. И сегодня «черкесский мир» один из важнейших участников (хотя часто не декларирующих свое участие) грузино-абхазского противостояния.

Выдавливание из Грузии кварельских аварцев в начале 1990-х годов привело к завязыванию конфликтного узла на севере Дагестана. Переселяющиеся в Кизлярский и Тарумовский районы Дагестана аварцы (представляющие горский хозяйственно-культурный тип) вступили в конфликт с русскими и ногайцами (представителями равнинного хозяйственно-культурного типа). Как следствие, отток русского населения из северных районов Дагестана.

Армяно-азербайджанское противостояние из-за Нагорного Карабаха привело к значительному перемещению армянских беженцев на территорию Краснодарского и Ставропольского краев. По официальным данным, с 1989 по 2001 год количество армян Кубани увеличилось на 42,52% (на 244 783 чел, то есть 3,7% его национального состава). Сегодня армяне – это 12% населения г. Туапсе, 15% – Сочи, 38% – Адлера. Таким образом, «армянский вопрос» стал в Краснодарском крае одним из важнейших общественно-политических факторов, а антиармянская (мигрантофобская) риторика – одним из способов политической легитимации краевой элиты, списывающей собственные просчеты на чужаков-мигрантов.

Проблемы лезгинского и аварского меньшинства в Азербайджане (разделенного между этим прикаспийским государством и российским Дагестаном), конфликт из-за Нагорного Карабаха, «чеченский фактор» на протяжении всего постсоветского периода существенно ухудшали двусторонние российско-азербайджанские отношения. В российско-грузинских двусторонних отношениях помимо абхазско-осетинских проблем не менее важна стабилизация ситуации в Ахметском районе Грузии (Панкисское ущелье).

«Пятидневная война» в Южной Осетии в августе 2008 года снова подняла политическую роль северокавказских республик. В военных действиях против Грузии принимал участие батальон «Восток» (составленный из этнических чеченцев). Представители этнонационалистических движений Северной Осетии и Кабардино-Балкарии выразили готовность отправить добровольцев в зоны конфликтов, однако в прошлом году (в отличие от начала 1990-х) массового участия волонтеров не произошло. Но возможности для мобилизации населения под лозунгами «защиты братьев» абхазов и осетин были снова воочию продемонстрированы. В то же самое время Ингушетия (из-за осетино-ингушского конфликта) стала единственной северокавказской республикой России, отказавшейся принимать беженцев из Южной Осетии.

Таким образом, обеспечение безопасности на российском Кавказе немыслимо и неотделимо от стабильности в Грузии, Армении и Азербайджане. Именно поэтому с момента распада СССР РФ взяла на себя бремя геополитического лидерства на Южном Кавказе. Отсюда повышенный интерес России к тому, что происходит за Кавказским хребтом, а также неприятие любого вмешательства в региональные процессы со стороны внешних игроков. Здесь слишком велика цена ошибки. Это – тот случай, когда внешнеполитический провал практически неизбежно влечет за собой если не дестабилизацию, то серьезное осложнение ситуации «на внутреннем фронте». А потому в отличие от европейского «добрососедства» кавказское должно опираться не в последнюю очередь на последовательность, волю и силу.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
974
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2767
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1567
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1935

Другие новости