На американской военной базе в Румынии.
Фото Reuters
Вице-президент США Джозеф Байден завершил свой визит в Европу. Он побывал в трех государствах – союзниках Вашингтона по НАТО. И нашел для каждого из руководителей этих стран и отдельных представителей элиты свои «добрые слова», отвечающие их чаяниям и надеждам.
Сначала пообещал Варшаве разместить в Польше вместо третьего позиционного района стратегической ПРО пару американских батарей зенитно-ракетного комплекса Patriot PAC-3, а в перспективе еще и ЗРК Standard Missile (SM-3). Провел переговоры и в Бухаресте. В Румынии к концу года должно быть закончено строительство американской военной базы, которая примет около 1,6 тыс. «джи-ай». Надо было удостовериться, что этому ничего не помешает.
К 2011–2012 году аналогичный объект Пентагона должен появиться также в Болгарии. Правда, эмиссар Белого дома не полетел в Софию, ибо у него не было сомнений, что и этот план будет претворен в жизнь. А потом Байден успокоил пражских политиков, обеспокоенных отказом администрации Барака Обамы от передислокации в Чехию из Калифорнии радара Х-диапазона, заверениями, что американская система противоракетной обороны защитит и их страну.
«ПАТРИОТЫ» ВМЕСТО КАСТОРКИ
Особенно радостно встречали Джо Байдена в Варшаве. Вице-президент США провел успешные переговоры и с премьером Польши Дональдом Туском, и с президентом страны Лехом Качиньским. Оба государственных мужа настойчиво убеждали заокеанского гостя, что Речь Посполитая с очень большой радостью примет на своей земле новые американские системы противоракетной обороны.
В свою очередь, второй человек в администрации США успокоил собеседников: Вашингтон не намерен «перезагружать» отношения с Россией за счет своих восточноевропейских друзей. Байден заявил, что новая система ПРО будет более эффективно защищать Европу от возможных пусков ракет средней и меньшей дальности из Ирана. «Польша считает очень интересным этот проект, который называется SM-3, предусматривающий новую конфигурацию ПРО, – сказал потом на пресс-конференции Дональд Туск. – Мы готовы участвовать в этом проекте».
Многие наблюдатели обратили внимание, что польской элитой вмиг были забыты обиды на Вашингтон, где, словно специально, к 17 сентября, именно к 70-летию ввода советских войск на территорию Западной Белоруссии и Западной Украины, отторгнутых затем от Польши по пакту Молотова-Риббентропа, подгадали с отказом от размещения в Речи Посполитой третьего позиционного района ПРО, на который так активно рассчитывали в Варшаве. Еще бы! Против этого возражала Москва. Там считали американскую стратегическую ПРО в Восточной Европе угрозой российским стратегическим силам сдерживания. А как хотелось некоторым польским политикам хотя бы с помощью чужих (американских) рук, но показать «клятым москалям» свою геополитическую значимость, а тут такой облом.
Барак Обама позвонил и предупредил Варшаву о своем решении лишь накануне 17 сентября. Хотя Москве сообщил о нем за неделю. И этим своим шагом как бы публично поставил президента Речи Посполитой и ее премьера перед фактом полного пренебрежения польскими интересами. Можно сказать, унизил страну. Хотя его коллеги в Варшаве и пытались смикшировать ситуацию, говорили, что он «не дозвонился». Но представить такое в ХХI веке невозможно. Местные газеты даже назвали поступок нынешнего хозяина Белого дома «предательством».
Теперь память о сентябрьском унижении прошла. Оказалось, что США все же не оставят Польшу без своей защиты. Разместят на ее территории столь вожделенные зенитно-ракетные комплексы. Правда, для обороны не от стратегических ракет, а всего лишь от баллистических ракет средней и меньшей дальности. Которых нет у России, но есть у Ирана. Но в этом мало кто разбирается, какие ракеты и для защиты от чего. Главное – есть повод для радости: над Полонией простерлась длань нового «старшего брата». А это для уязвленных историческими комплексами людей очень много значит. Как лекарство от желудочных затруднений. Что-то вроде касторки. И отдельные представители политического класса Речи Посполитой благодарны заокеанскому патрону.
НЕТ ОТВЕТА...
При этом никто почему-то не ставит вопрос: а зачем Польше зенитно-ракетные комплексы Patriot и Standard? От кого они будут ее защищать? Кто-нибудь угрожает стране – члену Североатлантического альянса, в котором действует основное правило «один – за всех, все – за одного»? Экс-посол США в Варшаве Виктор Эш разъясняет, что для этой страны значение играет не тип развертываемой американской ПРО, а тот факт, что вместе с ней на польской земле появятся американские военные. «Польша считает, что в случае атаки более вероятно, что США отреагируют, если на ее территории будут находиться американцы», – сообщает со ссылкой на Виктора Эша New York Times. Правда, о том, кто будет атаковать это государство, не говорит и он.
Ни у одного из государств – соседей Речи Посполитой нет к ней никаких территориальных претензий. Ни у Германии, часть земель которой по решению Ялтинской конференции 1945 года отошла к Варшаве. Ни у Чехии, которая вернула себе территории, захваченные Польшей после Мюнхенского сговора 1938 года. Претендовать на Вильнюсский край, присоединенный в 1939 году к Литве, полякам тоже не с руки. У стран НАТО не может быть территориальных притязаний друг к другу по определению. Иначе они не являлись бы членами этого военно-политического союза.
Для России польская земля тоже не представляет никакого особого интереса. Разве что как транзитный маршрут для прокачки российских углеводородов в Западную Европу. Но в получении нефти и газа из России заинтересованы сами европейские страны, и Москве незачем давить на Варшаву, с тем чтобы она добросовестно выполняла свои транзитные обязательства. За нее это сделают Берлин и Брюссель. А что до исторических комплексов польской элиты, то в Первопрестольной на них смотрят достаточно спокойно. Скорее с сочувствием и недоумением, чем с возмущением. Историю, считают в Кремле, надо оставить историкам, а не примешивать ее к каждому политическому шагу, как ложку дегтя к бочке меда. Дела не поправишь, а продукт испортить можно. И на очень долгое время. Вряд ли это в подлинных интересах поляков, которые когда-то хотели стать мостом между Востоком и Западом, а сейчас все больше стараются превратиться в баррикаду из претензий и обид.
Вот и планы с размещением зенитно-ракетных комплексов. Что «Патриотов», что «Стандартов», которые американцы хотят развернуть на «старом месте» – в местечке Редзиково Слуцкого воеводства на севере Польши. От российских стратегических ракет, а также от оперативно-тактических «Искандеров» они не защищают. И от других видов оружия, которые могут применяться войсками РФ, – тоже. Да и «Искандеры» после отказа США от третьего позиционного района стратегической ПРО в Польше никто на границу этой страны, в Калининградскую область, перебрасывать не собирается. Об этом прямо заявил президент России Дмитрий Медведев. У Москвы нет никакого желания или потаенных стремлений как-то угрожать Речи Посполитой или распространять на нее свою «зону влияния». В отечественной Военной доктрине четко прописано, что главной целью РФ является защита как собственной независимости, собственного суверенитета, так и независимости, суверенитета ее союзников. Варшава в их числе не значится.
Да и от иранских ракет и «Патриот», и «Стандарт» – что мертвому припарки. Тегерану вообще нет смысла стрелять своими ракетами в сторону Европы, которая покупает у него нефть и приносит немалые доходы в казну государства. Зачем ему наводить свои «Шахабы» в направлении Варшавы, непонятно. Это лишено всяческого здравого смысла. Правда, есть смысл в том, чтобы Польша платила американским компаниям, например фирме Raytheon, которая производит пресловутые Patriot PAC-3, другим заокеанским концернам, задействованным в обслуживании баз Пентагона.
Хочется Польше быть военной базой США – бог ей судья. Вряд ли «Патриоты» вылечат отдельных польских политиков от их историко-психологических комплексов, больше похожих на болезненные фобии. Россию эти ракеты теперь не волнуют. Против ее «Тополей-М», «Воевод», РС-24 и других стратегических ракет, как, впрочем, и против стратегических бомбардировщиков Ту-160 или Ту-95МС с их крылатыми ракетами Х-55 они, как не раз утверждалось в «НВО», – не вояки.
ОБЕЩАТЬ – НЕ ЗНАЧИТ ЖЕНИТЬСЯ
Между тем стало известно, что американцы успешно закрепляются на юге и юго-востоке Европы. По данным газеты Пентагона Stars and Stripes, Минобороны США затрачивает свыше 100 млн. долл. на строительство новых военных баз в Болгарии и Румынии. Что еще раз подтвердила поездка Джо Байдена. В течение ближайших двух месяцев должно завершиться сооружение базы в Румынии, которая может принять 1,6 тыс. американских военнослужащих и обойдется Пентагону в 50 млн. долл. В 2011–2012 году еще одна база на 2,5 тыс. военных появится в Болгарии.
Джеймс Роббинс, старший научный сотрудник вашингтонского мозгового треста American Foreign Policy Council, которого цитирует издание Пентагона, отметил, что появление баз в Румынии и Болгарии вписывается в американскую глобальную стратегию по передислокации сил США и их переброске из ФРГ в восточном направлении. Содержание американских военных в Румынии и Болгарии обойдется дешевле, и они будут ближе к неспокойному Ближнему Востоку, утверждает Роббинс.
Однако в Москве иное представление о происходящем. Здесь напоминают, что, когда американцы начали говорить о создании своих баз в районе Черноморского бассейна, они утверждали, что на них не будет никаких серьезных контингентов войск и большого количества военной техники. А сами базы предназначены только для ротации личного состава, сменяющегося с боевых постов на Ближнем Востоке. Но на самом деле все оказалось не так. «Базовая перезагрузка» ставит перед российскими военными очень острые вопросы.
В интервью «НВО» генерал-полковник Виктор Есин, бывший начальник Главного штаба РВСН, заявил: «Развертывание элементов ПРО США в Восточной Европе и строительство американских баз в Румынии и Болгарии – это звенья одной цепи – приближения военной инфраструктуры НАТО к границам России». В марте этого года наша газета уже сообщала о зародившемся в штабе американских ВВС проекте переброски боевых самолетов F-16, базирующихся в Италии, в Польшу. Тогда та же Stars and Stripes утверждала, что в Польше лучше возможности для боевой подготовки летного состава и она «ближе к бывшим советским республикам – Украине и Грузии, в которых в последнее время происходили беспокойные события».
Как считает Есин, не исключено, что американцы взяли паузу, чтобы использовать Россию для решения собственных задач. Прежде всего – в Афганистане. Получив от Москвы разрешение на транзит своих военных грузов, администрация Обамы стала проводить на европейском континенте ту же политику, что и команда Буша. При этом разыгрывая старый прием «доброго и злого следователя». Обама представляется здесь «добрым», а Байден – «злым».
Генерал-полковник полагает, что России следует реагировать спокойно. Комплексы «Стандарт», которые согласилась разместить на своей территории Польша, по своим возможностям пока существенно уступают характеристикам ракет GBI шахтного базирования. Третий позиционный район ПРО США, предусмотренный Бушем, угрожал межконтинентальным баллистическим ракетам России. «Если мы не будем участвовать в построении евро-ПРО, американцы выстроят ее так, как им угодно. Нам обязательно необходимо сотрудничать с США, тогда наши интересы могут быть учтены», – сказал эксперт. Правда, не факт, что нас пригласят участвовать в этой программе. Хотя последнее заявление министра обороны США Роберта Гейтса, что Пентагон рассматривает новую российскую РЛС СПРН в Армавире, как элемент общей системы ПРО ТВД, должен внушать оптимизм. Но насколько эти обещания тверды, тоже вопрос.
Что касается баз США в Румынии и Болгарии, то решение об их строительстве было принято в рамках НАТО еще несколько лет назад. Виктор Есин отметил, что России необходимо взаимодействовать с США, НАТО, а также с Румынией и Болгарией, чтобы быть в курсе того, что разместят на этих базах, а также иметь шанс повлиять на эти решения. У Москвы, кажется, есть только один путь попытаться ограничить возможности этих объектов – добиться вступления в силу адаптированного Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Данный договор регламентирует квоты на количество тяжелых вооружений, разрешенных для его участников, но главное – меры доверия между государствами НАТО и европейскими странами, которые не входят в Североатлантический альянс, в том числе Россией.
Москва приостановила свое участие в договоре около двух лет назад, до тех пор пока адаптированное соглашение к нему, учитывающее новые реалии на европейском континенте после распада Организации Варшавского договора, не ратифицируют новые страны – члены НАТО. Однако американцы поставили свое условие: Россия должна прежде вывести свои воинские контингенты из Грузии (что было сделано) и из Молдавии.
По мнению военных экспертов, необходимо активизировать работу по выходу из тупика с адаптированным ДОВСЕ. Вероятно, Москве следовало бы продумать возможности изменения статуса российских миротворцев в Молдавии и рассмотреть инициативу Кишинева о размещении в регионе международных наблюдателей. Это могло бы открыть дорогу к ратификации ДОВСЕ.
Правда, трудно представить, как в нынешних условиях, когда на месте одной Грузии образовалось три независимых государства, в том числе непризнанные странами НАТО Абхазия и Южная Осетия, а на месте Югославии – целый набор независимых и тоже не всеми признанных стран, можно говорить об адаптированном Договоре об обычных вооруженных силах в Европе. Видимо, вместо него надо готовить новое соглашение о военной безопасности на Старом континенте, учитывающее новые геополитические реалии.