Генеральный директор ФГУП «Рособоронэкспорт» Анатолий Исайкин подвел итоги работы в минувшем году единственного в нашей стране государственного посредника по продажам за рубеж всего спектра продукции, технологий и услуг военного и двойного назначения. В 2009-м их объем достиг 7,4 млрд. долл., что на 10% больше аналогичного показателя 2008 года. Основными странами – импортерами российских вооружений и военной техники являются Индия, Алжир, Китай, Венесуэла, Малайзия и Сирия. Всего же география военно-технического сотрудничества РФ охватывает более чем 70 стран мира. И еще один важный показатель: общий портфель заказов компании на ближайшие годы составляет более 34 млрд. долл. Структура поставок продукции военного назначения особых изменений не претерпела: порядка половины всего объема составила техника ВВС, 19% – сухопутных войск, по 13,3% и 13,7% – соответственно – вооружения и техника ПВО и ВМФ.
Естественно, что на пресс-конференции была поднята тема о возможности поставок вооружения в Ирак и Афганистан. На этот счет Анатолий Исайкин сказал: «Еще рано говорить о том, будут ли поставки в Афганистан осуществлены и какие виды вооружения будут поставлены. Это желание заказчика. Это решение американской администрации, это деньги американских налогоплательщиков. Выбор поставщиков за ними. К нам действительно обращаются представители вооруженных сил Ирака и Афганистана о поставках различного вида вооружений. Мы готовы поставлять, если на то будет соответствующее решение администрации США, и если будут выделены средства».
Ранее сообщалось, что вооруженные силы Афганистана и Ирака заинтересованы в приобретении большого количества российских вертолетов, которые оптимально подходят под условия эксплуатации в странах с жарким климатом. В частности, речь шла о транспортных вариантах Ми-8.
Россия видит хорошие перспективы военно-технического сотрудничества с арабскими странами, которые приобретают и готовы покупать в дальнейшем у нас авиатехнику, корабли различных классов, стрелковое оружие. Продолжаются переговоры с Саудовской Аравией, которая хоть и новый партнер для нашего ОПК, но потенциально нацелена на достаточно значимые объемы будущих контрактов.
Между тем в минувшие выходные премьер-министр РФ Владимир Путин сообщил, что Россия и Ливия подписали контракт на поставку вооружения, в том числе стрелкового, на 1,3 млрд. евро. Это – итог переговоров с секретарем главного временного комитета обороны (министром обороны), главнокомандующим вооруженными силами джамахирии генерал-лейтенантом Абу Бакром Юнисом Джабером, в ходе которых стороны обсудили российско-ливийское торгово-экономическое сотрудничество, в том числе в военно-технической сфере.
Кстати, Ливия может стать одним из первых покупателей многофункциональных истребителей Су-35. Кроме того, она заинтересована в покупке Су-30 и учебно-боевых Як-130. Не исключено, что Москва поставит Триполи не менее двух дивизионов С-300ПМУ2 «Фаворит», несколько десятков танков Т-90С, а также проведет модернизацию более 140 танков Т-72, стоящих на вооружении ливийской армии.
По поводу возможных отправки зенитно-ракетных систем С-300 в Иран гендиректор «Рособоронэкспорта» заявил, что в отношении этой страны не действуют какие-то особые правила, так как она не подпадает под действие каких-либо санкций ООН. Но при этом добавил, что российская позиция по данному вопросу четко выражена руководством Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству и главой МИД РФ Сергеем Лавровым. «Мне к этому добавить нечего!» – сказал Анатолий Исайкин.
Напомним, что без малого год назад Сергей Лавров отметил, что «вопрос военно-технического сотрудничества с Ираном, как и вопросы нашего аналогичного сотрудничества с любой другой страной, решается исключительно в правовом поле в соответствии с российским законодательством об экспортном контроле, а оно одно из самых строгих в мире, и, конечно же, с учетом международного права».
В то же время Анатолий Исайкин подчеркнул, что зенитные ракетные системы С-400 «Триумф» в ближайшие годы будут получать лишь Вооруженные силы России. «Только после того как потребности Российской армии будут полностью удовлетворены, можно будет говорить о поставках С-400 за рубеж», – сказал генеральный директор. При этом он отметил, что экспортный потенциал С-400 очень большой: «Поступает много заявок на эту систему».
Перспективным направлением в своей работе «Рособоронэкспорт» считает и продвижение на международном рынке вооружений боевой машины поддержки танков, разработанной на Урале. Она, по словам Исайкина, уникальна. «Я не знаю ни одной страны в мире, на вооружении у которой была бы такая военная техника», – отметил он, добавив, что преимуществами БМПТ являются большая огневая мощь и великолепная защищенность от противотанковых средств.
Что касается ЗРС «Триумф», то у нас этими системами оснащены пока два полка Московской зоны, хотя третий полк должен был заступить на боевое дежурство год назад. А еще есть Дальний Восток, южное направление... Что же до БМПТ, то ее нет на вооружении даже частей постоянной готовности. Или вот Россия предлагает для участия в тендере на закупку 126 истребителей для индийских ВВС самолет МиГ-35. В случае удачного исхода отечественная госказна опять пополнится. Но вот вопрос: сколько этих машин готово закупить родное Министерство обороны РФ? Или такой: придут ли в наших ВВС на смену «дедушкам» Ан-12 современные среднемагистральные «грузовики» МТА? Можно еще вспомнить о БМП-3, автоматах АК-103 (104), пистолетах «Гюрза» и ГШ-18 (последним давно грозят снабдить всю армию), лазерный прибор разведки «Каралон-М» и многое другое, что мы предлагаем иностранцам, но не направляем в собственные войска.
Кстати, определенную часть полученных от продажи вооружений и военной техники средств «Рособоронэкспорт» направляет на проведение НИОКР по созданию экспортно-ориентированных образцов ВВТ. И это не случайно. К сожалению, в отечественном оружейном производстве до сих пор используются научные и конструкторские достижения еще советских времен. А с новыми разработками в нашем ОПК пока не густо.
Вспомнил глава «Рособоронэкспорта» и о проблемах с незаконным выпуском за рубежом нашей продукции военного назначения. «Тема контрафакта и копирования обсуждается во всем мире и касается не только военной, но и гражданской продукции. Она чаще всего возникает по автомату Калашникова, копирование которого связывают с Китаем. Могу сказать, что Китай сейчас – это единственная страна, которая получила лицензию на производство автомата Калашникова. С другими странами пока ведется работа», – сказал Исайкин.
По его словам, по лицензии автомат Калашникова раньше изготавливали и Болгария, и Словакия, и другие страны. Но срок действия этих лицензий закончился, и «Рособоронэкспорт» занимается этим вопросом, создана специальная комиссия, которая рассматривает заявки на выпуск российских образцов ВВТ.