0
1783
Газета Концепции Интернет-версия

14.05.2010 00:00:00

Cтратегически важные "мелочи"

Михаил Кардашев

Об авторе: Михаил Кардашев - независимый эксперт.

Тэги: снв, договор


снв, договор Ту-95 еще послужат: специфика Пражского договора усиливает значение авиационной части ракетно-ядерной триады.
Фото с сайта www.armi.lv

После подписания президентами России и США 8 апреля 2010 года в Праге нового Договора о СНВ в прессе появились многочисленные статьи, касающиеся этого документа. В них достаточно подробно анализируются основные положения нового договора, возможное его влияние на развитие стратегических наступательных вооружений и на стратегическую стабильность. Вместе с тем хотелось бы обратить внимание на некоторые «детали» нового договора, не нашедшие отражения в публикациях экспертов.

В состав сокращаемых и ограничиваемых Договором СНВ-3 вооружений наряду с МБР, БРПЛ и их пусковыми установками входят ядерные вооружения тяжелых бомбардировщиков. При этом в соответствии с Протоколом к договору к ядерным вооружениям тяжелых бомбардировщиков относятся ядерные крылатые ракеты воздушного базирования (КРВБ) большой (свыше 600 км) дальности, ядерные ракеты класса «воздух-поверхность» и ядерные бомбы. В тексте договора, а также разделе «Термины и определения» Протокола к нему отсутствует определение термина «ядерные ракеты класса «воздух-поверхность» и какие-либо ограничения на технические характеристики ракет этого класса, включая и ограничения на максимальную дальность полета. Из чего следует, что допускаются создание, испытания и развертывание такой разновидности этих ракет, как ядерные баллистические ракеты класса «воздух-поверхность» с дальностью свыше 600 км.

Новый договор не ограничивает какие-либо виды неядерных вооружений тяжелых бомбардировщиков, а также численность тяжелых бомбардировщиков с такими вооружениями. Это позволяет неограниченно развертывать любые виды неядерных вооружений, включая неядерные баллистические ракеты класса «воздух-поверхность» с дальностью свыше 600 км. В завершившем свое действие 4 декабря 2009 года Договоре СНВ-1 баллистические ракеты класса «воздух-поверхность» с дальностью свыше 600 км в ядерном и неядерном оснащении были выделены в отдельный вид СНВ – БРВЗ, создание, испытания и развертывание которых были запрещены. Отсутствие в новом договоре запрета на БРВЗ в ядерном оснащении, которые обладают свойствами, способствующими повышению стратегической стабильности, можно было бы только приветствовать и отнести к безусловному достижению обеих сторон.

Однако в Договоре СНВ-3 независимо от реальной загрузки за каждым развернутым тяжелым бомбардировщиком засчитывается один ядерный боезаряд. С учетом проработок, проведенных в СССР и США, фактическая численность ядерных боезарядов БРВЗ межконтинентальной дальности, оснащенных разделяющимися головными частями, размещаемых на одном тяжелом бомбардировщике, может составлять до 20 единиц. Таким образом реальная численность развернутых на тяжелых бомбардировщиках боезарядов БРВЗ может в 20 раз превышать засчитываемое значение. В то же время за развернутыми МБР и БРПЛ новым договором засчитывается количество установленных на них боеголовок. Получается, что один развернутый ядерный или неядерный боезаряд МБР или БРПЛ эквивалентен с позиций зачета 20 ядерным боезарядам БРВЗ. Подобная неравноценность зачета боезарядов баллистических ракет различных видов базирования логически необъяснима. В новом договоре используется неравноценный подход к зачету боезарядов баллистических ракет (МБР, БРПЛ) – с одной стороны, и ядерных крылатых ракет и ядерных бомб – с другой стороны. В этом есть хоть какая-то логика, поскольку неэквивалентно засчитываемые боезаряды относятся к вооружениям с существенно отличающейся уязвимостью при доставке к целям. Уязвимость же БРВЗ межконтинентальной дальности от средств противодействия с учетом всех этапов функционирования по крайней мере не ниже уязвимости МБР и БРПЛ.

Однако представляется маловероятным, что США пошли на снятие запрета на БРВЗ в ядерном оснащении и обе стороны согласились на описанный неадекватный вариант зачета их боезарядов. Возможно, что в новом договоре под ядерными ракетами класса «воздух-поверхность» понимаются только ракеты этого класса с дальностью менее 600 км, но о каких-либо уточнениях по этому поводу не объявлялось. В случае появления подобного уточнения будет исключена возможность развертывания ядерных баллистических ракет класса «воздух-поверхность» с дальностью свыше 600 км (ядерных БРВЗ). Что касается неядерных БРВЗ, то их создание, испытания и развертывание не ограничены новым договором, так же как не ограничены другие виды неядерных вооружений тяжелых бомбардировщиков. Это в полной мере отвечает курсу США на количественное наращивание и качественное совершенствование новой американской триады стратегических сил, равноправной компонентой которой являются высокоточные неядерные стратегические вооружения.

Еще одной немаловажной «деталью» нового договора является отсутствие каких-либо ограничений на боевое оснащение ядерных КРВБ большой дальности. Ранее Договором СНВ-1 запрещались производство, испытания и развертывание ракет этого класса, снаряженных двумя или более ядерными зарядами. Отсутствие ограничений на многоэлементное боевое оснащение ядерных КРВБ большой дальности еще более усугубляет ситуацию с неадекватностью зачета ядерных вооружений тяжелых бомбардировщиков. В новом договоре за каждым развернутым тяжелым бомбардировщиком засчитывается один ядерный боезаряд. То есть 20 ядерных боезарядов американских КРВБ ALCM-B, размещаемых на тяжелом бомбардировщике B-52H, засчитываются за один ядерный боезаряд. При многоэлементном боевом оснащении КРВБ большой дальности число ядерных боезарядов, размещаемых на тяжелых бомбардировщиках, может возрасти до двух-трех раз. Для существующих американских бомбардировщиков типа Б-52H уже не 20, а до 40–60 ядерных боезарядов будут засчитываться за один боезаряд.

Еще одной «деталью» нового договора является отсутствие ограничений на число ядерных КРВБ большой дальности в оснащении тяжелых бомбардировщиков. В соответствии с Договором СНВ-1 число таких ракет на тяжелом бомбардировщике не должно было превышать 16 единиц у СССР и 20 единиц у США. В то же время в новом договоре в отличие от Договора СНВ-1 отсутствует запрет на оснащение ядерными КРВБ большой дальности самолетов, которые не были с самого начала построены как бомбардировщики. Это позволяет США при необходимости переоборудовать транспортные самолеты типа «Боинг-747» в носители ядерных КРВБ большой дальности. Соответствующие проработки в этом направлении в США проводились. При этом на одном носители может размещаться до 50 ракет. На 30 подобных носителях может быть размещено до 1500 ядерных КРВБ большой дальности, которые будут засчитываться всего лишь как 30 ядерных боезарядов. При многоэлементном оснащении ядерных КРВБ число развернутых ядерных боезарядов на авиационных носителях еще более возрастет. Таким образом, новый договор и Протокол к нему в том виде, как они были подписаны президентами России и США, позволяют только в авиационной компоненте стратегических ядерных сил США развернуть ядерные боезаряды, по своей численности эквивалентные либо в несколько раз превосходящие потолок в 1550 единиц. В силу экономических причин Россия аналогичными возможностями не располагает.

Перечисленные «мелочи» нового договора могут оказать существенное влияние на фактические количественные и качественные характеристики стратегических ядерных сил, а следовательно, и на стратегическую стабильность в ближайшие 10 лет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
2274
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
2955
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2215
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
3926

Другие новости