ВС Азербайджана пока не могут похвастаться победами, но зато у них теперь есть новая доктрина.
Фото Reuters
ДОЛГОЖДАННАЯ ДОКТРИНА
В первой декаде июня Милли меджлис (парламент) Азербайджана почти единогласно принял военную доктрину страны. Над подготовкой этого документа азербайджанские эксперты работали шесть лет. В первых числах текущего месяца он был представлен на рассмотрение парламентской комиссии, а 8 июня утвержден Милли меджлисом.
Доктрина, состоящая из семи основных разделов и 75 пунктов, носит оборонительный характер.
Первые два раздела документа определяют цели и задачи, а также дают информацию о глобальной и национальной безопасности страны.
Здесь отражены такие результаты влияния угроз на глобальную безопасность, как терроризм, финансово-экономический кризис, незаконная религиозная деятельность, организованная преступность, оружие массового поражения, стихийные бедствия.
Кроме того, во второй статье нашли отражение борьба за экономические ресурсы, торговые и транспортно-коммуникационные связи между Европой и Азией, разработка нефтегазовых месторождений в азербайджанском секторе Каспия.
В качестве факторов, влияющих на национальную безопасность страны, указаны: нестабильность геополитической ситуации под влиянием политических, военных и экономических факторов; наличие неразрешенных конфликтов военно-политического характера, в том числе носящих характер сепаратизма; увеличение негативного влияния региональных конфликтов на экономические интересы, в том числе подвергание опасности энергетической и транспортной инфраструктуры стран региона.
В связи с этим в документе отмечается, что основными факторами, негативно влияющими на национальную безопасность Азербайджанской Республики, являются осуществленная армянской стороной политика этнических чисток и разрушение социально-экономической инфраструктуры на оккупированных территориях Азербайджана, а также продолжающая оккупация азербайджанских земель.
Доктрина констатирует, что из-за продолжающейся оккупации захваченные Арменией территории Азербайджана остаются вне любых форм международного контроля. В результате на этих территориях сконцентрирована военная техника и оружие, неучтенные и неконтролируемые Договором об обычных вооружениях в Европе 1990 года и Венским документом о мерах укрепления доверия и безопасности 1999 года; не работают национальные и международные механизмы по обеспечению прав и защиты человека; наблюдаются торговля людьми, незаконное изготовление и оборот наркотиков и психотропных веществ; созданы транзитные маршруты по торговле оружием; сформированы неконтролируемые незаконные базы вооруженных объединений и террористов; ведется незаконное заселение оккупированных районов, сопровождающееся грабежом природных ресурсов, уничтожением редких видов флоры и фауны; уничтожаются памятники духовного и культурного наследия азербайджанского народа.
Отмечается также, что на территории Азербайджана продолжаются попытки разжигания сепаратистских настроений различными силами.
УГРОЗЫ ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ
Третья статья обобщает внешние и внутренние угрозы военной безопасности страны.
В качестве внешних угроз указывается: продолжение оккупации азербайджанских территорий со стороны вооруженных сил Армении; возможное внешнее военное вмешательство во внутренние дела Азербайджана; территориальные претензии со стороны соседних государств; деятельность, направленная на дестабилизацию внутренней политической и социально-экономической ситуации, в том числе поддержка сепаратистских и религиозно-экстремистских движений, засылка незаконных вооруженных группировок и подготовка террористов для засылки на территорию Азербайджана со стороны других стран; нарушение регионального военного баланса или превышение уровня оборонной достаточности, а также создание военных баз, концентрация группировок войск, оружия и усиление иных форм военного присутствия непосредственно вблизи государственных границ и территориальных вод Азербайджана; обострение пограничных споров или же конфликтов; распространение средств массового уничтожения и новейших технологий военного производства.
К внутренним угрозам относятся: деятельность террористических, религиозно-экстремистских и сепаратистских группировок, направленная на нарушение внутренней стабильности и территориальной целостности страны, создание незаконных бандформирований и прочее.
Четвертая статья военной доктрины содержит информацию об оборонной политике Азербайджана. В пятой содержатся военно-стратегические основы военной безопасности страны. Шестая статья определяет обязанности Вооруженных сил и других вооруженных формирований. В частности, подчеркивается, что следует довести до нужного уровня военные подразделения для усиления стратегического давления на оккупанта, в случае необходимости – применения силы для урегулирования конфликта, имеющегося с Республикой Армения, в краткие сроки и с минимальными потерями для Азербайджанской Республики.
Следует отметить, что хотя доктрина не допускает размещения на территории страны зарубежных военных баз, тем не менее Азербайджан оставляет за собой право допустить временное иностранное военное присутствие, если того потребуют национальные интересы.
КАРАБАХСКИЙ ВОПРОС
Еще одним важным моментом доктрины является то, что любую международную помощь Армении и сепаратистскому режиму Нагорного Карабаха, направленную на признание результатов оккупации, официальный Баку будет трактовать как действия, направленные против Азербайджана.
По мнению независимых военных экспертов, данная доктрина является скорее политическим документом, принятым для реализации определенных политических и государственных целей.
«Она изобилует недостатками, одним из которых является отсутствие информации о расположении воинских контингентов страны», – заявил журналистам президент Общественной ассоциации безопасности и обороны Яшар Джафарли.
А руководитель организации «Военные журналисты» Узеир Джафаров упущением документа назвал отсутствие информации о количестве военнослужащих в азербайджанской армии в мирное и военное время.
Однако, по мнению руководителя отдела по работе с правоохранительными органами Администрации президента Азербайджана Фуада Алескерова, все эти претензии беспочвенны. Ведь военная доктрина – это очень серьезный документ, который определяет концептуальные основы системы военной безопасности. При подготовке доктрины изучались аналогичные документы различных стран, опыт их применения на практике и, соответственно, результаты. Необходимо было выбрать самый оптимальный путь обеспечения военной безопасности Азербайджана.
Фуад Алескеров внес ясность и в некоторые утверждения о том, что интеграция в евро-атлантические структуры не указывается в доктрине в качестве стратегической цели, хотя данное положение есть в концепции национальной безопасности.
«Военная доктрина является производной от концепции национальной безопасности и ее составной частью. Доктрина, определяя оборонную политику в мирное время, предусматривает также двустороннее и многостороннее военно-политическое сотрудничество с государствами-партнерами. Учитывая принцип неделимости безопасности и то, что наш регион является составной частью евро-атлантического пространства, Азербайджан поддерживает усилия по созданию системы безопасности на этом пространстве и продолжит сотрудничество с НАТО на основе взаимных интересов», – отметил завотделом Администрации президента Азербайджана. При этом он подчеркнул, что в доктрине существенная роль отведена политике снабжения, формированию и развитию военно-промышленного комплекса Азербайджана. В качестве основных направлений развития ВПК отмечаются обеспечение максимально возможной независимости в удовлетворении потребностей вооруженных сил в оборонной продукции, а также обеспечение конкурентоспособности местного ВПК на внешних рынках.
Баку