0
4917
Газета Концепции Интернет-версия

29.10.2010 00:00:00

"Доктрина Синатры" – выбор НАТО и выбор России

Ласло Макк

Об авторе: Ласло Макк - глава Военной миссии связи НАТО в России, генерал-майор ВС Венгрии.

Тэги: россия, нато


россия, нато Взаимодействие НАТО и России уже стало, можно сказать, традиционным.
Фото Ольги Колесниченко

Еще во времена Советского Союза Михаил Горбачев инициировал процессы сближения с Западом, разоружения и транспарентности. Это был переход от так называемой «Доктрины Брежнева» к «Доктрине Горбачева». На Западе эту доктрину называли «Доктрина Синатры» (Sinatra Doctrine), подразумевалась песня Синатры «My Way». Советский Союз отпускал своих военных союзников по Варшавскому договору из-под жесткого диктата и предлагал им искать свой путь в обеспечении национальной обороны, включая принятие самостоятельных политических, экономических и, конечно, оборонных решений.

ЭЙФОРИЯ 90-Х

НАТО в 1991 году предложило всем странам бывшего Варшавского договора более близкое политическое и военное сотрудничество. Предшествовало этому шагу историческое заседание НАТО во главе с генсеком Манфредом Вернером в Лондоне в 1990 году. На этом заседании была принята известная Лондонская Декларация о преобразованном Североатлантическом союзе, т.е. о рождении нового НАТО. Манфред Вернер объявил об окончании холодной войны и необходимости преодолеть цикл войны и мира, терзавший Евро-Атлантику столетиями. В Лондонской Декларации было записано: «Наш Североатлантический союз должен в еще большей степени быть агентом перемен. Он может помогать создавать структуры более единого континента, поддерживая безопасность и стабильность силой нашей общей веры в демократию, права личности и мирное разрешение споров».

Именно тогда НАТО впервые протянуло руку дружбы странам Варшавского договора и предложило СССР, Чехословакии, Венгрии, Польше, Болгарии и Румынии установить дипломатические официальные отношения с Альянсом, а также тесное военное сотрудничество с Северо-Атлантическим сСветом.

Уже с 1991 года намечалось стратегическое партнерство, общий путь сотрудничества, диалога и взаимодействия НАТО и СССР, до его распада в декабре. Важно упомянуть, что Советский Союз был одним из основателей Совета евро-атлантического партнерства (СЕАП). Тогда же начался взаимный обмен делегациями. Этот период с 1990 до 1997 год можно обозначить как «период эйфории» в отношениях России и НАТО. Обе стороны выразили политическую волю к сближению, заявив, что бывшие противники стали партнерами. Это был очень важный психологический шаг, и в декларации СЕАП было записано, что бывшие страны Варшавского договора и НАТО не рассматривают друг друга как противников.

Несмотря на все трудности, которые Россия пережила после распада Советского Союза в период создания СНГ, Россия оставалась стратегическим игроком Европы и стратегическим игроком евро-атлантического пространства. Сближение и диалог в первоначальном формате продлились до 1993 года, а потом наступила некая неразбериха, хаос. Было непонятно, как НАТО координировать работу со странами бывшего соцлагеря и странами СНГ, которые имели политическую волю к сближению, но по-разному представляли будущее сотрудничество. В Альянсе думали, какую площадку создать для структурного диалога и военного практического сотрудничества. И американский Конгресс вышел в конце 1993 года с идеей начать программу «Партнерство ради мира». Россия стала участником этой программы с 1994 года.

После этого шага Россия выразила добрую волю в решении вопросов безопасности на Балканах, отправив в 1995 году свои миротворческие войска, которые взаимодействовали и с натовскими, и с ненатовскими силами. Россия не хотела потерять свое влияние на Балканах. Балканский вопрос стал тогда если не спорным, то очень важным для выражения внешнеполитических стремлений как Западной Европы, так и России и всех бывших стран соцлагеря. С военной точки зрения применение и действия российских Вооруженных сил в операциях на Балканах обеспечивали баланс сил в урегулировании Балканского вопроса. Своим участием на Балканах Россия показала, что хочет оставаться включенной в решение вопросов безопасности в Европе и хочет быть одним из основных игроков европейской безопасности.

В 1994 году состоялся важный визит – Борис Ельцин посетил США и встретился с Биллом Клинтоном. Это был Саммит США–Россия, на котором были продекларированы внешнеполитические, внутриполитические и экономические цели новой России, включающие стремление сохранить свое доминирование на пространстве СНГ и желание предотвратить расширение НАТО на восток. В Альянсе в 90-е был сделан вывод, что отношения между Россией и НАТО заслуживают какого-то специального формата, так как уже сам по себе этот контур Россия–НАТО был особым – по значению, политике, возможностям Россия отличается от остальных стран. В итоге в 1997 году НАТО и Россия подписали Основополагающий Акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического Договора.

ОБСЕ – МОСТ МЕЖДУ РОССИЕЙ И НАТО

Начиная с периода 90-х в Евро-Атлантике развивались разные инструменты по обеспечению безопасности – НАТО, ОБСЕ, Западно-Европейский союз (Western European Union), также действовали основополагающий Венский документ 1999 года и хорошо нам знакомый ДОВСЕ. Все это составляло такую композицию организаций и документов, которая предполагала гарантии в обеспечении евро-атлантической безопасности. Основополагающий Акт между Россией и НАТО был подписан в заданных условиях рельефа безопасности. Мостом же между Россией и НАТО оставалась ОБСЕ.

Основополагающий Акт заложил принципы сотрудничества: партнерство, демократические ценности, отказ от военной силы, уважение суверенитета, взаимная транспарентность в планировании Вооруженных сил, предотвращение конфликтов на принципах ООН и ОБСЕ, обширное сотрудничество в области миротворческих операций. В этот период сменились исторические фазы – от первой фазы, когда бывшие противники стали партнерами, наши отношения перетекли во вторую фазу, когда Россия и НАТО поняли, что могут работать вместе. Инструментом для решения вопросов, диалога, консультаций и сотрудничества, согласно Основополагающему Акту, был Совместный Постоянный Совет Россия–НАТО, в рамках которого была намечена 21 область взаимодействия.

Дух этого документа – Основополагающего Акта – отражал опыт совместной деятельности на Балканах, где Россия и НАТО на практике доказали, что могут сотрудничать и обеспечивать своими усилиями безопасность в Евро-Атлантическом регионе, могут взаимодействовать по общепризнанным принципам проведения военных действий. Общие военные действия на Балканах (Россия участвовала в миротворческих миссиях ООН) явились прямым доказательством того, что Россия может на равных обеспечить силы и средства для укрепления безопасности Европы.

Многие аналитики отмечают, что одновременно с подписанием Основополагающего Акта в 1997 году в НАТО было принято решение о расширении, были приглашены в НАТО Венгрия, Польша и Чехия, которые в 1999 году стали членами Альянса. Если смотреть с точки зрения баланса сил, то подписание Основополагающего Акта с Россией было неким «балансированием» в стратегии НАТО. Но далее со стороны России появились опасения по поводу расширения НАТО, и эти опасения все усиливались.

ПЕРИОД ИЛЛЮЗИЙ

Вторая фаза отношений России и НАТО длилась с 1997 по 2002 год. При этом 1997–1998 годы – это были «турбулентные годы», так как и страны – кандидаты в НАТО делали многое для подготовки к вступлению в Альянс, и со стороны России были сделаны серьезные шаги в укреплении национальной безопасности и сотрудничества с НАТО. Но весь этот период в целом я бы назвал «периодом иллюзий».

Несчастный случай с подводной лодкой «Курск» в 2000 году, а потом террористическая атака на башни-близнецы 11 сентября 2001 года драматическим образом поменяли международный политический пейзаж. Как следствие НАТО и Россия выстроили очень близкие отношения для предотвращения повторения таких трагедий. Усилился диалог и сотрудничество в области борьбы с терроризмом и в области ракетной обороны. Трагедия «Курска» заставила Запад и Россию, НАТО и Россию искать возможности для усовершенствования своих навыков в области поиска и спасения на море. Несмотря на расширение НАТО и несмотря на разногласия по ДОВСЕ, Россия и НАТО направили совместные усилия на развитие отношений. В 2002 году НАТО и Россия подписали Римскую Декларацию глав государств и правительств Российской Федерации и государств – членов НАТО «Отношения Россия–НАТО: новое качество». Был создан Совет Россия–НАТО.

Если говорить о существенных различиях между документами 1997 и 2002 годов, то при прежней структуре СПС сидящие за столом переговоров страны были разделены на две части – Россия и 16 или 19 членов НАТО. В Совете Россия–НАТО в 2002 году сидели 20 одинаковых партнеров, и прошлого различия больше уже не существовало. Римская Декларация сохранила те же принципы, что и в Основополагающем Акте, но вместо 21 области сотрудничества в новом документе обозначалось 14. В сравнении с 1997 годом области сотрудничества менялись, программа стала менее обширной, но зато менее размытой и более сфокусированной. Список из 14 областей сотрудничества был определен и в 2002 году, и также далее – в 2010 году. Так как угрозы и вызовы, возникшие на повороте двух столетий, консолидировались.

Подписание Римской Декларации еще больше повысило престиж России. И, несмотря на то что Россия не оказалась передовым участником программы «Партнерство ради мира», как все ожидали, вовлечение России в решение серьезных стратегических задач подчеркнуло необыкновенную военную мощь российских Вооруженных сил. Яркая черта Римской Декларации заключалась в том, что произошло разделение решаемых задач на гражданские и военные. Также обозначались задачи для международного штаба в Штаб-квартире НАТО, и для международного военного штаба.

Опираясь на опыт совместных военных действий на Балканах, военное сотрудничество было построено по принципу «building blocks», то есть по блокам и направлениям. Это было продиктовано поставленными целями военного сотрудничества: развитие совместных навыков и оперативной совместимости различных соединений и частей, проведение миротворческих операций и предотвращение кризисных ситуаций. В Римской Декларации также была обозначена задача создать совместную тренировочную базу для подготовки сил и средств для борьбы с вызовами XXI века. Но такого центра до сих пор не удалось создать.


Российская военная техника вызывает немалый интерес у иностранных военных.
Фото Виктора Литовкина

СТАНОВЛЕНИЕ

С 2003 по 2006 год военное сотрудничество было структурно организовано, проводилось более 600 совместных мероприятий между военными силами НАТО и России. Это был очень важный обмен. Выполнялось более 100 программ ежегодно. В этот же период в 2003 году российские войска покинули Балканы, и на этом закончилось совместное боевое применение российских и натовских вооруженных сил. Этот период отношений можно охарактеризовать как период становления, большое влияние на отношения оказал институциональный подход НАТО к сотрудничеству.

С российской стороны для развития совместных навыков в проведении миротворческих операций была определена 15-я мотострелковая бригада, которая проводила совместные учения и тренировки с натовскими войсками, штабами и подразделениями. Проводились учения на море в 2005 году, и в 2008 году, они укрепили взаимодействие в области поиска и спасения на море. В области воздушного сотрудничества оставалась напряженность в отношении ПРО ТВД, но такие инициативы, как контроль воздушного движения, заправка в воздухе, получили новый импульс. В итоге способности российской стороны к стратегической экспедиционной переброске вооруженных сил с места на место значительно усовершенствовались. В политическом аспекте расширение НАТО в 2004 году до 26 стран вызвало негативную реакцию России.

ЗАМОРАЖИВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ

На Мюнхенской конференции по безопасности в феврале 2007 года Владимир Путин жестко критиковал Запад и НАТО за те шаги, которые Россия оценила как угрозу со стороны Запада и со стороны НАТО. Путин критиковал НАТО и США за «двойные стандарты» в связи с проведением военных операций близко к российской границе. Если быть крайне объективными, то необходимо сказать, что к 2007–2008 годах все те европейские институты, договоры и документы, которые были предназначены для обеспечения евро-атлантической безопасности, в большинстве случаев потеряли свою значимость и актуальность. Это относилось к ОБСЕ, к Венскому документу, к миротворческим принципам. В конечном итоге это привело к противоречиям во внешней политике и в понимании международной безопасности между Западом и Россией.

Те большие ожидания, которые обе стороны возлагали на подписание Римской Декларации, не оправдались. В 2007 году Россия выдвинула свои базовые стратегические документы по внешней политике, по безопасности, экономике и по развитию Вооруженных сил. И это была стратегия выхода на арену международной политики в качестве самостоятельного игрока и означало новую расстановку влияния и сил на международной арене.

Все эти возникшие противоречия были ощутимы во время проведения Бухарестского саммита НАТО в 2008 году. Было объявлено, что Грузия и Украина станут членами НАТО. Но, несмотря на существующие противоречия в связи с новыми идеями расширения Альянса, Россия и НАТО подписали договор о транспортировке грузов в Афганистан. Не останавливаясь на теме августовской войны России и Грузии в 2008 году, отмечу, что это событие привело к «замораживанию» диалога и сотрудничества между Россией и НАТО. С августа 2008 года до мая 2010 года наступил перерыв в военном сотрудничестве, начатом еще в 2002–2003 годах.

В плане военного сотрудничества многое пострадало, и те проекты, которые были начаты с 2003 года, остановились. Этап «замороженных» отношений закончился 27 июня 2009 года, когда на Корфу министры иностранных дел СРН решили восстановить политический диалог. И через полгода, 4 декабря 2009 года, было решено восстановить военное сотрудничество. Далее 26 января 2010 года начальники Генеральных штабов СРН реорганизовали свою политическую площадку и подписали акт по продолжению военного сотрудничества. Таким образом, военное сотрудничество было поставлено на «новые рельсы» и были утверждены новые принципы кооперации, которые включают взаимный интерес, разделение затрат и приоритет практических шагов в военном сотрудничестве, а не только политические конференции.

УГРОЗЫ И ВЫЗОВЫ СТАЛИ ЯВЬЮ

Угрозы, которые возникли на рубеже двух веков – XX–XXI столетий, консолидировались и стали более устойчивыми и достаточно рельефными. Все они перечислены в обозначенных 14 областях сотрудничества России и НАТО. Сегодня все стремления, силы и средства надо приложить к решению современных вызовов и угроз. Надо выработать общее их понимание, общие задачи. Один вывод можно сделать сразу – наш диалог и сотрудничество осуществляются в постоянно изменяющихся внешних условиях.

Руководители стран НАТО и России обозначили две основные цели нового этапа сотрудничества – восстановление доверия и создание совместного потенциала в утвержденных областях. В отличие от всего предыдущего периода времени новое военное сотрудничество ведется в реальных конкретных областях, где есть глобальные угрозы, – это борьба с терроризмом, пиратством, спасение на море и логистика.

Политический диалог между НАТО и Россией сегодня осуществляется с большим терпением, пониманием, разъяснением. У сторон есть желание узнать реальные обоюдные озабоченности России и натовских стран. Это можно охарактеризовать как новое распределение влияния Запада и России, особенно в буферной зоне между НАТО и Россией.

Сегодня можно встретить очень много дискуссий, рассуждений о том, какой должна быть структура европейской безопасности, о чем говорит президент Дмитрий Медведев. Нам нужна совместная оценка угроз. Это самая главная задача сегодня для определения объема сил и средств для защиты суверенитета и обеспечения безопасности Европы. Конечно, удобнее и проще сказать: НАТО нацелено против России, а Россия против НАТО, чем начать разбираться в конкретных профессиональных вопросах безопасности. К сожалению, российские офицеры до сих пор убеждены, что в НАТО на полках в кабинетах стоят книги, посвященные тактике и стратегии атаки против России. В НАТО таких книг нет и таких планов не существует.

Нам нужно переместить внимание с противостояния России и НАТО. Перейти от военного противостояния потенциалов к решению конкретных задач и посмотреть на военных как на профессию. Потому что противостояния между нами больше нет, а военная профессия осталась.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
534
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
621
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
587
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
590

Другие новости