0
2846
Газета Концепции Интернет-версия

12.11.2010 00:00:00

Стандарты Альянса – чем они могут помочь Москве

Ласло Макк

Об авторе: Ласло Макк - глава Военной миссии связи НАТО в России, генерал-майор ВС Венгрии.

Тэги: нато, россия, военные


нато, россия, военные Армии стран НАТО давно не испытывают проблем при взаимодействии.
Фото Reuters

Российские военные хорошо разбираются в планировании операций, но у них нет современного опыта в планировании сил и средств, которые бы соответствовали конкретным угрозам.

Главными понятиями для современных Вооруженных сил являются выживание и темп операций. Сегодня все в военном деле надо делать быстро. Темп операций постоянно увеличивается (хотя он увеличивается в любое время истории), и это важнейший фактор, к которому нужно приспосабливаться современным армиям. Однако осуществлять это на практике нелегко.

СКОРОСТЬ, ВЫЖИВАНИЕ, ПЛАНИРОВАНИЕ

При высоких оперативных темпах необходимо избегать износа войск, так как в целом износ военной силы повышается. Нужна высокая выносливость солдат и одновременно – возможность частой смены личного состава. Поэтому в контексте выполнения боевых операций войска НАТО условно делят на три части: одни выполняют миссию, вторые готовятся, тренируются, а третьи отдыхают.

Сегодня все труднее и труднее определить, где граница между различными типами операций – миротворческими миссиями, операциями по предотвращению конфликтов, миссиями по региональному урегулированию и стабилизации. Это обусловлено тем, что все кризисы, конфликты и войны современности приобрели общие черты. Самый важный урок, который мы вынесли из различных типов операций, независимо о вооруженных силах какой страны идет речь, – это выживание.

Когда проводятся операции близко или далеко от своих границ, то для выживания военнослужащих критически важна логистическая поддержка своих сил и поддержка тыла. И надо иметь не только адекватные силы и средства, но и возможность осуществлять перевозки – воздушные, железнодорожные и т.д.

Сегодня значение поддержки тыла все больше повышается и даже приумножается. И во время операции в Ираке, и во время операции в Афганистане значение тыла постоянно возрастало. На одного боевого солдата сегодня приходится один тыловик.

В структурном плане в Вооруженных силах стран НАТО различают три типа действующих войск: combat, combat support и combat service support. То есть боевые силы, силы поддержки и войска тыла. Тыл тоже должен быть подвижным, быстрым и временным.

По итогам проведения в Академии Генштаба РФ недели обучения мобильных групп можно отметить, что у российских военных мало понимания того, как сегодня работает такая военная организация, как НАТО. Никто не знает о том, что за последние 20 лет произошла трансформация НАТО. Военные России не осведомлены о важных интеграционных процессах в НАТО, которые называются военным планированием сил и средств – Force Planning.

За последние годы специалисты Альянса далеко продвинулись в науке подбора подходящей композиции войск и численности военной силы, которая отвечала бы конкретной угрозе и конкретной задаче в операции. Допустим, надо 10 самолетов и к ним столько-то солдат, еще пункт управления, 10 грузовиков и т.п. Для НАТО важны именно эти знания, это обусловлено самой структурной природой НАТО, основанной на коллективной обороне. К миссии подключаются множество стран. Поэтому на высшем руководящем уровне невозможно было бы управлять и отвечать за операции в условиях, когда все 28 стран не умели бы планировать свои силы и средства в соответствии с общими стандартами. Это процесс очень сложный и критически важный.

У российских военных есть хорошее понимание планирования операций, это несомненно. Но сам характер планирования операций пора менять после холодной войны – от планирования сил против какого-то абстрактного противника к решению конкретных военных задач, управления в условиях военного конфликта. Новые требования немного противоречат советскому менталитету времен Варшавского договора, той практике, которая была в Советских Вооруженных силах. Для операции, упрощенно говоря, грузили один грузовик боеприпасами, другой – топливом, и если останется место, то закинут пару батонов хлеба. То есть тыловая поддержка не была приоритетной. И это мышление требует значительной перестройки внутренней композиции Вооруженных сил.

Военные знания и военные способности всегда базируются на опыте. Суть профессии военного состоит в том, чтобы найти самые подходящие силы и средства как для выполнения задач, так и для самозащиты. Про военных принято говорить, что они никогда не могут абсолютно правильно применять свои силы и средства, потому что готовятся к следующей войне на прошлом опыте предыдущей войны. Российским Вооруженным силам надо принимать участие в операциях, чтобы иметь современный опыт. Анализируя действия НАТО, я могу сказать определенно, что проведенные военные, миротворческие и стабилизирующие операции – Балканы, Сомали, Ирак, Афганистан – дали развитие нашим армиям в профессиональном плане. Участие в этих операциях способствовало тому, что войска НАТО достигли хорошего профессионального уровня. Мы можем проводить длительные экспедиционные миссии против экстремистов и повстанцев, против пиратов и террористов на море. Именно практический – боевой и миротворческий – опыт позволяет в настоящее время Вооруженным силам НАТО находиться в устойчивом и уверенном состоянии. Наши военные смогли на практике приспособиться к тем новым профессиональным требованиям, которые нам выдвинул XXI век. Собственно, это и есть ключевой момент трансформации всех Вооруженных сил. Мы прошли путь от холодной войны, непростой период после ее окончания, к временам новых вызовов и угроз и к проведению операций в абсолютно новых условиях, отличающихся от прежних.

Военным надо приобретать опыт, но не для того, чтобы непременно воевать в следующую войну с кем-то, а чтобы достичь максимальной эффективности применения военной силы в случае необходимости, чтобы постоянно повышать свой профессиональный уровень. И даже необязательно приобретенный опыт будет использован в следующих операциях, он нужен в период текущей миссии, чтобы день за днем совершенствовать свои навыки. В новый век тактическая обстановка на войне меняется стремительно и постоянно. То, что казалось достаточным полгода назад, вчера или даже в условиях одной и той же текущей миссии – стремительно теряет свою актуальность. Стратегические и тактические условия очень быстро меняются таким образом, что военным надо постоянно пересматривать свои подходы в применении и планировании военной силы.

ЭПОХА СТРАТЕГИЙ ВОЕННО-ГРАЖДАНСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

К еще одной важной черте современности относится снижение значимости непосредственно военной силы в операциях и миссиях. Это общая тенденция XXI века. Если после острой фазы процесс урегулирования конфликта идет по положительному треку, то значимость военного присутствия, военных гарантий и использования военной силы постепенно уменьшается. Параллельно с этим повышается роль военно-гражданского сотрудничества. Так, в начале операции в урегулирование конфликта обычно вовлечены 80% военных сил и 20% гражданских специалистов. Постепенно, по мере достижения стабилизации и примирения сторон конфликта, это соотношение меняется зеркально – в урегулирование вовлечены 80% гражданских и 20% военных специалистов.

Таким образом, в современных операциях решаются сразу не только военные задачи, но и гражданские. Все это служит обеспечению режима безопасности, то есть в задачи гражданских сил также входит обеспечение безопасности. В этом аспекте необходимо подчеркнуть, что военная сила не должна быть избыточной в зоне конфликта. В военном планировании сил и средств НАТО – «Force Generation» – существует такое двойное требование: применение военной силы в операции должно быть достаточным, но не избыточным, чтобы не нарушить важное в аспекте урегулирования военно-гражданское взаимодействие, не мешать выполнению гражданских задач в регионе, налаживанию функционирования государственных структур в регионе и его экономическому развитию. На достижение именно такого результата сегодня в большей степени направлена стратегическая военная мысль при планировании зарубежных миссий.

Все европейские страны, реформируя свои вооруженные силы, прошли примерно одинаковый путь, сталкивались с одними и теми же проблемами и принимали примерно одинаковые решения. И это не относится только к странам Варшавского договора и не связано с их подготовкой к стандартам НАТО. Этот процесс наблюдался во всех странах Евро-Атлантики, и нет такого понятия, как «стандарты НАТО», – все стандарты обусловлены требованием времени, современными вызовами и угрозами безопасности. Просто страны НАТО первыми стали активно проводить современные реформы, и характер реформ окрестили «натовскими требованиями». Основная цель всех Вооруженных сил – защита своей страны, ее суверенитета, самозащита, защита своего воздушного пространства. Именно это мы в НАТО называем 5-ей статьей Вашингтонского Договора.

В отношении состояния российских Вооруженных сил, в моем понимании, нужно больше фокусировать внимание на так называемом Всеобъемлющем Подходе, который учитывает две основные задачи при выполнении операций и миссий: обеспечить безопасность и обеспечить условия для функционирования руководящих национальных органов в целях развития региона. На самом деле, эти задачи все меньше и меньше относятся к компетенции Вооруженных сил. Самый главный вопрос во Всеобъемлющем Подходе заключен в трудности определения необходимой и достаточной военной силы. Для этого нужно все аспекты военной безопасности, все военные проблемы сформулировать очень четко и метко. И в соответствии с этими военными проблемами подобрать достаточные военные силы, использовать их максимально эффективно. Надо находить самый подходящий военный способ или метод для обеспечения безопасности. Делать это становится все тяжелее и тяжелее. Это может быть прямое использование военной силы и военное присутствие, или тренировка и обучение местных Вооруженных сил, или только демонстрация военной силы. Постановка задачи может быть очень различной.


Силы НАТО осваивают далекие от евроатлантического пространства ТВД (на снимке – солдаты бундесвера в Афганистане).
Фото Reuters

Достаточное военное присутствие в зоне миссии и обеспечение задачи военной безопасности так, чтобы военные не мешали выполнению гражданских функций, должно служить базовой цели – созданию режима безопасности в обществе. А безопасность в обществе первично обеспечивается не вооруженными силами, а силами полиции, силами внутренних местных войск.

Этот процесс столкновения в операциях задач военных и гражданских требует совмещения двух точек зрения на оценку уровня безопасности и угроз – одной придерживаются военные, они всегда опираются на самый худший сценарий развития ситуации; другой точки зрения придерживаются гражданские, которые все рассматривают с позиции «перфектного мира». То же относится и к системе национальной безопасности. У военных есть свои организации, у гражданских – свои, включая разведку. Всем вместе нужно оценить действительные угрозы и прийти к общему знаменателю. Это в интересах всех, так как чем точнее оценены угрозы, тем легче планировать силы и средства, определять их объем, экономить бюджетные деньги, снижать затраты. Ведь если военные угрозы и опасности в документах (например, в Военной доктрине) недействительные и нереальные, то тогда государство будет изыскивать силы и средства для каких-то несуществующих и неопределенных вызовов и угроз, и в целом затраты на оборону непропорционально вырастут. В нынешних жестких экономических условиях траты на оборону должны быть сопоставимы с действительными угрозами.

В рамках сотрудничества НАТО и России, в прописанных 14 областях партнерства в Совете Россия–НАТО, которые отражают современные вызовы и угрозы безопасности, российским Вооруженным силам нужно будет интенсифицировать свои реформы и быстрее приспосабливаться к современным требованиям с целью повышения своей эффективности на практике. Возможно, такая рекомендация звучит банально, так как всем вооруженным силам постоянно нужно приспосабливаться к новым условиям. Российские Вооруженные силы непрерывно осуществляют реформирование со времен конца холодной войны, когда произошло сокращение армии в связи с окончанием противостояния массивных сил двух политических сторон. Далее Российская армия совершенствовалась в процессе операции на Балканах; российские военные участвуют и в более территориально отдаленных миссиях. Но, рассуждая с точки зрения глобальных вызовов и угроз, чтобы иметь возможность адекватно отвечать на глобальные проблемы, российским Вооруженным силам нужно совершенствоваться в направлении отработки своих способностей к экспедиционным миссиям, улучшать показатели переброски войск.

Суммируя, можно отметить, что быстрая дислокация сил и средств, выживание войск в различных условиях, высокий уровень самозащиты, высокоточное оружие для нанесения точечных ударов и адекватное обеспечение на ТВД тыловой поддержки войск, с пониманием комплексной роли гражданских сил в поддержании безопасности и развитии региона – вот современные требования для сильных армий. Все это называется Всеобъемлющим Подходом. Определенно, это нетрадиционное и непривычное для поколения прошлого века понимание военных задач.

Сегодня Россия и НАТО сотрудничают по очень широкому кругу вопросов и не ограничиваются только военной областью сотрудничества. Партнерство в целом направлено на обеспечение безопасности евро-атлантического пространства: борьба с терроризмом, Афганистан, контроль над вооружениями, нераспространение ОМУ и атомного оружия в частности, ПРО, чрезвычайные ситуации, борьба с пиратством, кризисное урегулирование, научное сотрудничество. Критически важным является развитие взаимодействия в области политики безопасности, совместная разработка стратегий и доктринальных вопросов.

ГРАЖДАНСКИЙ КОНТРОЛЬ НАД ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АРМИЕЙ

Принципиальное отличие от времен холодной войны можно охарактеризовать одной фразой – гражданский контроль над военными. В переходные времена конца 80-х – начала 90-х годов Венгрия сформировала собственную систему национальной безопасности, установив при этом объективный гражданский контроль над своими Вооруженными силами. Система национальной безопасности, с одной стороны, должна опираться на гражданский контроль армии, а с другой стороны – должно быть обеспечено эффективное выполнение оборонных задач. Такого не было при Варшавском договоре, в советские времена военные не знали никакого гражданского контроля и зачастую не были обременены необходимостью получать одобрение политического руководства страны. И в то же время политические руководители мало понимали в военном деле и в том, как выполнять военные задачи. В основе гражданского контроля над армией – разделение функций Министерства обороны и Генерального штаба.

Грань между гражданским контролем и выполнением оборонных задач находится непосредственно на уровне министра обороны и начальника Генерального штаба. Министр обороны в Венгрии определяет задачи, а Генеральный штаб их выполняет. И проблема сегодняшнего дня заключается в устранении неустойчивости в этом контуре, нахождении баланса во взаимоотношениях этих двух противоположных сил – гражданского министра обороны и военного начальника Генерального штаба. Зачастую между ними велась ожесточенная борьба. Венгры находятся в поиске этого баланса между гражданскими и военными, которые по своей природе всегда на политической арене стремятся «съесть» друг друга, всегда идут вразрез друг с другом, и каждый хочет получить больше прав.

В целом нам удалось сбалансировать элементы более широкого понятия – системы национальной безопасности страны. Она сейчас функционируют эффективно. В России развитие этих процессов отстает от Запада. Венгрия прошла нелегкий путь реформ – вписала свою армию в парламентскую государственную систему управления. Мы осознали, что только парламент должен определять численность армии, виды вооружений, дислокацию войск, зарубежные миссии, внутренние оборонные задачи, вступление в те или иные блоки и альянсы. В Венгрии постепенно все эти вопросы перетекали на парламентский уровень. И в итоге система национальной безопасности стала представлять собой стройную линию, начиная с президента и заканчивая простым солдатом. В системе был учрежден необходимый гражданский контроль над армией. Было установлено определение задач для армии, с одной стороны, и их выполнение – с другой стороны.

Венгрия начала переход на контрактный способ комплектования армии с 1995 года. Тогда была утверждена Концепция строительства Вооруженных сил Венгрии и определена их окончательная численность. Срок службы по призыву был сокращен до полугода с правом продления его на 3–4 месяца. Полностью на контракт венгерские Вооруженные силы перешли в 2004 года. С первых шагов военной реформы Венгерской армии и до ее превращения в профессиональную армию она была «ужата» со 150 тыс. человек до 25 тыс.

Только в профессиональной армии можно избавиться от такого негативного явления, как «дедовщина». Когда войска состоят из контрактников, тогда каждый солдат знает свою задачу, свою миссию, возможности своего профессионального роста. И это совсем другая обстановка в войсках в сравнении с призывом. И надо двигаться именно в этом направлении.

В любом обществе всегда есть два порядка – официальный и неофициальный. Солдаты на официальном уровне все одинаковые, и поэтому они создают неофициальную иерархию. В условиях призыва она базируется на сроке прохождения службы – кто сколько отслужил. Казалось бы, все солдаты равны, но все-таки среди них организуется своеобразная структура, «кто равнее». Имя этой неофициальной иерархии – «дедовщина». Явление это крайне негативное. И для массовых армий, там, где много солдат, оно очень характерно. «Дедовщина» встречается не только в России. Например, она была и в Венгрии. У нас до введения контрактного принципа формирования Вооруженных сил происходили очень серьезные случаи в войсках, связанные с неуставными отношениями.

Несомненно, призывная система имеет очень много недостатков. Избавиться в России от «дедовщины» можно будет только при условии повышения доли профессионалов-контрактников в личном составе Вооруженных сил. Вероятность того, что в профессиональной армии может появиться и укрепиться «дедовщина», невелика, а вот в массовой призывной армии совсем наоборот. К тому же контрактники живут по обычному распорядку рабочей недели, у них есть выходные дни, и они имеют возможность расходиться на выходные по домам.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1962
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
941
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
4647
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
3594

Другие новости