Талибы уже давно и почти открыто проводят подготовку к захвату пакистанских ядерных вооружений.
Фото Reuters
Ядерная атака представляет собой одну из тех угроз, чье воплощение приведет к качественному изменению правил игры. Только ядерный взрыв способен уничтожить миллионы людей в течении нескольких секунд и внести беспорядок в привычное геополитическое устройство мира. Во время холодной войны угроза ядерной атаки в основном исходила от американских и советских ядерных арсеналов: тысячи ядерных боезарядов поддерживались в состоянии готовности к тому, чтобы обеспечить разрушающий удар возмездия в ответ на нападение противоположной стороны. Однако сегодня США и Россия вынуждены адаптироваться к новой ядерной угрозе, которую представляют собой террористы, нацеленные на получение и применения ядерного устройства и при этом обладающие и финансовыми ресурсами и доступом к технологиям.
Предотвращение угрозы ядерной войны давно стало общим интересом и для Вашингтона и для Москвы. За прошедшие десятилетия обеим странам удалось преодолеть ряд серьезных трудностей, и посредством заключения договоров и соглашений, которые в конечном итоге позволили сократить ядерные арсеналы и понизить уровень напряженности, тем самым уменьшив вероятность ядерной войны, а попутно и повысив уровень взаимного доверия. Угроза ядерной атаки, которая на протяжении длительного времени являла собой инструмент запугивания, ныне может превратиться в предмет сотрудничества, если США и России удастся договорится о том, каким путем им следует двигаться для достижения прогресса в этом направлении.
Наиболее перспективным для совместного противодействия угрозе ядерного нападения, по моему мнению, представляется сотрудничество США и России в предотвращении ядерного терроризма.
Насколько реальна угроза ядерного терроризма? В ходе конференции, которая проходила в Гарварде в апреле 2010 года, 25 американским и российским генералам был задан вопрос: «Что является большей угрозой – ядерная война между США и Россией или ядерный терроризм?» Ответ и тех и других был единогласным – ядерный терроризм представляет большую угрозу. Ответив на вопрос, офицеры США и России согласились и с тем, что лучшим способом предотвратить ядерный терроризм станут совместные усилия их стран.
Насколько опасна угроза ядерного терроризма? Президент Обама считает ядерный терроризм величайшей угрозой для США. Президент Медведев также называет ядерный терроризм в числе главных угроз для России.
При поддержки Фонда «Инициатива по сокращению ядерной угрозы» бывшего сенатора Сэма Нанна Институт государственного управления имени Джона Ф. Кеннеди при Гарвардском университете запустил осенью 2009 года Американо-Российскую инициативу по предотвращению ядерного терроризма. Данная инициатива была запущена в так называемом формате второго канала сотрудничества, который предусматривает неофициальный диалог на уровне неправительственных организаций. Целью этой инициативы является поддержка усилий правительств США и России по предотвращению ядерного терроризма. Отставной офицер ЦРУ Рольф Моэтт-Ларссен и возглавивший инициативу бригадный генерал в отставке Кевин Райан сначала отправились в Москву чтобы узнать, что следует предпринять в связи с угрозой ядерного терроризма. Затем с той же целью мы побывали в Вашингтоне. В обеих столицах мы задавали одни и те же вопросы: «Кто отвечает за предотвращение ядерного терроризма?» и «Как бы могли помочь?» Как правила в ответ на эти вопросы звучало «Мы не знаем» и «Нам нужны идеи.»
ПОНИМАНИЕ И ПРОБЛЕМЫ
В ходе этих поездок нам стало ясно, что, хотя на высших правительственных уровнях и ясно обозначена озабоченность угрозой ядерного терроризма, бюрократические аппараты слишком медленно идут на межгосударственное сотрудничество в этой области. В некоторых случаях это происходило потому, что бюрократические аппараты не разделяли оценку угрозы, которой придерживалось их руководства. В большинстве же случаев сотрудничество стопорилось из-за таких факторов, как отношение к сотрудничеству, превалировавшие в годы холодной войны, или же из за нехватки идей.
Положительным моментом в данной ситуации является то, что и для американского и для российского бюрократических аппаратов предотвращение ядерного терроризма является сравнительно новой задачей, а поэтому обе стороны могут подходить к сотрудничеству в этой области со сравнительно чистого листа, поскольку расхождений по тому, какую политику следует проводить в этой области, у них было мало, как мало у них было и негативного опыта сотрудничества в этой области. Большей частью эта новая угроза для США и России проистекает от третьих стран, а не от них самих. (Хотя следует и признать, что США и Россия владеют более 90 процентами ядерных материалов в мире, а следовательно могут стать невольными или даже незаконными источниками делящихся материалов и ядерных технологий). Обе страны обладают действенными программами обеспечения физической безопасности ядерных материалов и объектов, что является следствием тех десятилетий, в течении которых эти страны создавали, испытывали и хранили ядерные материалы пригодные для использования в ядерном оружии и на АЭС. Сообщества специальных и разведывательных служб обеих стран осознают, что существует угроза того, что террористические группы могут заполучить или создать ядерное взрывное устройство. Более того, обе страны считают, что именно к этому террористы и стремятся. Обе страны также являются основателями Глобальной инициативы по борьбе с актами ядерного терроризма. Указания на сей счет, поступают из высших эшелонов власти США и России синхронно и обе страны кажется движутся в одном направлении в деле противодействия угрозе ядерного терроризма. В этом смысле сотрудничество по предотвращению ядерного терроризма продвинулось гораздо дальше чем сотрудничество по противоракетной обороне.
Но ничто не бывает «просто», когда дело доходит до ядерных материалов и ядерного оружия. Секретность и чувствительность во всех вопросах, имеющих отношение к ядерной сфере, часто затрудняют сотрудничество. В качестве примера можно привести факт того, что в правительстве обычно лишь очень небольшое количество людей понимают все аспекты проблемы ядерного терроризма, включая технические аспекты, особенности угрозы и обеспечения безопасности, а также военные и политические аспекты. Люди, которые трудятся над противодействием данной угрозы, не понимают как создается ядерное оружие и принципы работы этого оружия.
Люди отвечающие за планирование оперативного применения этого оружия не имеют доступа к информации о том, как это оружие создается, а также к последним данным по угрозе. Люди же отвечающие за политические вопросы либо не имеют доступа к этой информации, либо не понимают ее. Что касается ученых-ядерщиков, чьи знания имеют первостепенное значение для понимания того, каким образом террористы могли бы осуществить ядерный взрыв, они работают практически в затворнических условиях, которые им создают службы безопасности и контрразведки, задачей которых является охрана этих знаний.
Сотрудники Белферовского центра, отвечающие за осуществление вышеуказанной инициативы, осознавали насколько тяжело будет собрать представителей каждого из вышеупомянутых экспертных кластеров даже для проведения мероприятия внутри одного правительства, не говоря уже о мероприятии выходившим за рамки одного государства. Тем не менее именно это они и попробовали сделать в октябре 2010 года. Сотрудники Белферовского центра собрали вместе десять отставных американских и российских генералов ( по пять от каждой стороны.) Их опыт работы был обширен и простирался от военного дела до правоохранительной и разведывательной сферы, а также от ядерной области до политической. Среди них были и четырех–, и трехзвездочные генералы, служившие в ФСБ, ЦРУ, ГРУ, РУМО, ВВ, а также представители Думы и послы. Встреча прошла в Стамбуле поскольку среди участников были люди, гарантировать которым получение въездной американской или российской визы было нельзя. В течении двух дней они обсуждали как правительства двух стран могли бы сотрудничать для предотвращения ядерного терроризма.
ВЫВОДЫ И РЕШЕНИЯ
В целом те выводы, к которым пришли участники данной встречи отражали заявления наших президентов о серьезности угрозы и о необходимости противодействия данной угрозе по целому ряду направлений. Пожалуй наибольшего внимания заслуживало заявление сделанное российской стороной о том, что уровень доверия в отношениях с США стал возрастать. По словам российских участников данной группы они увидели окно возможностей к тому, чтобы добиться реального прогресса по целому ряду направлений потому, что произошло улучшение отношений между двумя странами, что явилось от части ошеломляющим заявлением, учитывая что в число выступающих входили дипломаты, бывшие члены Думы и бывшие представители руководства ФСБ и ГРУ (государственная и военная разведка). Американские и российские офицеры, соберутся вновь в июне, чтобы обсудить конкретные рекомендации для правительств двух стран.
1. Первой рекомендацией для России и США стало проведения значимой совместной оценки угрозы ядерного терроризма. По мнению бывшего сотрудника ЦРУ Рольфа Моэтта-Ларссена, это до сих пор не было сделано. Для более резвого старта в данном направлении, вышеупомянутая группа одобрила несекретную совместную оценку, которую подготовили сотрудники Белферовского центра и Института США и Канады Российской академии наук. Данная несекретная оценка опубликована в мае 2011 года и станет основой дальнейшего диалога на эту тему. Она нацелена на предоставление модели для аналогичного сотрудничества в данной области на уровне правительств двух стран.
2. Вышеупомянутая группа также призвала правительства обеих стран продолжить усилия по повышению уровня осознания угрозы ядерного терроризма, а также по обмену передовыми практическими методами предотвращения данной угрозы. Никакое другое правительство не обладает таким опытом и ноу-хау в области ядерных материалов, который накоплен Россией и США на протяжении многих лет. США и России следует активизировать программы по обмену между нашими учеными-ядерщиками с целью углубления понимания характера угрозы и путей противодействия ей. Недавнее решение США и России по создания центра противодействия ядерному терроризму в российском Абрамово, где будут проходить обучение ядерные ученные и технический персонал, явилось хорошим первым шагом в этом направлении. Если США и России предстанут в глазах мирового сообщества работающими вместе над этой проблемой, то вероятность того, что к нашей инициативе подключатся остальные страны, увеличится.
3. Группа отставных офицеров высказала озабоченность недостатком обмена информацией, а также недостаточным уровнем сотрудничества в области планирования и оперативной области между правительствами двух стран в деле борьбы с ядерным терроризмом. Как сказал один из российских участников на одной из последовавших встреч: «Причина почему нам приходится так трудно кроется в том, что террористы лучше сотрудничают со своими бывшими врагами, чем мы сотрудничаем с нашими бывшими врагами». Обеим правительствам следует расширить сотрудничество между вооруженными силами двух стран в области планирования перехватов, а также взаимодействие между министерствами по чрезвычайным ситуациям по планированию, а также устранению последствия ядерного теракта.
Мы должны обмениваться криминалистическими данными по ядерным материалам, чтобы быть более готовыми отследить источники происхождения в случае, если мы перехватим ядерные устройства террористов. Уже существуют механизмы по осуществлению данного сотрудничества. Они включают в себя план сотрудничества между вооруженными силами США и России, а также двухстороннюю рабочую группу по борьбе с терроризмом.
4. И, наконец, генералы призвали к более тесному сотрудничеству между разведывательными ведомствами, которое, по их мнению, следует поддерживать в независимости от ежедневных флуктуаций в политической составляющей отношений. Эта рекомендация особенно важна учитывая ту контролирующую роль, которую секретность и безопасность играют в ядерных вопросах. Данная рекомендация была основана на опыте двух генералов, в прошлом возглавлявших ГРУ и РУМО (российская и американская военная разведка). Эти два генерала занимали аналогичные должности на протяжении нескольких лет своей службы, но первый раз они встретились только в Стамбуле уже после выхода в отставку. Сколько же еще возможностей для сотрудничества и укрепления доверия мы позволим себе упустить?
ПОВОДЫ ДЛЯ ОПТИМИЗМА ЕСТЬ
В 1986 году состоялся саммит в Рейкьявике, в ходе которого США и СССР намеревались уменьшить угрозу ядерной атаки. Сторонам не удалось осуществить это намерение из за разногласий по вопросам ПРО, а также вследствие недостатка доверия. Президент Рональд Рейган никак не соглашался расстаться со своей мечтой о создании противоракетной обороны. При этом чтобы добиться согласия советской стороны он предложил уничтожить баллистические ракеты и поделиться противоракетными технологиями с СССР. Генеральный секретарь Михаил Горбачев ответил Рейгану на это следующими словами: «Если вы отказываете делится оборудованием для бурения нефтяных скважин и даже фабриками по производству молока, то как я могу поверить что вы поделитесь СОИ».
Двадцать пять лет спустя доверие все еще остается основополагающим вопросом в американо-российских отношениях. США и Россия смогут добиться доверия друг к другу только посредством накопления опыта успешного сотрудничества. В течении лет, прошедших после окончания холодной войны, была успешно заложена часть фундамента для такого сотрудничества. Мы успешно продолжили сокращение ядерного оружия и объединили усилия для борьбы с ядерным терроризмом. Американо-российские отношения сегодня обстоят лучше чем в 1986 году. Есть еще немало вопросов, позиции по которым нас разделяют, но в то же время растет количество вопросов, позиции по которым нас объединяют. Есть один вопрос, который оставался константой в наших отношениях на протяжении более чем 60 лет, и он заключается в том, как предотвратить ядерное нападение.
В 1987-м, году спустя после неудачи в Рейкьявике, Вашингтон и Москва ошеломили весь мир, заключив соглашение согласно которому был уничтожен целый класс баллистических ракет. Возможно, РСМД внес вклад в укрепление доверия между нашими странами больше чем любой договор. Мы снова способны достичь такого уровня сотрудничества.