0
7510
Газета Концепции Интернет-версия

20.04.2012 00:00:00

ОДКБ – гарант стабильности и безопасности в Евразии

Николай Бордюжа

Об авторе: Николай Николаевич Бордюжа - генеральный секретарь Организации Договора о коллективной безопасности.

Тэги: одкб, юбилей, безопасность


одкб, юбилей, безопасность Российская морская пехота активно участвует в мероприятиях ОДКБ.
Фото Виктора Литовкина

На прошлой неделе в Москве прошла IX Международная научно-практическая интерактивная видеоконференция «Организация Договора о коллективной безопасности – новый, значимый фактор обеспечения стабильности и безопасности на евразийском пространстве». Она была приурочена к 20-летнему юбилею Договора о коллективной безопасности и 10-летию ОДКБ, который отмечается 15 мая.

Мероприятие проводилось аппаратом Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации и Секретариатом Организации Договора о коллективной безопасности на базе в Национального центра управления в кризисных ситуациях МЧС России. Сегодня ОДКБ – это многофункциональная структура безопасности, которая признана основным форматом координации внешнеполитических действий, военно-политического и военно-технического сотрудничества между государствами евразийского региона.

На конференции выступил с докладом генеральный секретарь ОДКБ Николай БОРДЮЖА. Тезисы из его выступления «НВО» предлагает своим читателям.

ОТВЕТ НА ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ

В 2012 году мы готовимся встретить 20-летие подписания Договора о коллективной безопасности и 10-летие создания на его основе международной региональной Организации ДКБ. Отмечая такие даты, мы неизбежно анализируем достигнутое, подводим определенные итоги, строим планы на будущее.

Географически государства-члены расположены в Евразийском регионе, который в силу своих размеров, положения, обеспеченности природными ресурсами имеет колоссальное геополитическое значение для всех основных игроков мировой политики. В течение долгого времени он является ареной сплетения разнообразных интересов многих государств и их объединений.

Подписывая в 1992 году в Ташкенте Договор о коллективной безопасности, главы новых независимых государств стремились заложить на региональной основе политический и юридический фундамент для взаимопомощи в случае вооруженной агрессии против любого из них. В тот сложный период Договор стал ключевым средством сохранения и совместной защиты национального суверенитета в условиях становления полноценных самостоятельных вооруженных сил и специальных служб на национальном уровне.

Фактически на рубеже веков Договор, а затем сформированная на его базе Организация оказались единственным наднациональным фактором обеспечения суверенитета, безопасности, территориальной целостности его участников на евразийском пространстве.

В конце 1990-х годов начала существенно меняться международная обстановка: обозначился рост террористической угрозы для безопасности государств – участников Договора. Режим талибов, установившийся в 1996–2001 годах в Афганистане, позволил их формированиям вплотную приблизиться к южным границам СНГ и усилить поддержку экстремистских и террористических сил в государствах Центральной Азии. Вторжения вооруженных бандформирований в Киргизию в 1999–2000 годах, а также столкновения в одной из областей Узбекистана (2000 год) подтвердили выводы о начале практической реализации исламскими экстремистами планов расширения зоны своего влияния с территории Афганистана на север, в первую очередь на Узбекистан. Эти серьезные угрозы нашим государствам в этом регионе были нейтрализованы во многом благодаря оперативно осуществленным мерам государств – участников Договора.

Логика событий объективно диктовала необходимость углубления механизмов взаимопомощи в рамках Договора о коллективной безопасности, задействования политического консультативного механизма, активизации сотрудничества в сфере военного строительства. Участие в Договоре стало требовать более продвинутого и качественного уровня военно-политической интеграции, ведущего к формированию подлинно союзнических отношений.

Таким образом, принятое в 2002 году решение о создании Организации Договора о коллективной безопасности стало реальным ответом на традиционные и новые вызовы и угрозы безопасности, с которыми столкнулись государства Евразийского региона.

ФАКТОР АФГАНИСТАНА

За прошедшие 10 лет в рамках Организации Договора о коллективной безопасности общими усилиями государств-членов в дополнение к их национальным возможностям создана целостная эффективная структура, предназначенная для совместного решения вопросов безопасности и продвижения коллективных интересов на мировой арене на наднациональном уровне. Наработана обширная нормативная правовая база; поступательно идет ратификация подписанных международных соглашений.

Тем не менее до сих пор широкий спектр угроз в Евразийском регионе обусловлен афганским фактором. В этой стране берут начало маршруты наркотрафика, на территорию соседних государств просачиваются незаконные вооруженные формирования, происходит незаконная миграция, экспортируется фундаменталистская идеология. Предстоящий вывод Международных сил содействия безопасности, по нашим оценкам, только осложнит ситуацию. Неизбежно активизируется деятельность радикальных религиозных и националистических структур в государствах – членах Организации, направленная на использование социальных проблем населения, протестных настроений (в особенности среди молодежи), межэтнических и межконфессиональных противоречий для расширения своего влияния.

Организация настроена на системное противодействие этому вызову. В декабре 2011 года утвержден План мероприятий ОДКБ по противодействию вызовам и угрозам, исходящим с территории Афганистана, который предусматривает налаживание взаимодействия с МССБ, практические меры по формированию «поясов» антинаркотической и финансовой безопасности вокруг Афганистана, привлечение представителей правоохранительных органов ИРА к участию в антинаркотической операции «Канал», подготовку кадров для афганских антинаркотических структур.


Армии разные, а цель одна.
Фото Виктора Литовкина

ДУГА НЕСТАБИЛЬНОСТИ

Другой вопрос международной повестки дня, вызывающий наше глубокое беспокойство, – ситуация вокруг Ирана. По итогам обсуждений и консультаций наша позиция по нему сформулирована совершенно определенно: мы категорически против применения силы против Тегерана и считаем контрпродуктивным действующий режим санкций. ОДКБ выступает за продолжение переговоров международной «шестерки» посредников с Ираном и неукоснительное соблюдение норм международного права всеми сторонами, включая полноценное сотрудничество Тегерана с МАГАТЭ. Тем не менее рассматриваются различные сценарии развития обстановки. Организацией уже предпринят ряд конкретных мер, направленных на защиту государств-членов, граничащих или расположенных вблизи границ Ирана.

Серьезной дестабилизацией обстановки на евразийском пространстве чревато развитие по конфронтационному пути обстановки в Нагорном Карабахе. Вызывают тревогу процесс усиленной милитаризации Азербайджана и систематически раздающиеся из Баку заявления о готовности возобновить военные действия. Всецело поддерживаем усилия международных посредников – Минской группы ОБСЕ, а также прямые переговоры лидеров Армении и Азербайджана при посредничестве президента России, направленные на урегулирование проблемы политическим путем.

Сказанное полностью подтверждает тезис об образовании масштабной «дуги нестабильности», начинающейся в регионе Ближнего Востока и Северной Африки и через Кавказ и Каспий проходящей в Центральную и Южную Азию. Полагаем, что этот фактор будет осложнять глобальную геополитическую обстановку в течение длительного времени.

Продолжаются попытки прямого и косвенного вмешательства отдельных государств или групп государств (в том числе и с использованием международных институтов и новых информационных возможностей) в дела государств-членов, навязывания им «универсальных» моделей устройства внутренней жизни и ведения внешнеполитической деятельности. В случае неповиновения соответствующим «указаниям» следуют санкции, грубое политическое давление, экономические и другие ограничения, прикрываемые дежурными словами о правах человека и демократии.

Все эти традиционные и новые вызовы требуют соответствующего реагирования. В соответствии со статьей 9 Устава ОДКБ в формате Организации функционирует механизм регулярных политических консультаций, в ходе которых обсуждаются оценки обстановки в зоне ответственности ОДКБ, ведется выработка общих позиций и поиск совместных подходов к актуальным проблемам международной повестки дня, согласовываются коллективные заявления. Встречи проводятся на уровнях министров иностранных дел, их заместителей, членов Постоянного совета при ОДКБ, а также экспертов. Особое внимание уделяется координации коллективных шагов государств-членов в международных организациях, для чего созываются периодические совещания полномочных представителей государств – членов ОДКБ при ООН, ОБСЕ, НАТО, ЕС и других международных структурах, что позволяет более эффективно, на коллективной основе, согласованно отстаивать общие интересы в этих международных структурах. В практику вошли неформальные встречи министров иностранных дел накануне заседаний СМИД ОБСЕ и сессий Генеральной Ассамблеи ООН.

ВМЕСТЕ МЫ СИЛЬНЕЕ

В ОДКБ неизменно подчеркивается необходимость развития широкого сотрудничества с другими международными организациями на рабочем уровне. Представители Секретариата регулярно принимают участие в работе профильных подразделений ООН и ОБСЕ. Генеральный секретарь ОДКБ регулярно представляет подходы Организации к тем или иным актуальным вопросам международной повестки дня в ходе мероприятий, проводимых под эгидой ООН, ОБСЕ, других объединений. В свою очередь, свидетельствами серьезной нацеленности этих организаций на развитие сотрудничества с ОДКБ стали выступления их генеральных секретарей, Пан Ги Муна, Ламберто Занньера на заседаниях Постоянного совета при ОДКБ.

Налажен механизм обмена мнениями по широкому кругу вопросов, представляющих взаимный интерес, между высшими административно-должностными лицами ЕврАзЭС, ОДКБ, СНГ и ШОС, что позволяет на практическом уровне оптимизировать распределение функций между региональными организациями, в сферу ответственности которых входит обеспечение безопасности в государствах Евразии.

Несмотря на важность и приоритетность коллективных политических действий для решения стоящих перед Организацией задач, спецификой ОДКБ, несомненно, является наличие дееспособного силового потенциала, готового к реагированию на широкий спектр традиционных и современных вызовов и угроз в Евразийском регионе.

На сегодняшний момент в военную (силовую) составляющую Организации входят сформированные на широкой коалиционной основе Коллективные силы оперативного реагирования и Миротворческие силы, а также региональные группировки сил и средств коллективной безопасности, в том числе и КСБР ЦАР.

КСОР ОДКБ являются компонентой постоянной готовности и включают высокомобильные контингенты вооруженных сил государств-членов и формирования сил специального назначения, которые объединяют подразделения органов безопасности и специальных служб, органов внутренних дел и внутренних войск, органов чрезвычайного реагирования. В декабре 2011 года главами государств-членов принято решение по включению в состав КСОР специальных подразделений антинаркотических ведомств.

Коллективные силы оперативного реагирования являются универсальным потенциалом, способным решать задачи по урегулированию конфликтов различной интенсивности, проводить специальные операции по пресечению террористических атак, насильственных экстремистских действий, проявлений организованной преступности, а также по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Регулярное проведение учений и отработка других подготовительных мероприятий позволяет говорить, что взаимодействие войсковых формирований и специальных подразделений осуществляется на высоком уровне. Отрабатывается целевая программа их оснащения оперативно совместимым современным вооружением, военной и специальной техникой, специальными средствами.

В соответствии с Соглашением о миротворческой деятельности созданы Миротворческие силы ОДКБ. На плановой основе ведется их обучение и подготовка к решению специфических задач по поддержанию мира. В 2010 году главы государств-членов выразили готовность, используя миротворческий потенциал ОДКБ для содействия Организации Объединенных Наций, внести вклад в предотвращение вооруженных конфликтов и мирное урегулирование возникающих конфликтных и кризисных ситуаций.

РЕАГИРОВАНИЕ НА КРИЗИСЫ

Наращиваются совместные усилия по противодействию новым вызовам и угрозам коллективной безопасности, о чем свидетельствует практика совместных мероприятий и действий оперативных подразделений в рамках операций «Нелегал», «Канал», «Прокси». В формате ОДКБ созданы и используются на постоянной основе координационные механизмы по линии борьбы с незаконным оборотом наркотиков, нелегальной миграцией, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, информационной безопасности и информационного противодействия.

В 2010 году, после известных событий на юге Кыргызской Республики, приняты меры по совершенствованию системы кризисного реагирования Организации. Она дополнена политическим механизмом мониторинга и предотвращения возможных конфликтов. Разработан и апробирован алгоритм функционирования органов ОДКБ и государств-членов по оперативному предоставлению материально-технической и гуманитарной помощи, оказанию информационной и политической поддержки в случае возникновения кризисных ситуаций в зоне действия Договора о коллективной безопасности. Обязательства по взаимной, в том числе и военной, поддержке распространены и на случаи вооруженного нападения незаконных вооруженных формирований и бандгрупп. Вводится возможность принятия решений в ограниченном формате заинтересованных государств-членов. Создана правовая основа для проведения экстренных консультаций и принятия решений, в том числе посредством видеоконференц-связи.


На страже мира и безопасности государств – участников ОДКБ.
Фото Виктора Литовкина

Организация, являясь наднациональным фактором обеспечения безопасности в зоне своей ответственности, наряду с реализацией своих уставных целей на региональном уровне видит свою задачу и в содействии развитию национальных потенциалов государств-членов.

Неотъемлемым элементом сотрудничества является совместная подготовка кадров для вооруженных сил, правоохранительных органов и специальных служб государств-членов, которая проводится в военных и гражданских вузах (в настоящее время задействовано несколько десятков образовательных учреждений) на безвозмездной и льготной основе в соответствии с имеющимися соглашениями.

МЕХАНИЗМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА

На основании заключенного в 2000 году Соглашения и протоколов к нему функционирует механизм военно-технического сотрудничества, который предусматривает ряд преференций и осуществление межгосударственных поставок продукции военного назначения для союзных вооруженных сил на основе внутригосударственных цен.

На этой основе, например, в Российской Федерации, являющейся одним из ведущих мировых производителей и экспортеров вооружений и военной техники, по состоянию на 1 января 2012 года портфель оборонных заказов, поступивших от союзников по Организации, составил 492 млн. американских долларов, превысив аналогичный показатель двухлетней давности в два раза. При этом основу экспорта в государства – члены ОДКБ составляют наиболее современные образцы вооружений, в частности, зенитно-ракетные системы С-300ПМУ2 «Фаворит», вертолеты семейства Ми-17-1В, самолеты Су-30МКИ, танки Т-90, последние модели БМП, РСЗО «Смерч», сторожевые корабли «Гепард».

Военно-техническое сотрудничество дополняется механизмом военно-экономической кооперации, которая предполагает выполнение в формате ОДКБ совместных программ НИОКР, модернизацию вооружений и военной техники – с соответствующим финансовым обеспечением этих мероприятий. Основными инструментами взаимодействия на этом направлении являются Межгосударственная комиссия по военно-экономическому сотрудничеству и Деловой совет при МКВЭС, в рамках которых решаются вопросы сохранения специализации производств ОПК государств-членов, прорабатываются предложения о создании совместных предприятий по разработке, производству, утилизации и ремонту техники и вооружений.

Важную роль в деятельности Организации играет межпарламентское сотрудничество. С 2006 года действует Парламентская Ассамблея ОДКБ, которая в различных форматах рассматривает вопросы деятельности Организации, обстановку в зоне ее ответственности, ход выполнения решений уставных органов и задачи по их правовому обеспечению, обсуждает практику работы по ратификации международных договоров, заключенных в рамках ОДКБ.

ОДКБ ведет интенсивную информационно-аналитическую работу, активно взаимодействует со средствами массовой информации, журналистскими организациями и пресс-службами органов власти государств-членов в целях взаимодополнения усилий в сфере информационного сотрудничества, противодействия пропаганде насилия, идеологии расизма и ксенофобии. Выходит печатный орган ОДКБ, которым является периодический информационно-аналитический журнал «Союзники».

Трудно переоценить вклад Института ОДКБ. Его экспертами проводятся фундаментальные и прикладные исследования по широкому спектру вопросов, касающихся Организации. Бюро Института ОДКБ действует в Армении, открыто его представительство в Украине. Функционирует Научно-экспертный совет ОДКБ, в рамках которого с привлечением экспертов ведущих научных центров государств-членов рассматриваются актуальные проблемы формирования системы коллективной безопасности в современных геополитических условиях.

Тем не менее, несмотря на все усилия, нестабильность в регионе не только не уменьшается, а, наоборот, усиливается, проблемы безопасности в глобальном и региональном масштабах становятся более острыми. В таких условиях особенно часто раздаются заявления о «неэффективности», «виртуальности» ОДКБ. Не хотелось бы вступать в споры, но мы готовы привести отдельные показатели и конкретные факты, которые, как представляется, лучше всего характеризуют наше сотрудничество.

В целях повышения потенциала правоохранительных органов и специальных служб Кыргызской Республики, преодоления последствий трагических событий 2010 года по линии Организации Договора о коллективной безопасности в общей сложности была оказана материальная, гуманитарная, финансовая помощь более чем на 70 млн. американских долларов.

ОПЕРАЦИЯ «КАНАЛ»

Под эгидой Организации проводится региональная антинаркотическая операция постоянного действия «Канал», цель которой заключается в выявлении и блокировании маршрутов контрабанды наркотиков, пресечение деятельности подпольных лабораторий, предупреждение утечки прекурсоров в нелегальный оборот, подрыв экономических основ наркобизнеса. В операции участвуют сотрудники органов наркоконтроля, внутренних дел (полиции), пограничной охраны, таможни, государственной (национальной) безопасности и финансовых разведок государств – членов Организации. В качестве наблюдателей в операции принимают участие представители около 30 государств, не входящих в ОДКБ, в том числе США, стран Евросоюза, ряда латиноамериканских государств, а также эксперты международных организаций: ОБСЕ, Интерпола и Европола.

Всего в ходе операций «Канал» из незаконного оборота изъято около 245 тонн наркотиков, в том числе более 12 тонн героина, около 5 тонн кокаина, 42 тонны гашиша, а также свыше 9300 единиц огнестрельного оружия и около 300 тыс. штук боеприпасов.

Параллельно Российская Федерация по линии Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков оказывает многомиллионную финансовую поддержку антинаркотическим ведомствам Кыргызской Республики и Республики Таджикистан, содействует повышению их кадрового и материально-технического потенциала.

В этом русле осуществляются шаги по укреплению и повышению безопасности границ государств Центрально-Азиатского региона. В ходе неформальной встречи глав государств-членов в Астане в августе 2011 года достигнуты договоренности об оказании содействия Пограничным войскам Кыргызской Республики. В рамках их реализации компетентными органами Республики Казахстан и Российской Федерации направлена помощь на сумму, превышающую 5 млн. американских долларов.

Активно развивается взаимодействие специальных подразделений в целях пресечения преступлений в сфере современных информационных технологий в рамках операции «Прокси». Основные задачи операции – противодействие распространению информации, наносящей политический, экономический и культурный ущерб интересам государств-членов. По результатам последних этапов «Прокси» приостановлена деятельность 1126 информационных ресурсов, возбуждено около полутора тысяч уголовных дел против лиц, причастных к их созданию и функционированию.

В рамках системных шагов ОДКБ по противодействию незаконной миграции и торговле людьми проводятся скоординированные оперативно-профилактические мероприятия и специальные операции по противодействию незаконной миграции под условным наименованием «Нелегал». Только по итогам последней операции «Нелегал-2011» миграционными службами и правоохранительными органами государств – членов ОДКБ выявлено более 96 тыс. нарушений миграционного законодательства, в том числе около 76 тыс. нарушений правил въезда, выезда и пребывания; более 20 тыс. нарушений установленного порядка осуществления трудовой деятельности; наложено административных штрафов на сумму более 3 млн. американских долларов. Выдворено в административном порядке за пределы государств – членов ОДКБ более 7 тыс. нарушителей.

Таково на сегодняшний день видение наших первоочередных задач и приоритетных направлений деятельности на евразийском пространстве. Мы отдаем себе отчет в том, что Организация функционирует в сложном регионе, где активно действуют и другие международные структуры: ООН, ОБСЕ, СНГ, ШОС, ЕС, НАТО, предоставляющие «услуги безопасности» (в геополитическом смысле этого выражения). Развиваются антинаркотические инициативы, функционируют базы третьих государств. В этой ситуации ОДКБ видит себя универсальным инструментом коллективной безопасности, который обладает компетенциями в сфере политического сотрудничества, применения военных и специальных сил и средств, противодействия широкому спектру современных вызовов и угроз в непростой региональной обстановке.

Полагаем, что изложенные подходы – это подходы состоявшейся региональной политической организации, действующей на принципах равенства, взаимного уважения и стремящейся оказывать стабилизирующее влияние на обстановку в Евразии. При этом ОДКБ – это живой организм, который постоянно адаптируется и ищет пути своего обновления, что, несомненно, является залогом успешной востребованности Организации в целом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Fitch Ratings отозвало рейтинги Еревана

Fitch Ratings отозвало рейтинги Еревана

0
345
В больницах Кишинева больше нет мест для госпитализации больных COVID-19 - мэр

В больницах Кишинева больше нет мест для госпитализации больных COVID-19 - мэр

0
263
Власти регионов ФРГ предложат Меркель продлить строгие общественные ограничения в связи с COVID-19

Власти регионов ФРГ предложат Меркель продлить строгие общественные ограничения в связи с COVID-19

0
405
Минюст отобрал шесть кандидатов на пост судьи ЕСПЧ от России

Минюст отобрал шесть кандидатов на пост судьи ЕСПЧ от России

0
390

Другие новости

Загрузка...