Молодые жители Кунашира уверены, что они никогда не станут гражданами Японии.
Фото Сергея Красноухова/PhotoXPress.ru
Рабочая поездка председателя правительства РФ Дмитрия Медведева на Дальний Восток, в рамках которой он посетил и остров Кунашир, весьма обостренно была встречена японским правительством и местными СМИ. Имеющая представительство в Москве правонационалистическая газета «Санкэй симбун» договорилась до того, что назвала посещение Медведевым этого российского острова «незаконным въездом» на японскую территорию (?!). Произошедшее лишний раз подтвердило правоту тех специалистов по российско-японским отношениям, которые разъясняют, что никакого «взаимоприемлемого решения территориальной проблемы» в обозримом будущем быть не может. Однако в Токио упорно пытаются создать впечатление, что вернувшийся на пост президента России Владимир Путин чуть ли не «горит желанием разрешить территориальную проблему». При этом случается прямое искажение его слов по данному вопросу. Как стало известно на днях, разрекламированное после встречи президента Владимира Путина с премьер-министром Японии Ёсихико Нодой якобы достигнутое согласие сторон «активизировать переговоры по территориальному вопросу» в действительности места не имело.
В ЯПОНИИ ПЛОХО ПОНИМАЮТ ЯПОНСКИЙ ЯЗЫК
В опубликованной перед президентскими выборами Владимиром Путиным статье «Россия и меняющийся мир» значительное место уделено Азиатско-Тихоокеанскому региону. И это не случайно. В начале века президент Владимир Путин фактически пересмотрел проводившийся в 90-е годы курс на ориентацию в основном на США и Западную Европу и значительно усилил восточный вектор внешней политики России. И хотя в статье основное внимание уделено углублению отношений с Китаем, можно ожидать, что будет возрастать значение экономических связей и с другими странами Восточной Азии, в том числе с высокоразвитой соседней Японией.
Об этом, в частности, свидетельствуют высказывания Путина во время встречи в марте 2012 года с журналистами ведущих стран мира. Тогда он заявил о желательности нахождения компромисса по продолжающему омрачать отношения наших стран «территориальному вопросу», применив известное ему по увлечению дзюдо японское слово «хикивакэ» – ничья. Однако в Японии, похоже, не совсем правильно восприняли это выражение. Ведь в действительности имелось в виду не столько прямое возвращение к условиям советско-японской совместной декларации 1956 года о передаче Японии после заключения мирного договора островов Хабомаи и Шикотан, как считает Токио, сколько стремление к нахождению такого политического решения, когда не было бы ни выигравшего, ни проигравшего.
При этом надо иметь в виду разнообразные факторы. Автоматического возвращения к условиям 1956 года быть не может потому, что за прошедшие полвека ситуация существенно изменилась – были введены 200-мильные экономические зоны, появились технологии добычи с шельфа островов полезных ископаемых, в первую очередь энергоносителей. В случае «передачи» островов вместе с ними пришлось бы лишиться и богатейших обширных морских пространств. Ошибкой советской дипломатии, совершенной в 1956 году под давлением тогдашнего лидера СССР Никиты Хрущева, было то, что Хабомаи обозначены в совместной декларации и продолжают обозначаться и сейчас как один остров. В действительности же это архипелаг состоящий из 18 островов, а также входящих в его состав мелких островов, камней и отмелей. И вокруг каждого из них существует 200-мильная хозяйственная морская зона России.
Есть опасение и того, что в случае передачи островов на них могут появиться направленные против России военные базы. Уход России с Южных Курил и перевод их под японский контроль могут привести к тому, что на них будут созданы новые рубежи передового развертывания объединенной японо-американской военной группировки. Территория Южных Курил может быть использована для передислокации части военных баз США на Окинаве, чего упорно добивается население этого острова. Так как Пентагон не намерен сокращать свое присутствие на Японских островах, размещение американских баз на Курилах в случае их передачи было бы подходящим решением и для Токио, и для Вашингтона. Насколько можно полагаться на заверения о том, что этого не произойдет, свидетельствует опыт вывода наших войск из Германии. Тогда тоже обещали «не расширять НАТО на восток».
Нельзя не учитывать и то, что политическая ситуация в России с 2001 года, когда Владимир Путин признал, что условия 1956 года остаются в силе, существенно изменилась. Если против попыток разрешить территориальные противоречия на основе компромисса тогда выступали в основном патриотические, националистические организации, Компартия РФ и ЛДПР, то ныне попытками территориальных уступок Кремля могут воспользоваться и так называемые либеральные силы, которые не преминут использовать вопрос о суверенитете Южных Курил для политической борьбы против нынешней российской администрации. В этих условиях территориальные уступки стали бы сродни политическому самоубийству. Это относится и к японским политикам, которые, став фактически заложниками «проблемы северных территорий», не могут менять нынешнюю жесткую позицию, даже если захотят.
ПЕРЕГОВОРЫ НУЖДАЮТСЯ В ПЕРЕРЫВЕ
Необходимо при взаимном согласии пойти на перерыв в переговорах по территориальному вопросу, приметив положение из японской национальной борьбы сумо – «мидзуири», когда борцы, обхватив друг друга, стоят длительное время без движения. Тогда рефери и объявляет эту команду, предлагая участникам схватки разойтись. При этом следует иметь в виду, что предлагаемый автором этих строк уже несколько лет перерыв по аналогии с правилом сумо не тождественен японскому понятию «танаагэ», что по-русски означает «положить под сукно», то есть забыть. «Мидзуири» предполагает возвращение через некоторое время к состязанию.
В случае согласия сторон период, когда «территориальная проблема» перестанет быть главной в отношениях двух стран, следует эффективно использовать для всестороннего развития связей между двумя странами во всех областях – экономике, политике, культуре, спорте и т.д. Ибо только при достижении не на словах, а на деле взаимопонимания и взаимодоверия возможно создание более благоприятной атмосферы для нахождения пути разрешения столь деликатной и психологически весьма чувствительной проблемы, как территориальная. Этому должно способствовать создание в России нового Министерства по делам развития Дальнего Востока.
Япония в основном использовала возможности инвестиций и эксплуатации рынка Восточной Азии. Страны этого региона все более обретают экономическую независимость и уже не столь нуждаются в помощи Японии, как это было еще не так давно. Теперь для поддержания испытывающей трудности японской экономики все важнее становятся ждущие освоения природные ресурсы Дальнего Востока и Сибири. В частности, на этих территориях можно было бы создать обширную энергетическую сеть для восполнения потерь Японии в электроэнергии в результате остановки атомных электростанций.
Отрадно, что влиятельные политики и предприниматели Японии начинают всерьез задумываться о включении России в систему энергетического обеспечения японской экономики. Как показали мои недавние контакты с видными политическими деятелями Японии, здесь растет понимание того, что этому способствовала бы договоренность лидеров двух стран в течение определенного периода руководствоваться предлагаемым принципом «мидзуири».
То, что надежд на нахождение «взаимоприемлемого решения территориального вопроса» мало, понимают как в Москве, так и в Токио. А потому, пока дипломаты продолжают свою трудную работу по поиску «компромиссов», деловым кругам двух стран нужно смелее и активнее искать и осуществлять взаимовыгодные экономические проекты в интересах народов наших стран-соседей.