Общественное внимание помогло вывести военную медицину из кризисного состояния. Фото с официального сайта Министерства обороны РФ
Через несколько месяцев будет сформирован новый состав Общественной палаты (ОП) России. Важным элементом данного процесса является взаимодействие различных органов Вооруженных сил и других силовых структур с социальными институтами и некоммерческими организациями страны. Однако в формируемой сейчас новой структуре ОП слабо просматриваются направления деятельности по линии армия–общество. Между тем в данной области по-прежнему имеется много проблем и нерешенных задач.
В 2013 году, к примеру, общественность активно обсуждала инициативы военного ведомства, которые предложило руководство Минобороны во главе с Сергеем Шойгу. Это обеспечение жильем офицеров и прапорщиков через выделение им единовременных денежных выплат, введение новой формы полевой одежды личного состава, вопросы изменения порядка прохождения службы студентами и т.д. Решение этих вопросов уже положительно сказывается в войсках.
Минувший год стал важным этапом в расширении влияния институтов гражданского общества на укрепление международной безопасности методами народной дипломатии. Все более активную роль в этом играет образованный при непосредственном участии Общественной палаты Международный консультативный комитет организаций офицеров запаса и резерва. В рамках Международной акции «Миссия мира и дружбы» прошли мероприятия в Вене, Братиславе, Астане, Белграде.
В них приняли участие представители более чем 30 стран. В Международном конгрессе «Безопасность и защита личности, общества и государства», состоявшемся в Москве в октябре 2013 года, участвовали представители более 50 государств, а также Всемирная федерация ветеранов.
Вместе с тем хотелось бы остановиться на тех проблемах, которые необходимо решить государству и гражданскому обществу, чтобы еще более укрепить демократические институты в армейской среде, а значит, социальную защищенность военнослужащих, членов их семей и ветеранов.
Во-первых, у нас сегодня по-прежнему недооценивается роль и значение офицерских собраний, традиции которых восходят к Русской императорской армии. Тем самым важнейшее средство коллективного воспитания, проявления инициативы и самореализации офицера, защиты его чести и достоинства, демократизации военно-служебных отношений и укрепления единоначалия на правовых основах используется недостаточно. Сейчас новое руководство Минобороны предпринимает определенные усилия, чтобы поднять статус офицерских собраний в воинских коллективах. Хотелось бы, чтобы эта работа проводилась более динамично и в тесном взаимодействии с общественными организациями страны, в том числе с Общественным советом при МО РФ и Общественной палатой России.
Во-вторых, хочется надеяться, что государство и Минобороны будут по-прежнему уделять повышенное внимание решению жилищных проблем военнослужащих и ветеранов. Ведь по состоянию на 1 октября 2013 года в ВС РФ в очереди на получение постоянного жилья стояло 40 400 человек, в обеспечении служебным жильем нуждались 70 660 военнослужащих. По информации Минобороны, сегодня проблема постоянного жилья закрывается, в том числе с помощью субсидий. Важно только не забывать о возможных коррупционных рисках, о которых наша комиссия предупреждала законодателей, проводя общественную экспертизу проекта соответствующего закона.
Со времени издания Указа президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941–1945 годов» прошло более 5 лет. Однако число нуждающихся в улучшении жилищных условий заслуженных людей сокращается медленно. По состоянию на 1 марта 2013 года все еще ждут своей очереди на улучшение своего жилья 24 460 фронтовиков. Вызывает озабоченность то, что к 70-летию Победы эта работа окажется незавершенной. И эта проблема находится на контроле в ОП.
В-третьих, под давлением общественности в 2013 году удалось приостановить деструктивное реформирование системы военной медицины. В то же время по-прежнему вызывают нарекания военнослужащих недостатки системы санаторно-курортного обеспечения (рост стоимости путевок при низком уровне оказываемых услуг, сложный и непрозрачный порядок получения этих путевок, сокращение медицинского персонала здравниц и т.п.). Значительное число людей в 2012 году были лишены прав на льготное санаторно-курортное обеспечение, в том числе военнослужащие, члены семей и родители граждан, погибших (пропавших без вести), умерших при исполнении обязанностей военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах. Все это, конечно, требует решений и потому – на контроле гражданского общества.
В-четвертых, нас беспокоят и другие вопросы социально-правовой защиты военнослужащих и членов их семей. К примеру, необходима разработка принципиально новых подходов к решению насущных проблем семей погибших защитников отечества. Важным шагом в этом направлении могло бы стать принятие федерального закона «О статусе семей погибших защитников Отечества». Существуют сложности и с предоставлением статуса «Ветеран боевых действий», связанных с ним мер государственной социальной поддержки. По информации Комитета солдатских матерей, около 2 тыс. ветеранов войны в Южной Осетии лишены данного статуса и права на получение соответствующих денежных выплат. Государство эти проблемы пока не решает... Нас заботят также проблемы социальной адаптации, трудоустройства и переподготовки граждан, Казалось бы, государство заботится о переподготовке увольняемых военнослужащих. Но специальности, которые они получают, зачастую оказываются невостребованными на рынке труда. В 2013 году Минобороны и другие ведомства совместно с Минобрнауки проводили эксперимент по обучению уволенных в запас военнослужащих на основе предоставления государственных именных образовательных сертификатов. Начинание хорошее. Но к сожалению, количество сертификатов было ограничено. Неизвестно, будет ли это начинание продолжено.
В-пятых, в России так до сих пор и не создана единая общефедеральная система военно-патриотического воспитания граждан. Министерство образования и науки не считает военно-патриотическую работу основным видом деятельности для детей и подростков, полагая, что это функция Минобороны, которое, в свою очередь, полноценно может привлекать граждан к проведению мероприятий военно-патриотической работы лишь с 17 лет, с момента постановки на воинский учет. В связи с этим рядом общественно-государственных организаций, среди которых ДОСААФ России, была предложена концепция федерального закона «О патриотизме и патриотическом воспитании граждан», в котором предусматривается координация, контроль и финансирование субъектов патриотического воспитания – как государственных, так и общественных – на всех уровнях. Нам бы хотелось, чтобы законодательная власть ускорила принятие данного документа.
У общества и государства есть и другие проблемы, связанные с военнослужащими и задачами обороны. Хочется надеяться, что Общественная палата и другие институты гражданского общества и впредь будут активными участниками в их решении.