Духовная мощь русских воинов дала им возможность сокрушить всех противников Руси. Виктор Васнецов. Единоборство Пересвета с Челубеем. 1914. Самарский областной художественный музей
28 июля Русская православная церковь и весь народ отметили 1000-летие со дня смерти великого князя киевского Владимира. Событие далеко не рядовое. Свершения, выпавшие на долю этого человека, оказали судьбоносное влияние на всю нашу историю. Достаточно упомянуть Крещение Руси – исторический выбор, который оказал решающее влияние в том числе на формирование воинских качеств не только русского, но и всех славянских народов. При этом о жизни князя Владимира и его воинских делах известно весьма немного. Еще Николай Костомаров писал: «К сожалению, жизнь его мало нам известна в подробностях, и летописи, сообщающие его историю, передают немало таких черт, в достоверности которых можно скорее сомневаться, чем принимать их на веру».
ПОТОМОК РЮРИКОВИЧЕЙ
Князь Владимир был наследником варяга Рюрика, призванного на Русь в 862 году. Он приходился внуком святой равноапостольной княгине Ольги, сыном князю Святославу. Его мать – Малуша – была славянкой, дочерью Малка Любечанина, которого историки отождествляют с Малом, древлянским князем. Приведя с исключительной настойчивостью, изобретательностью и жесткостью к покорности древлянских славян, княгиня Ольга повелела казнить Малка, которого сватали за нее после гибели Игоря. Детей Малка – Добрыню и Малушу – она взяла к себе и воспитала. Добрыня вырос храбрым и сильным воином, был помощником своему племяннику Владимиру в воинских делах и вопросах управления государством.
Малушу полюбил сын Ольги – Святослав. Этот выбор разгневал Ольгу, которая после визита в Константинополь и больших переговоров по вопросу возможности династического союза очень рассчитывала на брак сына с одной из наследниц Византийской короны. В гневе она отправляет свою ключницу в местечко неподалеку от Выбут. Здесь-то около 960 года и появился на свет мальчик, которому дали русское языческое имя Володимир – владеющий миром.
Судьба Владимира – судьба человека, жизнь которого была зримо разделена на две части – до крещения и после. До крещения – это страстный, истовый, сильный князь-воин, любящий пиры и походы. Крещение Владимира состоялось в Херсонесе. Об этом событии летописец повествует так: «Бысть же в крещение его чудо, подобное оному, еже в Дамасце (Дамаске) на Савле (св. ап. Павле), Церковь Божию гонившем, егда бо Владимир ослеплен сый очима, вниде во святую купель, а епископ по чину крещения возложи на него руку, абие отпаде от очес его слепота яко чешуя, и прозре, и прослави Бога, яко приведе его в истинную веру». По возвращении в Киев Владимир подготовил и привел в вере Христовой своих сыновей. Он совершил это в источнике, который на века получил после этого название – Крещатик. И христианство навсегда пришло на землю восточных славян.
ЖИЗНЬ ПО-НОВОМУ
И вот после крещения перед нами предстает другой человек, другой князь. Его пиры, поражавшие языческой безудержностью, огромное число наложниц, воздвижение языческих капищ и жертвоприношения им уходят в прошлое. Владимир сам становится низвергателем языческих требищ, на месте которых зачастую воздвигаются христианские соборы и храмы. А в Киеве на месте дома убитых христиан Феодора и Иоанна им была построена первая каменная Десятинная церковь во имя Божией Матери.
Значение этого судьбоносного выбора для многочисленных славянских народов: полян, древлян, дреговичей, радимичей, вятичей, кривичей, населявших в те далекие годы эту землю, трудно переоценить. Спустя всего лишь шесть десятилетий, в первом по времени создания в Русской православной церкви творении «Слове о законе и благодати» святитель Киевский Илларион скажет: «Все страны, и города, и народы чтут и славят каждый своего учителя, научившего их православной вере. Похвалим же и мы, по силе нашей… великое и дивное сотворившего, нашего учителя и наставника, великого князя земли нашей Владимира».
С этого именно момента неукротимый нрав славянских народов получил то горнило, из которого со временем выйдет неповторимый дух воина-защитника, заслуживший слова искреннего восхищения и уважение из уст многих народов мира. И, безусловно, надо признать, что истоки его появления, преображения берут свое начало в днепровской купели, устроенной князем Владимиром.
Духовные и нравственные традиции и правила, привнесенные в жизнь и существо нашего народа православным христианством, являлись и являются важнейшим условием существования нашего народа и страны в целом.
Изменения, коснувшиеся личности князя Владимира, были результатом его духовного выбора и духовной работы, которые были сжаты в небольшой отрезок времени. В масштабах целого народа эти изменения происходили значительно дольше. Еще дольше пришлось ждать проявления их в таком непростом духовном делании, каким является ратная служба. Их проявлением стали подвиги святых воинов – защитников Руси, чьи имена уже долгое время стоят в одном ряду с именем святого Владимира. Александр Невский, Дмитрий Донской – святые князья-воины; Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин, патриоты страны, чей гражданский подвиг и нравственный образ, являются многие столетия примером для граждан страны.
Квинтесенцией этих духовных преобразований только спустя несколько столетий станут труды выдающихся полководцев и военных мыслителей нашей страны – Александра Суворова и Федора Ушакова. Блистательный XVIII век, «век русской воинской славы», покажет всем преимущества духовно-воинского сплава, перерождения, произошедшего во времена св. князя Владимира. Реальным воплощением этих достоинств станут не только блестящие победы, сражения и штурмы, но письменное наследие этих полководцев, спустя некоторое время продолженное и расширенное военачальниками и военными педагогами, которые с гордостью считали себя наследниками Суворова и Ушакова.
Несколько выхолощенный, утративший в силу различных причин в советский период духовную и религиозную традицию, этот опыт, вместе с тем стал основой побед нашего народа в современной истории. Возвращение и восстановление полноты этих учений можно считать залогом мощи нашего народа, основой духовного и морально-психологического состояния армии.
НАУКА ПОБЕЖДАТЬ
Жизнь Суворова и Ушакова, оставленные ими труды рисуют перед нами образ глубоко верующих православных христиан, которые и в своем профессиональном делании искали и находили глубочайшие религиозные корни и основания. Прославление Русской православной церковью адмирала Федора Ушакова в 2001 году в лике святых только закрепило этот вывод и утверждение.
Знаменитый и самый известный труд генералиссимуса Александра Суворова – «Наука побеждать». Эта книга известна многим, самые памятные ее части многие люди успешно цитируют. И это притом, что в СССР «Наука побеждать» была издана лишь дважды и то небольшими тиражами. Правда, крупнейшие отечественные издательства – Политиздат и Воениздат – публиковали выдержки из этой книги, но в очень урезанном виде. Только в 1996 году «Наука побеждать» вышла в полном объеме. Репринтное издание военного книгоиздателя В. Жукова, которое вышло в 1913 году, позволило нам прикоснуться к полноте незаурядного, мастерского труда великого русского воина и гражданина.
Кроме собственно взглядов на военное дело Суворов отвечал на важные вопросы государственного устройства. Смело, содержательно и образно доказывал преимущества самодержавного государственного строя России. В советских изданиях некоторые части его книги были усечены; где можно были убраны религиозные составляющие его неподражаемой «Науки побеждать».
Все содержание труда было пронизано верою его автора, несло в себе луч евангельского света. В простом обозрении его книга имела выдержки из Библии, короткие молитвы, которые, по мнению самого Суворова, должны были дать ответ на существо воинского дела в нашем народе. Во многих выводах и постулатах его победоносной теории явно проявляется свойственная для всего истинного христианства трихотомия. Один из самых ярких и самых памятных примеров – три основы суворовской тактики, известные без исключения всем: глазомер, быстрота, натиск. Другое поучение, вышедшее за рамки самой «Науки побеждать»: солдату – бодрость, офицеру – храбрость, генералу – мужество, также гениально представлено в трех частях.
Сокральность числа семь в поучении Александра Васильевича выражается семью законами войны, для выполнения которых существует учение о войне и бое. Эти законы, дополненные, в издании В. Жукова собственноручными рисунками полководца, являются одним из самых ярких образцов его духовной и полководческой мысли и искусства.
Практически неотличимой калькой евангельских постулатов Спасителя предстают перед нами некоторые аргументы в труде Суворова. «В малом неверный и в большом не верен», – по-своему перерабатывает слова Иисуса Христа генералиссимус Суворов. Однажды сказанное Спасителем поучение воинам находит свое закрепление и продолжение в учении Александра Васильевича: «Обывателя не обижай! – он нас кормит. Солдат не разбойник». Светом иноческого, монашеского подвига звучат слова полководца: «Победи себя, будешь непобедим».
Словно укоряя современных ему фарисеев и законников от воинского дела, величайший из воинских начальников говорит: «Будь проклято педантство и мелочное копание!». Какая мысль! Сколько живой человеческой энергии разбилось о бастионы буквоедства, сколько созидательной мощи нашего воинства с той поры до сегодняшних дней, буквально, завалено в катакомбах этого мелочного, пусть даже и уставного копания!
Подводя итоги своей работы, Суворов выводит, что «вера и начальство – вот два основных столпа единодержавной государственности, поднимающей высоко дух войска правильным воспитательным началом». Жирной точкой его работы стали слова, записанные в «капральской тетради» великого русского полководца: «Молись Богу – от Него победа!»
Суворов не был лишь сухим теоретиком христианского воинского воспитания. «Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые» (Мф. 7, 17). Воспитанный им в вере, ставший сам генералом, его сын Аркадий Александрович самой своей жизнью выполнил главное христианское упование: «Нет выше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13). В 1811 году генерал-лейтенант князь Аркадий Суворов-Рымникский погибнет, спасая тонущего в реке Рымник русского солдата.
Христианская вера и богатые воинские традиции привели к появлению уникального народа-воина. Фото с сайта www.wikipedia.org |
НАСЛЕДНИКИ СЛАВНЫХ ТРАДИЦИЙ
Вторит идеям и идеалам Александра Суворова его современник, непобедимый русский флотоводец адмирал Федор Федорович Ушаков. Некоторые части его объемного труда «О нравственном образовании военных людей» находятся словно, на перекрестке Моисеевых заповедей Ветхого Завета и Нагорной проповеди Иисуса Христа. «В честности непоколебим и понятия его об истиной честности чужды всякого заблуждения. Корыстолюбием гнушается, благотворителен и благодарен. Враг зависти, ненависти, коварности и всех пороков», – приводит Ушаков обязанности гражданина и человека.
Продолжением этого духовного поиска и воинского творчества стали работы последователей и наследников Суворова и Ушакова. XIX век стал для нашей армии веком непростых поисков и внутреннего развития. Именно в это время и в этих условиях появляется целая плеяда военачальников, которые активно и творчески развивали наследие своих великих предшественников, теорией и практикой подтверждая истинность и громадный потенциал духовного выбора, который был совершен князем Владимиром.
Среди этих военачальников главными ориентирами стоят труды и мысли Михаила Ивановича Драгомирова, Михаила Дмитриевича Скобелева, Николая Дмитриевича Бутовского, Степана Осиповича Макарова, Михаила Сергеевича Галкина, Антония Михайловича Дмитриевского. Именно эти полководцы и военные теоретики стали своего рода популяризаторами русской духовной воинской традиции, простым и понятным языком своих работ формулируя важнейшие моральные каноны армейской жизни и службы.
Одними из самых ярких по праву считаются работы Михаила Ивановича Драгомирова. Важнейшие моральные выводы его творчества естественным образом перекликаются с законами духовной жизни, которые были изложены святыми евангелистами.
«Не думай о себе, думай о товарищах; товарищи о тебе подумают» – вот первая воинская заповедь, – пишет Драгомиров в одной из своих работ и далее продолжает: – в ней корень долга и самоотвержения, не вынужденных, но от сердца идущих; в сознании ее единственный залог того, чтобы войско было одним телом, имело одну душу». Духом христианской любви звучат другие слова этого выдающегося русского военачальника и христианского военного педагога: «Выше всего стоит готовность страдать и умирать, то есть самоотвержение… оно дает силу терпеть до конца, принести Родине жертву высшей любви».
Подобно Суворову и многим другим прославленным русским военачальникам, Михаил Иванович был воином-христианином, не на словах только, но и на деле, в частности в семье. Он воспитал шестерых сыновей, которые стали офицерами и генералами. Более других, пожалуй, заслужил известность Абрам Михайлович Драгомиров, участник Первой мировой и Гражданской войн, кавалер многих российских наград. Он, кстати, к моменту своей смерти в 1955 году был последним кавалером ордена Святого великомученика Георгия Победоносца, высокого, «генеральского», III класса.
Перекликаются с уже известным высказыванием Александра Васильевича Суворова требования одного из приказов Михаила Дмитриевича Скобелева. В нем «белый генерал», в частности, отмечает: «Начальник, допускающий в своих войсках грабеж, насилие над жителями и пленными, кладет самые пагубные основы для нравственного разложения войск и залог их верного поражения неприятелем». Он же в одной из своих работ выводит формулу соотношения духовного и физического начала войск. «Известно, что на войне нравственный элемент относится к физическому, как 3:1. Вследствие этого внимание офицеров должно быть обращено на поддержание нравственного элемента в части этого труднообъяснимого понятия, называемого духом части, как на походе, так и в бою», – пишет Скобелев. Здесь он отмечает практически данное в ощущении присутствие в жизни армии и нашего воинства третьей ипостаси Пресвятой Троицы, в чьем деятельном присутствии также не сомневались Суворов, Ушаков и их многочисленные последователи.
Многие высказывания Михаила Скобелева, положения его приказов были пронизаны словами деятельной христианской любви, которая единственно заставляет преображаться душу воина. «Неустанная заботливость о солдате, любовь к нему, делом доказанная, лучший залог к победе». Именно эта возможность, насущная потребность души к совершенствованию и преображению путем непрестанной духовной работы были рассмотрены в православии князем Владимиром несколько столетий назад.
НОВЫЕ ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ
Если внимательно взглянуть на многие практические детали армейской действительности, существовавшей в России или Советском Союзе, мы обнаружим известные всем христианам аналогии, которые были почерпнуты в Священном Предании. К примеру, известная всем система воинских званий, представляющая собой триаду: «солдаты – офицеры – генералы», взята из церковной иерархии, которая, в свою очередь, представляет отражение представления Церкви об ангельских чинах. Само слово «иерархия», по-настоящему может быть использовано только для обозначения церковного священноначалия. Однако за прошедшие века лучше слова для обозначения любого другого чиноначалия создано не было даже великим и могучим русским языком.
Поиск новых форм христианского воспитания наших воинов зачастую приводил к появлению книг или изданий с названиями, по-своему известными в христианстве. Одним из ярких примеров можно назвать «Катехизис русского солдата», который был составлен Н. Шалапутиным и издан в 1913 году в Москве. Эта книга со временем могла стать в один ряд с таким известным духовно-просветительским произведением, как «Православный катехизис» Филарета митрополита Московского. Построенная в традициях «Катехизиса» Святителя Филарета, в форме ответа на вопросы, она дает широкий спектр знаний воину о важнейших сторонах государственного устройства и государственной истории, духовной жизни и вероучения, военного дела и воинского воспитания. По духу этот труд Н. Шалапутина (к сожалению, сложно что-то сказать о личности и судьбе автора) перекликается с «Катехизисом Суворова», как иногда называют непревзойденную суворовскую «Науку побеждать».
Заметная часть «Катехизиса русского солдата» была посвящена духовному возрастанию воина. Некоторые его части так и назывались: «Патриотизм», «Дух солдата» или «Дух сильнее тела». Под духом солдата автор в широком смысле подразумевал «душевное состояние, его самочувствие, его мысли и надежды».
Плоды этой многовековой созидательной духовной работы, заложенной в православии, смогли пробиться даже через тернии. Отдавая должное большой идеологической и воспитательной работе, которую провело государство и общество после установления советской власти, надо признать, что многовековые христианские воинские традиции в том числе оказали заметное влияние на формирование патриотизма нашего народа, стали основой духовной победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Всесоюзная перепись населения, проведенная в 1936 году, показала, что больше половины советских людей, несмотря на агрессивную антирелигиозную политику и работу властей, считали себя верующими. Это были те 56% наших людей, через сердца которых проходит «поле духовной брани», борьбы, в которой лишить себя жизни – страшный грех, а заслонить собою командира или броситься в горящий танк на выручку погибающему товарищу – величайший воинский и христианский подвиг. Таким было и остается воинское служение, защита своей веры, своей земли, своего народа.
О БРАТЬЯХ И СЕСТРАХ
Несколько слов хотелось бы сказать и о памятном выступлении Иосифа Виссарионовича Сталина по радио 3 июля 1941 года, а точнее, о появлении самых известных «Братья и сестры! Друзья мои!». Мне посчастливилось в фотоальбоме «Сталин. Великая битва за Москву» Издательского дома «Достоинство» увидеть фрагмент рукописи этого выступления, собственноручно написанного Сталиным. В начале выступления рукой председателя ГКО было выведено традиционное обращение «Товарищи!». Утром 3 июля, придя в специально оборудованную комнату в Кремле, после объявления, сделанного Юрием Левитаном, Сталин начал выступление. И в этот момент из глубины души, из пережитого и услышанного в духовной семинарии, в великий момент трагедии и торжества нашего народа Сталин, волнуясь, произносит свои знаменитые слова, которые удивили людей, в одночасье ставших братьями и сестрами.
Эту религиозную связь признавал даже наш страшный и сильный противник, с которым пришлось вести борьбу нашим дедам и прадедам в годы Великой Отечественной войны. Восхищаясь защитниками дотов Севастополя (каким удивительным образом этот город раз от раза встает в военной истории страны), министр народного просвещения и пропаганды рейха Йозеф Геббельс писал: «Храбрость – это мужество, вдохновленное духовностью».
Этот подвиг самой своей жизнью показали святые защитники нашей земли: Александр Невский и Дмитрий Донской, о нем говорили в своих приказах Александр Суворов и Федор Ушаков. Именно это бесценное ядро рассмотрел и оценил святой князь Владимир в духовной традиции восточного христианства.
Современник святого князя Владимира Киевского святитель Илларион нашел верную интонацию духовного наследия, всего сделанного крестителем Земли Русской: «Святой Владимир не в худой и не в неведомой земле владычествовал, но в Русской, которая ведома и слышима всеми концами земли».