И в наши дни многие священники являют собой пример и духовного, и ратного подвига. Павел Рыженко. «9 мая». 2008
Российская империя сложилась на основе Российского государства, которое в 1721 году Петр I объявил империей. В состав Российской империи входили Прибалтика, Правобережная Украина, Белоруссия, часть Польши, Бессарабия, Северный Кавказ. С XIX века в состав империи, кроме того, вошли Финляндия, Закавказье, Казахстан, Средняя Азия и Памир.
Официальными вассалами Российской империи были Бухарское ханство и Хивинское ханство. В 1914 году под протекторат Российской империи принят Урянхайский край.
Петр I много сделал для создания регулярной русской армии. Его «Артикул воинской» и «Табель о рангах» и сегодня являются бесценными свидетельствами строительства российских Вооруженных сил, места армии в обществе, роли церкви в этом процессе, взаимоотношений между военнослужащими.
В 1721 году были заложены новые организационные основы деятельности Русской церкви. Патриаршество было ликвидировано, церковью стал управлять Священный синод. По сути это означало полное подчинение церкви светской власти.
Российской империи приходилось много воевать. Частыми противниками России были Швеция, Турция, Польша. Тяжелые войны Россия вела с Францией, Великобританией, Японией и другими странами. О многих из них широко известно, детали многих долгое время были скрыты от широкой публики.
РАЗНЫЕ СУДЬБЫ ЦАРЕЙ
Особенно тяжелые испытания выпали на долю России в ХIХ и XX веке. В 1813 году, во время войны с французскими захватчиками, святитель Московский Филарет говорил своей пастве: «Уклоняясь от смерти за честь веры и за свободу Отечества, ты умрешь преступником или рабом; умри за веру и Отечество – ты примешь жизнь и венец на небе».
В конце XIX века Россия чувствовала себя вполне уверено на европейской дипломатической арене. В эту эпоху войн был царь, которого называли Миротворцем. Имя его Александр III Александрович (1881–1894 годы). В его царствование Россия не вела ни одной войны. Его учителем истории был Сергей Соловьев, учителем права – Константин Победоносцев, который позднее на посту обер-прокурора Синода приобрел наибольшее влияние на государственные дела.
В 1881 году царем был подписан Манифест о незыблемости самодержавия, который положил конец либеральному курсу, наметившемуся в ходе правления его отца. О влиянии Александра III на военное дело существуют различные мнения. Сергей Витте оценивал деятельность военного министерства как успешное, а все недостатки в армии к началу Русско-японской войны – как результат расстройства, наступившего после смерти Александра III.
«Во всем свете у нас только два верных союзника, – любил говорить Александр III, – это наши армия и флот. Все остальные при первой возможности сами ополчатся против нас».
К числу «забытых» войн России можно отнести и Русско-японскую войну. В 2015 году исполняется 110 лет со дня ее окончания. Это была первая большая война с применением новейшего вооружения: дальнобойной артиллерии, броненосцев, миноносцев.
В начале 1904 года японцы напали на нашу эскадру на внешнем рейде Порт-Артура, в августе 1904 года началась осада города, а в декабре того же года гарнизон крепости был принужден к сдаче. Остатки русской эскадры в Порт-Артуре были потоплены осадной артиллерией японцев либо взорваны собственными экипажами.
Поражение на суше при Мукдене, а затем и на море при Цусиме в мае 1905 года приблизили окончание войны. В японском плену находилось более 70 тыс. человек. В конце августа Россия подписала невыгодный для нее Портсмутский мир.
Это было серьезное испытание для Российской империи, во главе которой стоял к этому времени Николай II. Как известно, за поражением в Русско-японской войне последовала первая русская революция. Но тогда никто не думал, что правящий царь будет последним русским самодержцем, которому предстоит пережить измену, трусость и обман, тяжелейшие душевные и физические страдания и встретить смерть мученика.
Николай II был прославлен Русской зарубежной церковью как мученик в 1981 году. Русская православная церковь прославила Николая II (вместе с женой и детьми) как страстотерпца в августе 2000 года.
Прозвище «Николай Кровавый» царь получил от радикальной оппозиции после событий 1896 года на Ходынке, когда в ходе торжеств по случаю коронации Николая II произошла массовая давка. Погибли 1379 человек, около 900 получили ранения.
Два года Николай служил младшим офицером в рядах Преображенского полка. Два летних сезона он проходил службу в рядах лейб-гвардии гусарского полка эскадронным командиром, а затем лагерный сбор в рядах артиллерии. 6 августа 1892 года был произведен в полковники.
Первая мировая война, начавшаяся в 1914 году, оказалась роковым событием для царского самодержавия. 5 сентября 1915 года Николай II в связи с неудачами на фронте принял на себя звание Верховного главнокомандующего, сменив на этом посту Великого князя Николая Николаевича. Однако это решение не принесло в конечном итоге желаемого результата.
БРУСИЛОВСКИЙ ПРОРЫВ
Брусиловский прорыв – пожалуй, один из немногих общеизвестных исторических символов этой Великой войны (так называли современники Первую мировую), о котором так или иначе слышал, наверное, каждый россиянин. Это был редкий случай, когда битва была названа не по географическому или другому признаку, а по фамилии одного из командующих. Первое время ее называли Луцким прорывом.
Государственная дума проголосовала за награждение командующего Юго-Западным фронтом Брусилова за Луцкий прорыв орденом Св. Георгия 2-й степени. Николай II не утвердил награждение. По одной из версий, славу Брусилову принесли два обстоятельства. Во-первых, оппозиционные царю силы предпочли приписать успех этой операции Брусилову, чтобы избежать повышения авторитета самого царя. Во-вторых, после революции выгодно было говорить об успехе Брусилова, поскольку он перешел на сторону советской власти и воевал за Красную армию (и даже входил в состав Реввоенсовета). Брусиловский прорыв вошел во все учебники по военному искусству, и впоследствии схожая тактика неоднократно применялась как в Первой, так и во Второй мировых войнах. В результате Брусиловского прорыва Юго-Западный фронт нанес поражение австро-венгерской армии, фронты при этом продвинулись от 80 до 120 км вглубь территории противника. Войска Брусилова заняли почти всю Волынь, почти всю Буковину и часть Галиции.
Использование же результатов самого Брусиловского прорыва далеко не всегда получает позитивную оценку. «Победы мая–июня в Луцком прорыве, – с горечью пишет Антон Керсновский, – были утоплены в крови июля–октября под Ковелем. Были перебиты 750 тыс. офицеров и солдат – как раз самых лучших. Превосходный личный состав юго-западных армий был выбит полностью. Болота (реки) Стохода поглотили восстановленные с таким трудом полки гвардии, с которыми лег и остальной цвет императорской пехоты. Заменить их было некем». Более того, высказывается мнение, что генерал Алексеев сознательно направил гвардию в болота, чтобы погубить ее и не дать прийти на выручку отчаянно нуждавшемуся в поддержке и защите царю.
По приблизительным подсчетам по ведомостям русской Ставки главнокомандования Юго-Западный фронт генерала Брусилова с 4 июня по 27 октября 1916 года потерял убитыми, ранеными и пленными 1 млн 650 тыс. человек.
Не смогли оказать должной поддержки армии и военные священники. Тогда в армии насчитывалось около 5 тыс. представителей военного духовенства, в том числе 100 имамов и представителей других неправославных конфессий. В годы Первой мировой войны русская армия в основе своей состояла из христиан. В начале XX века религиозный состав нижних чинов был таков: православных – 75%, католиков – 9%, магометан – 2%, лютеран – 1,5%, других, в том числе и не заявивших о своей конфессиональной принадлежности, – 12,5%. Православные генералы и полковники составляли около 85%, остальные 15% были лютеране, католики, магометане и армяно-григориане.
Результатами Первой мировой войны стали Февральская и Октябрьская революции в России и Ноябрьская революция в Германии. Прекратили существование четыре империи: Российская, Германская, Османская империи и Австро-Венгрия, причем две последние были разделены.
«ВЕДЬ ОТ ТАЙГИ ДО БРИТАНСКИХ МОРЕЙ…»
Ни армия, ни церковь не смогли защитить царя. Более того, самодержец и его семья были лишены свободы военными, подчинявшимися Временному правительству. Церковь же молилась за «благоверное и боголюбивое Временное правительство», надеясь на его долгое и благополучное правление.
Царь был принесен в жертву. После победы Октябрьской революции Церковь начала борьбу за свое существование в условиях атеистического государства. 1917-й был годом государственной катастрофы, но в то же время он ознаменован созывом Поместного собора и восстановлением патриаршества. Следующей жертвой стала императорская армия. Победа большевиков в гражданской войне привела к массовой эмиграции офицеров, сражавшихся в рядах Белой армии. Среди них – вожди и видные деятели Белого движения генералы Антон Деникин, Петр Врангель, Евгений Миллер, Николай Юденич, Петр Краснов, Александр Кутепов, Миллер Дитерихс, Африкан Богаевский, Григорий Семенов и др.
Николай II и генерал Брусилов на земле недавно захваченной Буковины. Фото 1916 года |
В изгнание ушли и видные военачальники, яркие военные ученые и писатели генералы Александр Андогский, Алексей Баиов, Владимир Баскаков, Вячеслав Борисов, Александр Виноградский, Александр Геруа, Борис Геруа, Николай Головин, Арсений Гулевич, Владимир Доманевский, Владимир Драгомиров, Владимир Ипатьев, Анатолий Келчевский, Петр Краснов, Игнатий Майдель, Андрей Нилус, Евгений Новицкий, Пантелеймон Симанский, Алексей Шварц и многие другие. Всего из России эмигрировало около 3 млн человек.
Это была страшная человеческая трагедия для людей, принимавших присягу и оказавшихся выброшенными за пределы страны.
Приход к власти большевиков обусловил установление тотального контроля над духовной жизнью общества и его преобразование в соответствии с их идеалами. В Русской православной церкви большевики увидели сильного политического противника и потому стремились ее максимально деморализовать и разрушить как с помощью внешних репрессий, так и поддерживая различные внутренние противоречия.
Шло ускоренное строительство Красной армии, в рядах которой служили 75 тыс. бывших офицеров царской армии.
Были провозглашены отделение церкви от государства и свобода совести. С конца 20-х годов были усилены репрессии против священнослужителей. Только необходимость мобилизации всего народа на борьбу с фашистскими агрессорами подтолкнула власть к диалогу с Церковью.
Впрочем, 1943 год стал той точкой отсчета, когда власть, отказавшись от планов уничтожения религии и Церкви, переходит к возрождению церковной жизни под строгим государственным контролем. На состоявшейся 4 сентября 1943 года встрече с высшими церковными иерархами Иосиф Сталин согласился с рядом их пожеланий, что позволило решить многие назревшие вопросы церковной жизни (освобождение из мест заключения священнослужителей, открытие церквей и т.п.). 8 сентября в Москве состоялся Архиерейский собор (16 из 19 его членов были доставлены из лагерей и ссылок), на котором состоялось избрание Патриархом Московским и всея Руси митрополита Сергия. Это было второе в истории Русской православной церкви восстановление патриаршества. Для контроля над деятельностью Церкви по решению Совнаркома СССР был создан специальный орган – Совет по делам Русской православной церкви при СНК СССР. Уже с февраля 1944 года начался процесс передачи храмов.
Важной формой духовного участия Церкви в обороне страны стали послания патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия к архипастырям и пастве, в которых определялась твердая позиция Русской православной церкви по отношению к захватчикам и войне в целом. Иерархи, священники и верующие, не ограничиваясь молебнами о даровании победы Красной армии, с первых дней войны участвовали в оказании материальной помощи фронту и тылу. Важнейшим материальным вкладом в Фонд обороны стала построенная на средства Церкви танковая колонна им. Дмитрия Донского, в состав которой входили 40 танков Т-34. Общий материальный вклад в Фонд обороны составил 300 млн руб.
Победа в Великой Отечественной далась нелегкой ценой. В истории этой войны на слуху больше названия городов, связанные с наступлениями и победами Красной армии. Контрнаступление под Москвой, Сталинградское сражение, Курская битва. Однако были и неудачи, и разгромы, и котлы, ошибки и потери. Достаточно вспомнить Минск, Смоленск, Умань, Киев, Вязьму, Ржев, а также Брянск, Азовское море, где в окружение попало порядка 100 тыс. человек, Рославль…
Невиданный героизм проявили жители Ленинграда. Город с населением почти 3 млн человек находился в блокаде почти 900 дней (с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года). За время блокады от обстрелов, голода и болезней погибло более 600 тыс. человек.
Победа в войне была достигнута общими усилиями многонационального и многоконфессионального народа Союза ССР. Церковь не стояла в стороне от этой борьбы. 9 мая стало светлым праздником и для служителей церкви.
ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД
После войны власти вернулись к своей антирелигиозной политике. Ключевым моментом антирелигиозной кампании 1958–1964 годов стала «хрущевская церковная реформа», представлявшая перечень крупных мероприятий, преследовавших цель максимального ограничения влияния Русской православной церкви в обществе и постепенное планомерное сокращение церковных институтов: отделов, епархий, приходов, монастырей, духовных учебных заведений.
Секретным постановлением Совмина СССР от 16 января 1961 года «Об усилении контроля за деятельностью церкви», отменившим все законодательные акты, принятые в годы Великой Отечественной войны и первое послевоенное пятилетие, было положено начало реформе государственного контроля над ней.
Под давлением власти Архиерейский собор 18 июля 1961 года утвердил решение Священного синода об отстранении священнослужителей от финансово-хозяйственной деятельности в приходе, предложив сосредоточить свои заботы на духовном руководстве. Это решение смог отменить Поместный собор только в 1988 году, спустя семнадцать лет.
В 1965–1988 годы советское государство ослабило давление на Церковь и религию в СССР. Однако была поставлена задача создания эффективного механизма государственного надзора за деятельностью духовенства и религиозных организаций.
Весной 1985 года Михаил Горбачев встретился в Кремле с иерархами Церкви. Это был один из первых шагов на пути оживления духовной жизни общества. Церковь начала подготовку к юбилейной дате – 1000-летию Крещения Руси, хотя еще в конце апреля 1988 года власть не давала согласия на объявление юбилейных торжеств и открытие Поместного собора.
Возрождению русской культуры, подлинного искусства, несущего добро и правду, всячески способствовали многие граждане нашей страны. В том числе и художник Павел Рыженко, картинами которого проиллюстрирован этот материал. «В культуре происходят страшные события, – с горечью сетовал художник. – Уже авангард стал «классикой», то есть психическое расстройство стало классикой…». О своем творчестве Павел писал, что оно – «альтернатива авангардному искусству. Робкое сопротивление Шагалу, Малевичу с его Квадратом… Моя задача как художника, слабого человека, с помощью Божией стоять на пути этого потока мертвой воды. И сопротивляться этому потоку. Я себя отождествляю не с общеевропейской, общечеловеческой, а с культурой, нити которой тянутся от веков апостольских, через Византию к Руси».
«СЛАВЬСЯ, ОТЕЧЕСТВО НАШЕ СВОБОДНОЕ…»
В советский период – с опорой на господствовавшую тогда коммунистическую идеологию – существовала система патриотического воспитания, которая делала нашу армию сильнейшей по духу и одной из самых боеспособных в мире. Сейчас в Вооруженных силах остро стоит вопрос духовно-нравственного возрождения российского воинства, возвращения к идеалу воинства христолюбивого.
Начало первосвятительского служения святейшего патриарха Алексия II (1990 год) совпало с началом нового этапа в истории России. В этом же году Верховным Советом СССР был принят закон «О свободе совести и религиозных организациях». Церкви был возвращен статус юридического лица.
В настоящее время Церковь переживает процесс возрождения: строятся новые, открываются и реставрируются сотни старых храмов, которые становятся вновь доступны людям. По данным социологических исследований, Русская православная церковь является единственным социальным институтом в нашей стране, чей авторитет непрерывно растет.
Активизируется и взаимодействие между Церковью и Вооруженными силами. Еще в апреле 1994 года на заседании Коллегии Минобороны РФ было принято решение о введении в штат ряда воинских структур должностей офицеров по связям с религиозными организациями (в составе Главного управления воспитательной работы, в ряде других органов были созданы отделы по взаимодействию с общественными и религиозными объединениями; введены соответствующие штатные офицерские должности; в частях данная работа была возложена на командиров и их заместителей по воспитательной работе). 18 июля 1995 года определением Священного синода был сформирован Отдел по взаимодействию с ВС и правоохранительными учреждениями.
В апреле 1997 года было заключено соглашение о сотрудничестве между Вооруженными силами и Русской православной церковью. Его подписали тогдашний министр обороны Игорь Родионов и патриарх Алексий II. В «Основы социальной концепции Русской православной церкви», принятые в 2005 году, было включено положение о том, что «православные пастыри – как несущие особое послушание в войсках, так и служащие в монастырях или на приходах – призваны неукоснительно окормлять военнослужащих, заботясь об их нравственном состоянии».
В июле 2009 года руководство страны поддержало предложение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и лидеров традиционных религиозных организаций страны о введении в Вооруженных силах Российской Федерации института воинских и флотских священнослужителей.
В начале 2010 года министром обороны было утверждено «Положение по организации работы с верующими в Вооруженных силах РФ». В 2012 году были опубликованы «Основы концепции работы с верующими военнослужащими в Вооруженных силах РФ». Военные священники являются помощниками командиров (начальников) по работе с верующими военнослужащими и призваны непосредственно выполнять свои религиозные обязанности с учетом особенностей военной службы.
В декабре 2013 года на заседании Священного синода было принято «Положение о военном духовенстве Русской православной церкви в Российской Федерации». Позиция Церкви в отношении воинского служения основана на том, что ратная служба спасительна для христианина при условии соблюдения заповедей о любви к Богу и ближним, вплоть до готовности положить душу свою «за други своя», что, по слову Христа Спасителя, является высшим проявлением жертвенной христианской любви (Ин. 15:13).
Однако следует учитывать, что отношение военнослужащих к религии и церкви не так однозначно, как это иногда представляется. До 1997 года число тех, кто относил себя к верующим, неуклонно возрастало, достигнув показателя в 48%; с 1998-го уровень начал несколько снижаться: в 2001-м к верующим отнесли себя уже 36% (из них 43% проходивших службу по призыву, 31% старших и 26% младших офицеров). У института военного духовенства имеется немало оппонентов, которые полагают, что его введение противоречит принципу светскости государства и влечет за собой клерикализацию армии и флота.
Тем не менее в ВС неуклонно растет количество зданий и мест для осуществления религиозного культа: если к концу 1999 года в частях и подразделениях МО РФ имелось 117 храмов и часовен (для сравнения: в то же время в пограничных войсках их было 7, в МЧС – 20, в налоговой полиции – 1), в 2005 году – 156 храмов и часовен (дополнительно нужды армии обеспечивали еще около 400 монастырских и приходских храмов, расположенных вблизи военных городков), то к началу 2011 года – уже 208 храмов и часовен РПЦ. Утвержденная штатная численность военных священников в Вооруженных силах – 250 человек.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал в своей проповеди в Троице-Сергиевой лавре на день памяти преподобного Сергия Радонежского 8 октября 2015 года: «Мы видим, какие грозные и опасные знаки являет нам нынешний день. Действительно, совсем рядом, у границ наших, идет война, от результатов которой будет зависеть в том числе и благополучие Святой Руси и державы Российской. Иногда самые опасные и страшные кровопролития начинались далеко за пределами Родины нашей, а потом получалось так, что на нас ложились тяжелые последствия тех войн. Достаточно вспомнить все то, что произошло в XX веке. Вот почему и сегодняшняя война, которая идет за южными пределами России, может превратиться в большую войну, если не будет остановлена сейчас. Будем просить Господа, чтобы милость Его пребывала со всеми нами, чтобы Отечество наше в результате происходящих сегодня военных действий было ограждено и от нападения вражия, и от тлетворных ветров, и от смертоносной язвы, и от всякого зла».
Христианин, по крайней мере христианин-мужчина, всегда воспитывался Церковью как воин и защитник своих ближних, своего Отечества, своей веры. Пацифизм и христианство – отнюдь не синонимы. Христианин призван защищать не только тех, кто рядом, но и всех – даже инаковерующих и неверующих, если они испытывают притеснения, опасность для жизни, здоровья, лишены свободы распоряжаться своим будущим. Это наш нравственный долг. Он всегда осознавался в России. Отказ от этого долга, нежелание или страх помочь тем, кто надеется на нас, – это предательство христианской веры.
Воинское служение невозможно без любви к Отечеству, без воспитания у военнослужащих патриотического начала, которое должно переживаться совокупно с любовью к ближнему. В армейских условиях человек особенно остро переживает привязанность и любовь к родителям, друзьям, любимому человеку, к месту, где он родился.
Слово «воин» – высокое слово в церковном языке. Об уважении Православной церкви к воинству свидетельствует и то, что, когда за богослужением поминаются живые и усопшие, из всех мирян только к именам военнослужащих прилагается их звание – воин. За каждым своим богослужением Русская православная церковь молится о властях и воинстве своей державы. Смысл такого литургического внимания к защитникам Отечества и властям предержащим состоит в том, что от них в большей степени, чем от кого-либо другого, зависит судьба народа и государства, судьба людей, наконец, сам священный и драгоценный дар – человеческая жизнь. Церковь ежедневно возносит молитвы об упокоении душ всех, на поле брани живот свой положивших.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский так писал о любви к земному отечеству: «Люби отечество земное... оно тебя воспитало, отличило, почтило, всем довольствует; но особенно люби отечество небесное... то отечество несравненно дороже этого, потому что оно свято и праведно, нетленно. Это отечество заслужено тебе бесценной кровью Сына Божия. Но чтобы быть членами того отечества, уважай и люби (его) законы, как ты обязан уважать и уважаешь законы земного отечества».