0
15034
Газета Концепции Интернет-версия

24.06.2016 00:01:00

Пояс сдерживания для России

Александр Бартош

Об авторе: Александр Александрович Бартош – член-корреспондент Академии военных наук, директор Информационного центра по вопросам международной безопасности при Московском государственном лингвистическом университете.

Тэги: нато, сша, кавказ, терроризм, азия, германия, украина, польша, анаконда 2016


нато, сша, кавказ, терроризм, азия, германия, украина, польша, анаконда 2016 Войско Польское принимает самое активное участие в мероприятиях, которые проводит Северный альянс. Фото Reuters

Накануне предстоящего в начале июля саммита НАТО в Варшаве новые импульсы получает проект создания на западных рубежах России мощного пояса физической изоляции Москвы от Запада. Разработанная в Белом доме стратегия геополитического противостояния базируется на ясном понимании американской правящей элитой непреложного факта: США уже не могут контролировать планету путем прямой военной оккупации – даже с опорой на военные возможности НАТО и других американских союзников для этого не хватит ни людских, ни материальных ресурсов. Именно поэтому в ведущейся против России гибридной войне одновременно с наращиванием мощного военно-силового давления и делается ставка на изоляцию, сдерживание, дестабилизацию и развал нашего государства.

Важное место в стратегии отводится созданию вокруг России пояса из враждебных государств. По замыслам заокеанских стратегов между этими странами и Россией должны быть посеяны семена недоверия,  разжигаться разного рода конфликты, которые в последующем превратятся в источники войн, вооруженного экстремизма и международного терроризма. Стратегическая задача – перевести вражду между соседними народами на генетический уровень, превратить ее в незаживающую рану и постоянный источник распрей. Что сейчас и происходит, например, на Украине, да и по всему периметру российских границ – в Прибалтике, на Кавказе, в Центральной Азии. Втянуть в этот процесс пытаются также Швецию и Финляндию.

ПРОЕКТ «МЕЖДУМОРЬЕ»

В качестве одного из инструментов реализации американской стратегии стала Польша. Участие этого государства в заокеанской геополитической авантюре сдерживания подпитывается растущими не по дням, а по часам амбициозными планами Варшавы по превращению страны в серьезную экономическую и военную силу в Европе. Поляки понимают, что самостоятельно им с такой задачей не справиться. Поэтому акцент делается на создание под эгидой Польши и при решающей поддержке США некого конфедеративного государства «Междуморья» (или «Интермариума»), которое включало бы Украину, Белоруссию, Чехию, Словакию, Литву, Латвию, Эстонию, Молдавию, Венгрию, Румынию, балканские государства, а также, возможно, Финляндию. Эта конфедерация должна простираться от Черного и Адриатического морей до Балтийского, что, собственно, и отражается в ее названии.

Напомним, что «Интермариум» – это уже основательно забытый проект польского генерала-националиста Юзефа Пилсудского, который после Первой мировой войны разработал план объединения под главенством Варшавы ряда стран, находящихся между Балтийским и Черным морями (по вертикали) и Германией и Россией (по горизонтали). Также речь шла об объединении под польским орлом Чехословакии, Венгрии, Румынии, а в перспективе Финляндии и стран Балтии.

При разработке «Интермариума» Юзеф Пилсудский руководствовался собственным пониманием национальных интересов Польши, которую он стремился, как говорили тогда, уберечь «от германо-российского капкана». Советско-германское сближение, которое приобрело реальное содержание вскоре после подписания двумя странами Рапалльского договора в 1922 году, напрочь перечеркивало вековечную мечту Польши превратиться в мощное, по-настоящему суверенное государство – своего рода европейскую сверхдержаву. Надо отметить, что и мировое сообщество в то время весьма сдержанно встретило польскую инициативу. Ну а окончательный крах идеи «Великой Польши от моря и до моря» наступил 1 сентября 1939 года…

Сегодня с опорой на достигнутый геополитический успех на Украине и расширившуюся НАТО американская администрация пытается «влить новое вино в старые мехи», в том числе и за счет реанимации антикварной идеи Пилсудского. Но с принципиальной поправкой: на этот раз несущей конструкций проекта становятся не столько польские национальные интересы, сколько геополитические интересы США. В соответствии с американской задумкой нынешний «Интермариум» (далее Междуморье) – это расширенный географический пояс государств, которые при помощи различного рода современных технологий (в экономической, военной, информационной сфере) превращаются в заклятых врагов России, становятся механизмом ее сдерживания и изоляции.

Нельзя сказать, что эта идея так уж утопична. Геополитический успех Запада на Украине (возможно, временный), прием в НАТО ряда балканских государств, многообещающие попытки «соблазнить» членством в альянсе Швецию, Финляндию, Молдавию хоть и с различной степенью эффективности, но все-таки работают на главную идею американского проекта, реализация которого может принять самые разные формы.

Одновременно решается и другая стратегически важная для США (и для Польши тоже) задача – использовать «Междуморье» в качестве барьера на пути возможного русско-германского сближения. Перспектива такого союза заставляет обитателей Белого дома просыпаться в холодном поту, поскольку сочетание российских природных богатств и просторов Евразии с немецкими технологиями и промышленной мощью ставит жирный крест на планах американской гегемонии. Именно поэтому многое во внешней политике США направлено даже против самой мысли о таком союзе. С целью повышения привлекательности Польши в глазах потенциальных участников проекта Вашингтон не останавливается перед огромными финансовыми вливаниями в польскую экономику, стремясь сделать из этой страны своеобразную «витрину западного мира» на площадке бывшего Совета экономической взаимопомощи и Организации Варшавского договора. Кроме того, Вашингтон рассчитывает на поддержку Парижа и Лондона, которые по своим соображениям вряд ли будут в числе сторонников российско-германского сближения.

Роль материальных скреп «Междуморья» отведена военным базам НАТО вдоль восточных границ России, подразделениям многонациональных сил и операций с максимальным привлечением участников, элементам системы стратегической ПРО США в Румынии и Польше, ежегодным военным учениям альянса в странах Восточной Европы и на Балтике, которые отличаются явной антироссийской направленностью.

Для формирования силовой основы «Междуморья» большое значение имеет совершенствование боевых возможностей многонационального корпуса НАТО «Северо-Восток» со штаб-квартирой в польском городе Щецине, к которому приписано 60 тыс. военнослужащих из 15 государств. На саммите предполагается объявить о расширении количества участников до 20 стран, а численность штабного персонала возрастет вдвое – до 400 человек. К концу 2016 года корпус должен быть полностью готов управлять прикрепленными к нему формированиями, а к 2018 году примет на себя командование объединенными операциями во взаимодействии с военно-морскими и военно-воздушными силами.

В случае успеха проекта Польша и Украина смогут создать политический, экономический и военный союз, что, как ожидается, позволит им говорить на равных с такими странами, как Германия, Великобритания и Франция. Объективно этому будет способствовать общее количество населения двух государств – более 80 млн человек, развитый аграрный сектор, тяжелая промышленность и машиностроение, авиационная и космическая отрасли, судостроение – есть выход к Балтийскому и Черному морям.

Не исключается, что проект может поддержать, например, Франция, которая считает, что мощное объединение в Восточной Европе усилит стабильность и в качестве некоего контрольно-пропускного пункта облегчит решение проблем миграции в направлении «старой Европы». Да и перспектива возможного российско-германского сближения Париж не вдохновляет.

С другой стороны, вряд ли европейские государства заинтересованы в появлении на сцене еще одного малопредсказуемого политического субъекта, претендующего на стратегические отношения с США и на особое место в Европе. Уже сегодня настороженность европейцев вызывают сообщения о намерении Варшавы добиваться размещения на территории Польши ядерного оружия…

Вот почему активно проводится подготовка международного общественного мнения к реализации проекта. Так, еще в ноябре 2010 года в Вильнюсе (Литва) прошла международная научная конференция «Новый регион Европы: парадигмы регионального развития в Балтийско-Черноморском регионе», где представители академических кругов, политики,  эксперты-аналитики из Литвы, Беларуси, России, Молдовы, Украины, Венгрии и других стран ЕС обсуждали вопросы существования общего регионального пространства – Балто-Черноморского Междуморья.

Понятно, что новый президент Польши Анджей Дуда высказался за возрождение проекта некоей европейской конфедерации на границе с Россией. В частности, он отметил важную роль в этом проекте Украины, участие которой позволит создать водораздел между Азией и Европой, а также сформирует «новый региональный противовес и концентратор сил». Из туманных рассуждений политиков становится предельно понятно, что перспектива возможного объединенная армий Польши и Украины предоставит в распоряжение НАТО полумиллионный отряд «пушечного мяса». Одновременно США и НАТО получат возможность усилить контроль торговых путей в Азию, что важно для становления американских проектов создания двух глобальных экономических и финансовых структур – Транстихоокеанского Трансатлантического  партнерства.

«АНАКОНДА» ПОД КИСЛЫМ СОУСОМ

Укреплению совокупной военной мощи стран альянса и связей с партнерами способствуют крупнейшие со времен холодной войны военные учения НАТО на территории Польши, в частности – маневры под кодовым названием «Анаконда-2016», состоявшиеся в июне. В соответствии с замыслом учений, организаторы которых вели речь об имитации событий гибридной войны в Крыму, в них задействовано 31 тыс. военнослужащих, 2920 боевых машин и самолеты из 24 стран – членов альянса, а также бывших республик СССР, включая Украину. Участвуя в программе НАТО «Партнерство во имя мира»,  они дают отпор развязанной Россией агрессии против альянса. Самые большие воинские контингенты направили США (14 тыс.) и Польша (12 тыс.), тысячу военнослужащих предоставила Великобритания.

Цель учений – проверка готовности альянса к защите своих восточных рубежей и повышение коллективной боеготовности, а также демонстрация готовности американцев стоять «плечом к плечу с польским народом». Одновременно неподалеку, в Балтийском море, проводились масштабные морские десантные учения Baltops-2016. Обе операции проходили всего за несколько недель до июльского саммита НАТО в Варшаве, на котором, как ожидается, будет принято решение о размещении на ротационной основе одного батальона в Польше и еще трех – в Литве, Латвии и Эстонии. Общая численность британских, американских и немецких военнослужащих, перебрасываемых в регион, составит 4 тыс. человек. Для ускоренной переброски войск и боевой техники к границам России, минуя  проволочки, на  саммите НАТО в Варшаве предполагается учредить некий вариант «военного Шенгена».

Американские «Абрамсы» уже близко к границе с Россией. 	Фото Reuters
Американские «Абрамсы» уже близко к границе с Россией. Фото Reuters

Важно отметить, что все учение сопровождается массированной антироссийской информационной кампанией в западных СМИ, где, например, сообщается о планах Польши из-за напряженных отношений с Россией создать военизированные силы территориальной обороны численностью около 35 тыс. человек. Новые силы призваны противостоять гибридной войне, которую, по утверждениям натовцев, ведет Россия против Польши и других стран альянса. Сами же поляки активно используют учения для повторения набивших оскомину вымышленных заявлений о якобы нависшей над ними угрозе со стороны России, которая «не делает никакого секрета из своих агрессивных намерений» и, «начиная с событий в Грузии в 2008 году, а затем на Украине, систематически прибегает к военным действиям, направленным на дестабилизацию мирного порядка в Европе».

Не менее символичен и выбор названия учений. Понятием «Кольца Анаконды» обозначается многовековая историческая стратегия англосаксонских государств, применяемая в наступлении на Евразию. Впервые этим термином был обозначен стратегический план главнокомандующего союзными войсками в североамериканской гражданской войне 1861–1865 годов генерала Мак-Клеллана. Сутью плана было полное блокирование мятежного Юга с суши и моря и постепенное экономическое удушение аграрных южных штатов индустриальным Севером. В дальнейшем стратегия «Анаконды» получила развитие в разработках американского геополитика Альфреда Мэхэна и англичанина Бэзила Лиддел Гарта, которые фактически заложили основы непрямых действий в гибридной войне.

В наиболее общем виде принципы стратегии «Анаконды» сводятся к следующему:

• делать упор на непрямые действия, предусматривающие экономическое, финансовое, технологическое и информационное удушение противника;

• силовые действия проводить в экономических интересах своей страны с широким использованием информационно-коммуникационных технологий для пропагандистского прикрытия;

• экономическая блокада и санкции представляют основной способ стратегических действий по изнурению страны-жертвы;

•не доводить дело до решительных столкновений с главными группировками вооруженных сил противника, а перекладывать эту задачу на заранее подготовленные отряды боевиков из числа местного населения и наемников; для их пополнения, подготовки и снабжения привлекать союзников и партнеров;

•достижение победы и перевод страны под внешнее управление планировать за счет координированных действий по разложению правящих элит и населения противника, удушения экономики при целенаправленной дестабилизации административно-политической, социально-экономической и культурно-мировоззренческой сфер государства – жертвы гибридной агрессии.

Стратегия «Анаконды» была успешно применена и для развала СССР в ходе холодной войны. Тогда задачей первого этапа холодной войны стал охват Евразии американскими политическими и военными базами и союзами. С этой целью были созданы две части «Кольца Анаконды»: НАТО с географическим охватом районов от Гренландии до Карачи, и система двусторонних военных союзов США – от Аляски до Филиппин. Обе части кольца должны были сомкнуться в Индии и затем в Китае. Но эти страны не позволили использовать себя в интересах англосаксонского Запада и своевременно выработали политику суверенного развития. Еще одним препятствием к окончательному «окружению» Евразии являются Иран и Сирия.

Сегодня в ходе возрождающейся новой холодной войны Запада против России применяется экономическая блокада, ведется информационная война, готовятся цветные революции в Казахстане и Киргизии, осуществляются различные манипуляции с террористическими группировками в Сирии, Ираке, Ливии с целью «канализировать» террористическую угрозу против России.

Например, одной из важных задач военных операций в Афганистане является перенос нестабильности в Центральную Азию, укрепление там влияния США и НАТО с перспективой удушающего охвата России и Евразийских пространств, включая Китай. В этом контексте «Польская Анаконда» в ее современном исполнении представляет собой лишь небольшой шаг, направленный на отработку геополитических стратегий Запада по установлению глобального доминирования.

Опасность для России проекта «Междуморья» в сочетании с глобальной стратегией «Анаконда» состоит в воплощении стратегических замыслов США по созданию из недружественных государств, а то и из откровенно враждебных, пояса непосредственного окружения России – фактора постоянного геополитического давления на нашу страну, источника нестабильности и провокаций.

ЯДЕРНЫЙ ПИСТОЛЕТ

Еще одна ситуация по такому же сценарию геополитического «дежавю» создается в связи с развертыванием системы американской стратегической ПРО в Румынии и Польше.

С учетом масштаба нынешних угроз можно смело утверждать, что военно-политическая ситуация вновь возвращается к обстановке 80-х годов прошлого века, когда США и их союзники по НАТО пытались принудить сначала Советский Союз, а теперь и Россию, жить, образно говоря, с приставленным к виску «ядерным пистолетом».

Напомним, что в 1979 году Совет НАТО принял решение о размещении в Европе более 500 американских ракет средней дальности с ядерными боеголовками. Подобное решение, по мнению западных политиков, должно было стать ответом на принятие на вооружение советского ракетного комплекса средней дальности «Пионер». Эта на тот момент новейшая система, известная в Европе как СС-20, вызвала серьезную озабоченность европейских политиков, посчитавших, что с ее помощью Советский Союз получает возможность за считанные минуты уничтожить европейскую военную инфраструктуру НАТО. При этом стоит напомнить, что ракетные комплексы «Пионер» заменяли устаревшие советские системы и размещались исключительно на территории Советского Союза.

До предела обстановка накалилась в 1983 году, когда после известного инцидента с южнокорейским «Боингом» Рональд Рейган назвал СССР «империей зла» и отдал приказ о размещении американских ядерных ракет в Европе. Ракетные комплексы были развернуты на территории Великобритании, Италии, Бельгии и Нидерландов, также было принято решение о размещении ракет на территории ФРГ. В ответ советская сторона объявила о развертывании своих ракет на территории Чехословакии и ГДР. К 1987 году в Западной Германии были развернуты 108 пусковых установок ракет «Першинг-2» и 64 установки ракет «Томагавк». В Великобритании находилось 112 пусковых установок «Томагавков», в Италии – 112, в Нидерландах – 16.

Но 8 декабря 1987 года в Вашингтоне главы СССР и США Михаил Горбачев и Рональд Рейган подписали Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД), вступивший в силу 1 июня 1988 года. Участники договора обязались не производить, не испытывать и не развертывать баллистические и крылатые ракеты наземного базирования средней (от 1000 до 5500 км) и меньшей (от 500 до 1000 км) дальности. И сегодня в Европейской части России нет РСМД с такими характеристиками (дальность стрельбы комплекса «Искандер» до 500 км), в то время как США и НАТО первыми переступили достигнутые договоренности, приступив к развертыванию системы американской стратегической ПРО в Румынии и Польше.

Эта система, что бы там ни говорили западные эксперты в оправдание, представляет реальную угрозу ядерным силам России. Однако масштабы угрозы существенно расширяются в связи с тем, что для запуска ракет СМ-3 используются пусковые установки типа Мк-41, в которые могут загружаться и крылатые ракеты морского базирования «Томагавк» – с ядерной или обычной боевой частью, – дальность стрельбы которых по наземным целям 2600 км.

В настоящее время ракеты «Томагавк» В-1 и ядерные боеголовки для их вооружения хранятся на складах. Утилизация данного оружия или переоборудование в новые модификации с обычными боевыми частями не планируется. Таким образом, при необходимости ядерные ракеты «Томагавк» могут быть вновь развернуты в корабельном или наземном вариантах. Не исключено, что для ударов по наземным целям могут быть оснащены ядерными боеголовками и противоракеты «Стандарт».

Эти шаги знаменуют новый качественный виток в совершенствовании ядерного потенциала США и НАТО за счет их сращивания в единый комплекс ядерных вооружений, обычных вооружений и стратегической ПРО. Формально такая «сцепка» была провозглашена на саммите альянса в Чикаго в мае 2012 года: «НАТО привержена сохранению адекватного сочетания ядерных и обычных сил и средств, а также сил и средств противоракетной обороны для сдерживания и обороны». Таким образом, вместо существовавшей в НАТО более 20 лет двухзвенной системы, включавшей только ядерные и обычные вооружения, решено создать качественно новую трехзвенную систему с участием сил и средств ПРО.

Еще раз: единая американо-натовская система ПРО в Европе создает непосредственную угрозу силам ядерного сдерживания России, объектам правительственного и военного управления:

– во-первых, географический регион, в котором размещаются входящие в эту «триаду» три вида вооружений, не ограничен никакими пространственными рубежами, что придает сцепке потенциал глобального охвата;

– во-вторых, размещение этих средств в государствах Восточной Европы превращает их в силы «передового базирования», а применение в чрезвычайной ситуации оставляет российскому руководству слишком мало времени для принятия ответных мер;

– далее, в том же Чикаго принята специальная «Инструкция по боевому применению ударно-боевых противоракетных сил блока». Как возможный участник Россия в этом документе не упоминается, а как объект?

– и, наконец, важно отметить, что в пусковые контейнеры наземных комплексов ПРО могут быть скрытно загружены как перспективные противоракеты с ядерной боеголовкой, так и находящиеся на складах КРМБ «Томагавк» с ядерной боевой частью, способные наносить удары по наземным целям. Потребуется лишь оперативно и скрытно внести изменения в алгоритмы управляющих ЭВМ. Это обстоятельство с учетом малого подлетного времени превращает комплексы в Румынии и Польше в оружие обезглавливающего первого удара по пунктам государственного и военного управления, а также местам дислокации войск, ракетным и военно-морским базам, аэродромам стратегической авиации, складам ядерного оружия.

Таким образом, американская администрация нарушила Договор о ракетах средней и малой дальности, по которому стороны обязуются не разворачивать наземные установки ракет с дальностью от 500 до 5,5 тыс. км. Это происходит в условиях, когда аналогичная угроза Соединенным Штатам со стороны российских ядерных средств средней и малой дальности после карибского кризиса 1962 года никогда не создавалась и не создается вообще.

Поэтому совершенно обоснованным является заявление президента России Владимира Путина о том, что развернутый в Румынии американский комплекс ПРО является не оборонительной системой, а частью ядерного потенциала США, вынесенного на периферию. В этих условиях Москва будет вынуждена подумать о купировании угрозы, возникающей в отношении России, сказал Путин на совещании по развитию ОПК.

Как представляется, понятие «купирование угрозы ядерного удара» для каждого из российских граждан предполагает наличие четкого ответа на вопрос: «Хочу ли я, чтобы за меня отомстили, или чтобы меня защитили?». Здравомыслящий человек, очевидно, выберет второй вариант.

Поэтому в рамках мер по купированию реальной угрозы от действий США и НАТО Россия должна предусмотреть и нанесение упреждающего удара по силам передового базирования противника в Румынии и Польше до начала готовящегося ядерного нападения в целях его срыва.

В число объектов первоочередного поражения следует также внести аэродромы в Прибалтике, где базируются самолеты Балтийского воздушного патруля НАТО. Отличить самолет – носитель ядерной бомбы от обычного тактического истребителя невозможно, а подлетное время, например, до Санкт-Петербурга составляет несколько минут…

Решительные меры по противодействию новым угрозам национальной безопасности России не являются инициативным выбором Москвы, а представляют собой ее ответную и вынужденную реакцию на провокационные действия США и НАТО, реализующих проекты сдерживания и удушения России, приступивших к развертыванию глобальной системы ПРО.

Задача противодействия подобным замыслам требует организации надежной системы добывания информации с целью получения упреждающих сведений о намерениях противника, продуманной дипломатии и последовательного укрепления Вооруженных сил нашей страны.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
782
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
916
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1282
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1022

Другие новости