Обломки малайзийского Boeing в районе населенного пункта Грабово. Фото Reuters
Россия и Запад обменялись заявлениями о событиях более чем двухлетней давности. В понедельник на площадке Минобороны РФ прошел брифинг, посвященный крушению рейса MH-17, которое произошло 17 июля 2014 года над территорией Донбасса. В ходе брифинга были продемонстрированы записи средств объективного контроля, сделанные в районе катастрофы в момент крушения малайзийского Boeing 777. Через два для после этого события Объединенная международная следственная группа представила доклад о первых результатах в уголовном расследовании в связи с гибелью указанного рейса.
НОВЫЕ ДАННЫЕ МОСКВЫ
В ходе брифинга, организованного российским военным ведомством, журналистам были показаны записи средств объективного контроля, которые прокомментировали представитель АО НПО «Лианозовский электромеханический завод» – заместитель главного конструктора трассового радиолокационного комплекса (ТРЛК) «Утес-Т» Виктор Мещеряков и начальник радиотехнических войск генерал-майор Андрей Кобан.
Генерал сообщил: «В период, предшествующий крушению Boeing, приближение каких-либо объектов к нему с восточной стороны, в том числе со стороны населенного пункта Снежное, не обнаружено». Он также добавил: «Если бы малайзийский Boeing сбила ракета, выпущенная из любого района, находящегося восточнее точки катастрофы, то она была бы точно обнаружена первичным радиолокатором комплекса «Утес-Т». Технические возможности российских средств объективного контроля не позволяют сделать вывод о том, был ли произведен пуск ракеты с территории, находящейся южнее либо западнее точки катастрофы». Особо подчеркивалось, что в день катастрофы в указанном районе российские средства объективного контроля фиксировали работу украинских РЛС, как военных, так и гражданских. Представитель Минобороны РФ также указал на тот факт, что до сих пор не обнародованы данные органов управления гражданского воздушного движения Украины. То есть информацией должны владеть гражданское ведомство воздушных сообщений и Вооруженных сил Украины (ВСУ), но они не спешат ею делиться. Исходя из этого, представитель Минобороны РФ пришел к выводу, что пуск ракеты был совершен с территории, подконтрольной ВСУ. В завершение брифинга руководитель департамента информации и массовых коммуникаций МО РФ генерал-майор Игорь Конашенков заявил: «Российская Федерация максимально заинтересована в установлении истинных причин катастрофы рейса МН-17 в небе Украины, произошедшей 17 июля 2014 года».
Он также напомнил, что украинская сторона в 2001 году сбила над Черным морем российский пассажирский авиалайнер Ту-154, следовавший по маршруту Тель-Авив–Новосибирск. И тогда Киев отрицал свою вину и только под давлением неопровержимых доказательств вынужден был ее признать. К сожалению, в случае с рейсом МН-17 ситуация с доказательной базой обстоит сложнее.
СРЕДСТВА ОБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ
ТРЛК «Утес-Т» размещен вблизи поселка Усть-Донецкий Ростовской области. В 175,6 км от места катастрофы и в 86,4 км от российско-украинской границы. В состав комплекса входят первичный радиолокатор (ПРЛ), вторичный радиолокатор (ВРЛ) и аппаратура обработки и объединения радиолокационной информации, полученной от ПРЛ и ВРЛ. «Утес-Т» является частью системы наземных средств обеспечения безопасности полетов и осуществляет документирование и воспроизведение радиолокационной информации.
Максимальная дальность обнаружения воздушных объектов (ВО) ВРЛ не менее 400 км (при этом фиксируется номер ВО и его высота), его задача – принимать сигнал, полученный от автоматического ответчика самолета. ПРЛ обрабатывает радиосигнал, отраженный от объекта, покрывая не менее 360 км. Темп обновления информации составляет 10 секунд, это тот периодически повторяющийся промежуток времени, когда ТРЛК «Утес-Т» ничего не видит (давайте запомним эту цифру). ПРЛ в отличие от ВРЛ способен обнаруживать все ВО, находящиеся в зоне его обнаружения, способные отражать радиоволны, в том числе и не оборудованные бортовым ответчиком. Но в случае плотной облачности ПРЛ может не обнаружить ВО, если расстояние между ним и объектом изменяется слишком медленно. К примеру, при плохих погодных условиях он может не обнаружить ракету, пущенную по самолету с земли, если ее траектория будет близка к вертикали или под углом 90 градусов к направлению на ТРЛК «Утес-Т».
ЧТО УВИДЕЛИ 17 ИЮЛЯ 2014 ГОДА
По данным, полученным с помощью ТРЛК «Утес-Т», события 17 июля 2014 года развивались следующим образом. Малайзийский Boeing сначала был обнаружен ВРЛ на удалении 404 км в 13 часов 4 минуты 26 секунд, а затем ПРЛ на удалении 362 км в 13 часов 7 минут 19 секунд. Этот авиалайнер был зарегистрирован под номером 0143, высота его полета составляла 10 060 м, скорость – 909 км/ч. По словам Виктора Мещерякова, от момента обнаружения рейса МН-17 до его крушения локаторы ТРЛК никаких других ВО вблизи самолета не зафиксировали (на удалении ближе 30 км). В момент разрушения МН-17 также не видно посторонних ВО, которые могли бы стать причиной крушения. Генерал-майор Кобан уточнил, что в это время над территорией РФ вблизи границы был обнаружен БПЛА «Орлан-10», который исполнен из композитных материалов и малозаметен для РЛС. Андрей Кобан также пояснил, что ракета ЗРК «Бук» сделана из металла и имеет длину 5,5 м, в диаметре 0,4 м и ширину крыльевого оперения 1 м. То есть она является более заметным объектом для РЛС, чем «Орлан». Но ее присутствие не было зафиксировано средствами объективного контроля. По данным ПРЛ, в течение 8 минут наблюдалось развитие катастрофы.
НА ЗАПАДЕ УВЛЕКЛИСЬ НЕНАУЧНОЙ ФАНТАСТИКОЙ
Российские специалисты считают, что прояснить ситуацию могли бы данные, полученные с американских спутников, но они до сих пор не обнародованы. Более того, в американских СМИ давно муссируется информация, что пуск ракеты ЗРК «Бук» был произведен из района населенного пункта Снежное. Известно, что большую часть обломков самолета разбросало в радиусе 8,5 км, на территории около 50 кв. км, в районе поселков Грабово, Петропавловка, Рассыпное. Стоит отметить, что официальная информация о месте нахождения самолета в момент столкновения с ракетой несколько отличается от того, что можно определить с помощью простых расчетов. Если учесть, что процесс разрушения корпуса самолета длился около 8 секунд, зная примерную его среднюю скорость после поражения, учитывая инерцию полета обломков, можно предположить, что встреча авиалайнера с ракетой произошла где-то над Новоорловкой, примерно в 30 км от населенного пункта Снежное. В этом случае угловая скорость полета ракеты была бы достаточно велика для ее фиксации ТРЛК «Утес-Т». К тому же от Новоорловки до Первомайского около 34 км, это значит, что ракета 9М38 должна была пролететь до цели около 34,01 км, что для нее запредельно, если верить ее тактико-техническим характеристикам.
Допустим, что в тот день планета вращалась медленнее, чем обычно, или в точке встречи самолета и ракеты произошла аномальная турбулентность, поэтому после взрыва боеприпаса самолет или его обломки практически сразу упали на землю. И в этом случае от предполагаемой позиции в районе Снежного до точки, над которой сбили авиалайнер, не менее 25 км. Ракета должна пролететь 25 019 м с достаточно большой угловой скоростью, чтобы ТРЛК «Утес-Т» ее увидел. Но проблема даже не в этом. По версии тех же западных СМИ, в распоряжении донецких повстанцев была лишь огневая установка СОУ. Скорость ракеты 9М38 1550 м/с, расстояние 25 019 м она преодолевает за 16,14 секунды. Пуск расчет СОУ должен был произвести по цели, которая двигалась на высоте более 10 км со скоростью 909 км/ч и находилась от них на расстоянии более 30 км. А засечь цель бойцы должны гораздо раньше, причем на глазок, в условиях плотной облачности, не имея в своем распоряжении никаких технических средств. Ракета и самолет, являющиеся целью, при этом летят на встречных направлениях. Такой пуск подобен тыканью пальцем в небо. Вот и выходит, что версия эта относится к ненаучной фантастике. Кроме того, голландцы настаивают, что таких ракет нет в распоряжении ВСУ. А это не так, 9М38 – ракеты старого образца, которые точно должны быть на военных складах Украины.
ЕСЛИ БЫТЬ В СОГЛАСИИ С ЛОГИКОЙ
В ходе брифинга представитель Минобороны привел веские доказательства вины украинской стороны в гибели МН-17. Фото Reuters |
Давайте попробуем развить версию Минобороны РФ, согласно которой самолет был сбит украинскими средствами ПВО и пуск ракеты был произведен с территории, подконтрольной ВСУ. Допустим, применялся ЗРК «Бук». ВСУ располагает такими комплексами. К тому же 17 июля 2014 года украинские «Буки» были засечены спутником в районе населенного пункта Зарощинское, а это примерно в 16 км от места встречи самолета и ракеты. При наличии командного пункта (КП) и радиолокационной станции обнаружения цели (СОЦ), а также данных от других средств ПВО и операторов контроля полетов в Днепропетровске украинский расчет ЗРК «Бук» имел всю необходимую информацию, чтобы спокойно подготовить пуск и произвести его.
В этом случае время полета ракеты до момента встречи с малайзийским авиалайнером составляет чуть более 10 секунд. Во-первых, день был облачный, а угловая скорость ракеты при таком направлении пуска достаточно мала, и это естественно, что она осталась не замеченной ТРЛК «Утес-Т». Во-вторых, полет ракеты мог случайным образом совпасть с теми 10 секундами, в течение которых идет обновление информации в системе радиолокационного комплекса контроля за безопасностью полетов, когда обстановка не фиксируется средствами обнаружения.
По этим признакам можно говорить с определенной степенью уверенности, что малайзийский Boeing был сбит именно украинским расчетом ПВО.
По признанию ветеранов войск ПВО, у ракеты ЗКР «Бук» есть одна особенность: при приближении к самолету она делает маневр и заходит к нему со стороны кабины пилотов, независимо, летит она навстречу, на пересечение или догоняет таковой. Поэтому по конфигурации пробоин невозможно определить, откуда ракета была запущена.
ПОЛУЧЕНО ИЗ НЕМЕЦКИХ ИСТОЧНИКОВ
В день катастрофы была зафиксирована работа РЛС ВСУ, не только российскими средствами объективного контроля. Есть очень интересный документ МИД Германии, который опубликован на сайте немецкого парламента. В нем сказано, что самолет НАТО системы AWACS, пролетая над Восточной Румынией, за полчаса до катастрофы фиксировал работу на территории Юго-Восточной Украины РЛС ЗРК С-125 и другого неустановленного радиолокатора. Вопрос главным образом связан с неустановленным типом радара, не может быть, чтобы система AWACS не смогла идентифицировать РЛС ЗРК «Бук». Но пусть этот факт останется на совести авторов информации, в любом случае есть подтверждение, что в районе крушения самолета работали украинские средства ПВО.
МЕЖДУНАРОДНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ
В минувшую среду Объединенная международная следственная группа, в состав которой входят представители полиции и прокуратур Голландии, Австралии, Бельгии, Малайзии и Украины, представила доклад о первых результатах в уголовном расследовании крушения Boeing 777 рейса МН-17 Малайзийских авиалиний. Глава центрального департамента уголовных расследований Голландии Вилберт Паулиссен сделал заявление, что согласно выводов следствия пуск ракеты 9М38, которой был сбит малайзийский Boeing, с самоходной огневой установки (СОУ) зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) «Бук» был сделан с позиции, располагавшейся в поле чуть западнее поселка Первомайский. В качестве доказательства был представлен снимок выжженного участка поля, по которому нельзя провести привязку к местности. Также не ясно, как возникло это пятно обугленной травы. Снимком пуска ракеты группа не располагает. Хотя заявлялось, что группе якобы были представлены спутниковые снимки полета ракеты, которые сделали США и Еврпейское космическое агентство. Но их тоже почему-то не показали на пресс-конференции.
По мнению следствия, ЗРК «Бук» был завезен на территорию Украины в 8 часов утра 17 июня и проделал длинный путь до Донецка и лишь затем направился в сторону поселка Снежное. Транспортировка его осуществлялась на грузовике «Вольво», в сопровождении седана «Фольксваген» и внедорожника УАЗ. Комплекс был разгружен около полудня в поселке Снежное возле супермаркета, далее следовал на огневую позиции своим ходом. После пуска ракеты ЗРК «Бук» на том же грузовике был вывезен через Луганск в Россию. В качестве доказательства группа приводит фото- и видеоматериалы, размещенные в соцсетях, показания очевидцев и записи телефонных разговоров сепаратистов, которые касались передвижения ЗРК «Бук» по территории Донбасса.
Следственная группа не собирается принимать во внимание информацию, недавно полученную из Москвы, априори считая ее некорректной.
Профильные министры стран – участниц объединенной международной следственной группы несколько раз проводили закрытые встречи для обсуждения вопроса о возможности организации суда над виновниками данной трагедии. Возможны два варианта проведения такового, в первом предлагается провести международный трибунал, во втором – суд в рамках юрисдикции одной из стран. Утверждается, что окончательное решение по этому вопросу будет принято и объявлено мировой общественности после полного завершения уголовного расследования.
Информация о ходе расследования и действиях группы в значительной мере сохраняется в секрете, что, бесспорно, нервирует Москву, потому что без каких-либо объяснений ясно, против кого сам процесс следствия был организован. Бесспорно, тот факт, что российская сторона не представлена в составе этой следственной группы, сам по себе говорит о многом. Между тем генеральный прокурор Нидерландов и координатор следствия Фред Вестербеке подчеркнул, что пока группа не делает заявлений о причастности России к крушению лайнера. Работа следственной группы продлена до начала 2018 года.
КРИТИКА РОССИЙСКОЙ ПОЗИЦИИ
Но мы заметим, что сейчас большая часть заключений группы сделана на основе данных, почерпнутых из соцсетей. Такой вариант ведения следствия как минимум можно назвать непрофессиональным. К примеру, заключение о том, что якобы в распоряжении ополчения ДНР оказалась СОУ ЗРК «Бук» с бортовым номером 322, которая принадлежит Курской бригаде ПВО, было выработано на основе фотографий и информации, размещенных украинскими блогерами в Интернете. На данный момент сколь-нибудь реальных доказательств того, что эта установка находилась 17 июля 2014 года в районе населенного пункта Снежное, нет. Но все дальнейшие выводы комиссия делает, базируясь на вышеизложенном заключении.
Украинская сторона настаивает на том, что система распознавания «свой–чужой» не даст возможности оператору произвести произвольно пуск по цели, захваченной РЛС ЗРК «Бук». Но любой, кто знаком с данным комплексом, знает, что это чушь, способная убедить только несведущих обывателей.
Голландцы заявили, что ими были обнаружены поражающие элементы от ракеты ЗРК «Бук» именно российской модификации. Но сам процесс их обнаружения, по словам представителей следственной группы, прошел в «узком кругу», без присутствия независимых экспертов. Что само по себе вызывает сомнение в честности такого подхода, ведь «подбросить» можно все что угодно.
Несмотря на то что все предъявленные якобы доказательства виновности ополченцев ДНР, за которыми, по мнению Запада, стоит Россия, – не убедительны, Москва заметно нервничает и допускает одну ошибку за другой.
К примеру, основываясь на показаниях местных жителей, представителями Минобороны в 2014 году было сделано заявление, что сбить малайзийский Boeing мог Су-25, который был замечен рядом с пассажирским авиалайнером рейса МН-17 в момент катастрофы. Далее было озвучено, что малайзийский самолет был сбит предположительно управляемыми ракетами (УР) класса «воздух–воздух» Р-60 или Р-73. При этом не учитывалось, что обе эти модификации УР имеют тепловую головку самонаведения и поразили бы они двигатели самолета, а не кабину пилотов. К тому же технические характеристики Су-25 и указанных ракет не позволяют сбить самолет, летящий на высоте 10 км со скоростью 909 км/ч. Естественно, за эту информацию ухватились украинские и западные СМИ, чтобы представить Москву в негативном свете. Тень на позицию российской стороны бросают вот такие непродуманные заявления и метания от одной версии к другой. Российской стороне необходимо вести более кропотливую работу по выявлению всех обстоятельств катастрофы и не делать скоропалительных заявлений, не подтвержденных фактами.