0
3600
Газета Концепции Интернет-версия

16.12.2016 00:01:00

Военные эксперты требуют больше внимания

Национальная безопасность как новая учебно-методическая область

Сергей Першуткин

Об авторе: Сергей Николаевич Першуткин – эксперт-аналитик, доктор социологических наук.

Тэги: рффи, минобороны, шойгу, конференция, национальная безопасность, балашиха, рвсн, генштаб, академия


рффи, минобороны, шойгу, конференция, национальная безопасность, балашиха, рвсн, генштаб, академия Конференцию в подмосковной Балашихе отличала по-настоящему творческая обстановка. Фото с официального сайта Министерства обороны РФ

Недавно в подмосковной Балашихе состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Профессиональное образование в сфере национальной безопасности», организаторами которой выступили командование РВСН, Военная академия РВСН им. Петра Великого и отделение национальной безопасности и геополитики Академии военных наук. В работе трех секций – «Актуальные проблемы профессиональной подготовки специалистов в сфере национальной безопасности»; «Проблемы социально-гуманитарной подготовки военных кадров в интересах обеспечения обороны и безопасности России» и «Военно-историческая работа в ВУЗах МО РФ и формирование патриотического сознания молодежи» – приняли участие представители свыше 50 военно-учебных заведений и научных подразделений (прежде всего Минобороны России), а также факультет Национальной безопасности РАНХиГС при президенте Российской Федерации, отделы социологии государства и стратегического анализа и военно-политических исследований АНО «МИСИ» (автономной некоммерческой организации «Московский институт социологических исследований») и др.

НОВАЯ ОБЛАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЙ

В рамках конференции были даны принципиальные оценки состояния и проработанности формирующейся сравнительно новой учебно-образовательной области «Национальная безопасность», высказаны конкретные предложения. Были заслушаны доклады, произошел обмен мнениями, а на заключительном пленарном заседании конференции были утверждены рекомендации по совершенствованию системы образования в сфере национальной безопасности и закреплена необходимость создания ассоциации вузов России в сфере национальной безопасности.

Среди особенностей конференции можно отметить то, что громче, чем прежде, прозвучал голос представителей социологической науки и в том числе политической социологии, позволяющей результативно решать новые задачи, используя в интересах обороны и национальной безопасности разнообразный инструментарий, в том числе концептуальный.

В общем и целом значимость данного мероприятия в том, что, во-первых, яснее обозначились контуры и абрисы учебных курсов, анализирующих и систематизирующих новые угрозы национальной безопасности (включая образовательные угрозы), а во-вторых, контрастнее проявилась гражданская и профессиональная позиция военных преподавателей и исследователей – как дополнительный фактор укрепления обороноспособности и национальной безопасности России.

ОБОБЩЕНИЯ И КОММЕНТАРИИ

Повышение активности и ответственности военных преподавателей и исследователей, а, в общем и целом, военных аналитиков – сравнительно новый аспект общественно-политической ситуации в нашей стране. Дополнительные возможности целесообразно бы смелее использовать в интересах повышения эффективности научно-экспертных советов при федеральных органах власти и Советов фондов поддержки науки, выдвигая самых достойных представителей военно-экспертного сообщества в состав общественно-консультативных структур.

Для подобного разворота проблемы имеется много оснований, и прежде всего – недостаточное представительство военных исследователей и преподавателей в научно-экспертных структурах, что ограничивает возможности последних, приводя в итоге к политическим и экономическим потерям.

Совсем недавний пример – низкая результативность, а точнее, даже невостребованность рынком и потребителями большинства научно-технических разработок, выполненных в Сколково. Вместе с тем, согласно данным Счетной палаты РФ, на финансирование инновационного центра «Сколково», а также одноименного фонда и шести дочерних предприятий в 2013–2015 годах было выделено 66 млрд руб. из госбюджета. Включая 95 млн долл., или примерно 4 млрд руб., Массачусетскому технологическому институту (США). Эффект пока минимален, если не сказать номинален. За всем этим просматривается комплекс причин и обстоятельств, прежде всего стратегические просчеты в разработке и реализации Сколковского проекта в самом широком смысле, но главное – отрицательный эффект экспертных услуг и проведенных консультаций с зарубежными экспертами.

На этом фоне приходится говорить об интеллектуальной зависимости от Запада как разновидности ощутимой угрозы безопасности, причем подлинная причина коренится в недооценке отечественных экспертов и аналитиков, в том числе военных. Все это свидетельства реальных угроз национальной безопасности РФ, что еще больше актуализирует выработанные конференцией в Балашихе рекомендации и прозвучавшие на заседаниях секций конкретные предложения.

НОВЫЕ УЧЕБНЫЕ КУРСЫ И УЧЕБНИКИ

Прежде чем обсуждать необходимость обновленного набора учебных курсов, целесообразно зафиксировать специфику национальной безопасности как сферы междисциплинарных исследований. Речь нужно вести о следующих признаках и особенностях:

– о высокой степени сложности, комплексности (многомерности, многоуровневом характере) национальной безопасности;

– об отсутствии четкой границы между теоретическим и эмпирическим уровнями исследований;

– о несформированности понятийного аппарата, его нагруженности обыденными, фрагментарными и противоречивыми представлениями разной степени конкретности–всеобщности;

– о нерасчлененности объекта и предмета анализа;

– об отсутствии междисциплинарных границ и границ компетентности социально-гуманитарных и технических наук.

Обозначенные особенности способны затруднить, но не поставить под сомнение неотложный характер подготовки новых учебных программ, курсов и учебников, чтобы противодействовать острейшим угрозам безопасности. Сегодня передовая линия проходит через сознание студентов, курсантов, адъюнктов, поэтому требуются убедительные, но доступные и хорошо оснащенные учебники по разным разделам и проблемным группам нацбезопасности для всех форм обучения.

Обладая политической и практической значимостью, учебно-методическая область «национальная безопасность» заслуживает вычленения в качестве отдельной номинации – как область теоретических междисциплинарных исследований, на базе которых формируется важная учебно-образовательная область.

О возможном содержании и необходимом перечне учебных дисциплин в сфере национальной безопасности уже шла речь на одной из секций конференции в Балашихе, где мне пришлось выступить с обоснованием необходимости ряда учебных курсов.

Во-первых, курс методологии и методики невоенных действий в условиях гибридных войн. Во-вторых, курс государственной оборонной политики, что в целостном виде должно включать как исследование, так и формирование, но также и реализацию названной разновидности государственной политики, позволяя раскрыть теорию и социологию государства, обосновать роль государственного суверенитета в качестве принципиального приоритета и критерия оценки качества государственной политики по вопросам обороны и национальной безопасности. В-третьих, курс действенных и активистских исследований, как обновленную и усиленную новыми идеями версию социологических методов, которыми недопустимо пренебрегать в условиях международной напряженности.

Обобщая, отмечу: разработка новых учебных курсов – это всегда трудоемкая задача, требующая длительных и квалифицированных усилий, поэтому в повестке дня – сотрудничество армейских вузов с неармейскими, государственных научных учреждений с негосударственными.

Ключевую роль здесь могут сыграть две ведущие кафедры ВА РВСН (с одной стороны, кафедра гуманитарных наук, а с другой стороны – акмеологии и кибернетики), но также кафедры национальной безопасности и государственного управления ВА ГШ ВС, факультета национальной безопасности РАНХиГС, Центра изучения проблем безопасности РАН–ФАНО.

Работа предстоит большая, но инициативной деятельности в данном направлении мог бы сопутствовать встречный заказ Управлений военного образования и, больше того, Военно-научного комитета ВС РФ как основного механизма МО РФ по формированию научных основ обеспечения военной безопасности страны.

Подключение ВНК ВС РФ к научной поддержке учебно-методических задач по нацбезопасности видится оправданным в силу многих обстоятельств. Прежде всего с целью обеспечения прочного научного фундамента и научного рецензирования сложнейшей междисциплинарной деятельности, но самое главное – потому, что Военно-научного комитет, который совсем недавно возглавил генерал-лейтенант И.Ю. Макушев, уже много сделал по выстраиванию взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти страны, с научными организациями и фондами.

Благодаря ВНК в 2015 году утвержден новый порядок организации научной и военно-исторической работы в военно-учебных заведениях, но что особенно важно, заключено трехстороннее соглашение с Федеральным агентством научных организаций и Российской академией наук, двустороннее соглашение с Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ). Спланировано проведение совместных исследований с федеральными органами исполнительной власти силового блока по ключевым направлениям обеспечения нацбезопасности.

На созданной организационной базе появляется возможность взаимодействия и с Российским гуманитарным научным фондом (РГНФ), развитие сотрудничества с РФФИ в целях расширения финансовой поддержки актуальных исследований, на базе которых могут выпускаться новые учебные пособия по национальной безопасности для студентов и курсантов.

Здесь просматривается заметная роль социологии, чтобы точнее фиксировать общественные ожидания и выстраивать систему научно-образовательной деятельности в сфере национальной безопасности. Это позволит выйти за рамки обобщенно-философских представлений (универсальных и надежных) к конкретно-социологическим, к измерению процессов, характеризующих национальную безопасность к обсуждению соответствующих индикаторов и показателей, что особенно важно, когда речь идет об управлении кризисными ситуациями.

Причем значимость социологической науки, включая политическую социологию, чрезвычайно возрастает. Критериями диссертационных работ и научных отчетов должны осознаваться не просто новые, но нестандартные идеи, а критериями оценки органов управления и войск на разного вида и масштаба учениях должно определяться принятие нестандартных решений. При этом повышается роль научных групп сопровождения учений (как это было в ходе недавнего «Кавказа – 2016») при отработке действий по решению стратегических командно-штабных задач.

Все в целом и в частностях подтверждает вывод, что в повестке дня сегодня – повышение роли общественных наук как фактора обороноспособности и национальной безопасности России.

РЕАЛИЗАЦИЯ РЕКОМЕНДАЦИЙ

Однако для того, чтобы проработанные и взвешенные рекомендации конференции не оказались забытыми в повседневной жизнедеятельности, необходимо выполнить определенные действия. В частности, выдвинуть представителей военно-научного сообщества (а желательно и активных организаторов конференции) в вышестоящие общественно-экспертные советы при государственных органах власти и советы фондов поддержки науки, для реализации рекомендаций и приведения в действие властных и финансовых рычагов.

Прежде всего речь могла бы идти о рекомендации в совет Российского фонда фундаментальных исследований доктора философских наук, профессора В.П. Беркута, возглавляющего кафедру гуманитарных наук ВА РВСН и в Общественный совет Минобрнауки – доктора педагогических наук, полковника А.А. Фасолю, заведующего кафедрой военной акмеологии и кибернетики этой же Военной академии.

Поддержат ли эту рекомендацию Общественный совет МО РФ и руководство МО – это компетенция генерала армии С.К. Шойгу и П.Н. Гусева, но вопрос о расширении представительства военно-экспертного сообщества в общественных советах при государственных органах – это составная часть национальной безопасности. Таким образом, в практическую плоскость будут переводиться предложения по поддержке фундаментальных исследований национальной безопасности и по дальнейшему развитию на этой основе учебно-методической области «национальная безопасность».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Создатель «Новых людей» возглавил партию

Создатель «Новых людей» возглавил партию

Евгений Солотин

Алексей Нечаев уверен, что власть должна уделять больше внимания не Ливии и Сирии, а российским регионам

0
1420
Как развивалось арбитражное производство при экс-главе экономколлегии ВС Олеге Свириденко

Как развивалось арбитражное производство при экс-главе экономколлегии ВС Олеге Свириденко

0
1756
Военное кораблестроение дрейфует в нереализованных планах

Военное кораблестроение дрейфует в нереализованных планах

Александр Иванин

В России возник флот амбиций и обещаний

0
3928
Поздравление

Поздравление

0
806

Другие новости

Загрузка...