Конференцию в подмосковной Балашихе отличала по-настоящему творческая обстановка. Фото с официального сайта Министерства обороны РФ
Недавно в подмосковной Балашихе состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Профессиональное образование в сфере национальной безопасности», организаторами которой выступили командование РВСН, Военная академия РВСН им. Петра Великого и отделение национальной безопасности и геополитики Академии военных наук. В работе трех секций – «Актуальные проблемы профессиональной подготовки специалистов в сфере национальной безопасности»; «Проблемы социально-гуманитарной подготовки военных кадров в интересах обеспечения обороны и безопасности России» и «Военно-историческая работа в ВУЗах МО РФ и формирование патриотического сознания молодежи» – приняли участие представители свыше 50 военно-учебных заведений и научных подразделений (прежде всего Минобороны России), а также факультет Национальной безопасности РАНХиГС при президенте Российской Федерации, отделы социологии государства и стратегического анализа и военно-политических исследований АНО «МИСИ» (автономной некоммерческой организации «Московский институт социологических исследований») и др.
НОВАЯ ОБЛАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЙ
В рамках конференции были даны принципиальные оценки состояния и проработанности формирующейся сравнительно новой учебно-образовательной области «Национальная безопасность», высказаны конкретные предложения. Были заслушаны доклады, произошел обмен мнениями, а на заключительном пленарном заседании конференции были утверждены рекомендации по совершенствованию системы образования в сфере национальной безопасности и закреплена необходимость создания ассоциации вузов России в сфере национальной безопасности.
Среди особенностей конференции можно отметить то, что громче, чем прежде, прозвучал голос представителей социологической науки и в том числе политической социологии, позволяющей результативно решать новые задачи, используя в интересах обороны и национальной безопасности разнообразный инструментарий, в том числе концептуальный.
В общем и целом значимость данного мероприятия в том, что, во-первых, яснее обозначились контуры и абрисы учебных курсов, анализирующих и систематизирующих новые угрозы национальной безопасности (включая образовательные угрозы), а во-вторых, контрастнее проявилась гражданская и профессиональная позиция военных преподавателей и исследователей – как дополнительный фактор укрепления обороноспособности и национальной безопасности России.
ОБОБЩЕНИЯ И КОММЕНТАРИИ
Повышение активности и ответственности военных преподавателей и исследователей, а, в общем и целом, военных аналитиков – сравнительно новый аспект общественно-политической ситуации в нашей стране. Дополнительные возможности целесообразно бы смелее использовать в интересах повышения эффективности научно-экспертных советов при федеральных органах власти и Советов фондов поддержки науки, выдвигая самых достойных представителей военно-экспертного сообщества в состав общественно-консультативных структур.
Для подобного разворота проблемы имеется много оснований, и прежде всего – недостаточное представительство военных исследователей и преподавателей в научно-экспертных структурах, что ограничивает возможности последних, приводя в итоге к политическим и экономическим потерям.
Совсем недавний пример – низкая результативность, а точнее, даже невостребованность рынком и потребителями большинства научно-технических разработок, выполненных в Сколково. Вместе с тем, согласно данным Счетной палаты РФ, на финансирование инновационного центра «Сколково», а также одноименного фонда и шести дочерних предприятий в 2013–2015 годах было выделено 66 млрд руб. из госбюджета. Включая 95 млн долл., или примерно 4 млрд руб., Массачусетскому технологическому институту (США). Эффект пока минимален, если не сказать номинален. За всем этим просматривается комплекс причин и обстоятельств, прежде всего стратегические просчеты в разработке и реализации Сколковского проекта в самом широком смысле, но главное – отрицательный эффект экспертных услуг и проведенных консультаций с зарубежными экспертами.
На этом фоне приходится говорить об интеллектуальной зависимости от Запада как разновидности ощутимой угрозы безопасности, причем подлинная причина коренится в недооценке отечественных экспертов и аналитиков, в том числе военных. Все это свидетельства реальных угроз национальной безопасности РФ, что еще больше актуализирует выработанные конференцией в Балашихе рекомендации и прозвучавшие на заседаниях секций конкретные предложения.
НОВЫЕ УЧЕБНЫЕ КУРСЫ И УЧЕБНИКИ
Прежде чем обсуждать необходимость обновленного набора учебных курсов, целесообразно зафиксировать специфику национальной безопасности как сферы междисциплинарных исследований. Речь нужно вести о следующих признаках и особенностях:
– о высокой степени сложности, комплексности (многомерности, многоуровневом характере) национальной безопасности;
– об отсутствии четкой границы между теоретическим и эмпирическим уровнями исследований;
– о несформированности понятийного аппарата, его нагруженности обыденными, фрагментарными и противоречивыми представлениями разной степени конкретности–всеобщности;
– о нерасчлененности объекта и предмета анализа;
– об отсутствии междисциплинарных границ и границ компетентности социально-гуманитарных и технических наук.
Обозначенные особенности способны затруднить, но не поставить под сомнение неотложный характер подготовки новых учебных программ, курсов и учебников, чтобы противодействовать острейшим угрозам безопасности. Сегодня передовая линия проходит через сознание студентов, курсантов, адъюнктов, поэтому требуются убедительные, но доступные и хорошо оснащенные учебники по разным разделам и проблемным группам нацбезопасности для всех форм обучения.
Обладая политической и практической значимостью, учебно-методическая область «национальная безопасность» заслуживает вычленения в качестве отдельной номинации – как область теоретических междисциплинарных исследований, на базе которых формируется важная учебно-образовательная область.
О возможном содержании и необходимом перечне учебных дисциплин в сфере национальной безопасности уже шла речь на одной из секций конференции в Балашихе, где мне пришлось выступить с обоснованием необходимости ряда учебных курсов.
Во-первых, курс методологии и методики невоенных действий в условиях гибридных войн. Во-вторых, курс государственной оборонной политики, что в целостном виде должно включать как исследование, так и формирование, но также и реализацию названной разновидности государственной политики, позволяя раскрыть теорию и социологию государства, обосновать роль государственного суверенитета в качестве принципиального приоритета и критерия оценки качества государственной политики по вопросам обороны и национальной безопасности. В-третьих, курс действенных и активистских исследований, как обновленную и усиленную новыми идеями версию социологических методов, которыми недопустимо пренебрегать в условиях международной напряженности.
Обобщая, отмечу: разработка новых учебных курсов – это всегда трудоемкая задача, требующая длительных и квалифицированных усилий, поэтому в повестке дня – сотрудничество армейских вузов с неармейскими, государственных научных учреждений с негосударственными.
Ключевую роль здесь могут сыграть две ведущие кафедры ВА РВСН (с одной стороны, кафедра гуманитарных наук, а с другой стороны – акмеологии и кибернетики), но также кафедры национальной безопасности и государственного управления ВА ГШ ВС, факультета национальной безопасности РАНХиГС, Центра изучения проблем безопасности РАН–ФАНО.
Работа предстоит большая, но инициативной деятельности в данном направлении мог бы сопутствовать встречный заказ Управлений военного образования и, больше того, Военно-научного комитета ВС РФ как основного механизма МО РФ по формированию научных основ обеспечения военной безопасности страны.
Подключение ВНК ВС РФ к научной поддержке учебно-методических задач по нацбезопасности видится оправданным в силу многих обстоятельств. Прежде всего с целью обеспечения прочного научного фундамента и научного рецензирования сложнейшей междисциплинарной деятельности, но самое главное – потому, что Военно-научного комитет, который совсем недавно возглавил генерал-лейтенант И.Ю. Макушев, уже много сделал по выстраиванию взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти страны, с научными организациями и фондами.
Благодаря ВНК в 2015 году утвержден новый порядок организации научной и военно-исторической работы в военно-учебных заведениях, но что особенно важно, заключено трехстороннее соглашение с Федеральным агентством научных организаций и Российской академией наук, двустороннее соглашение с Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ). Спланировано проведение совместных исследований с федеральными органами исполнительной власти силового блока по ключевым направлениям обеспечения нацбезопасности.
На созданной организационной базе появляется возможность взаимодействия и с Российским гуманитарным научным фондом (РГНФ), развитие сотрудничества с РФФИ в целях расширения финансовой поддержки актуальных исследований, на базе которых могут выпускаться новые учебные пособия по национальной безопасности для студентов и курсантов.
Здесь просматривается заметная роль социологии, чтобы точнее фиксировать общественные ожидания и выстраивать систему научно-образовательной деятельности в сфере национальной безопасности. Это позволит выйти за рамки обобщенно-философских представлений (универсальных и надежных) к конкретно-социологическим, к измерению процессов, характеризующих национальную безопасность к обсуждению соответствующих индикаторов и показателей, что особенно важно, когда речь идет об управлении кризисными ситуациями.
Причем значимость социологической науки, включая политическую социологию, чрезвычайно возрастает. Критериями диссертационных работ и научных отчетов должны осознаваться не просто новые, но нестандартные идеи, а критериями оценки органов управления и войск на разного вида и масштаба учениях должно определяться принятие нестандартных решений. При этом повышается роль научных групп сопровождения учений (как это было в ходе недавнего «Кавказа – 2016») при отработке действий по решению стратегических командно-штабных задач.
Все в целом и в частностях подтверждает вывод, что в повестке дня сегодня – повышение роли общественных наук как фактора обороноспособности и национальной безопасности России.
РЕАЛИЗАЦИЯ РЕКОМЕНДАЦИЙ
Однако для того, чтобы проработанные и взвешенные рекомендации конференции не оказались забытыми в повседневной жизнедеятельности, необходимо выполнить определенные действия. В частности, выдвинуть представителей военно-научного сообщества (а желательно и активных организаторов конференции) в вышестоящие общественно-экспертные советы при государственных органах власти и советы фондов поддержки науки, для реализации рекомендаций и приведения в действие властных и финансовых рычагов.
Прежде всего речь могла бы идти о рекомендации в совет Российского фонда фундаментальных исследований доктора философских наук, профессора В.П. Беркута, возглавляющего кафедру гуманитарных наук ВА РВСН и в Общественный совет Минобрнауки – доктора педагогических наук, полковника А.А. Фасолю, заведующего кафедрой военной акмеологии и кибернетики этой же Военной академии.
Поддержат ли эту рекомендацию Общественный совет МО РФ и руководство МО – это компетенция генерала армии С.К. Шойгу и П.Н. Гусева, но вопрос о расширении представительства военно-экспертного сообщества в общественных советах при государственных органах – это составная часть национальной безопасности. Таким образом, в практическую плоскость будут переводиться предложения по поддержке фундаментальных исследований национальной безопасности и по дальнейшему развитию на этой основе учебно-методической области «национальная безопасность».