0
4892
Газета Концепции Интернет-версия

10.02.2017 00:01:00

Полет возвышает и нравственно, и духовно

Владимир Пономаренко

Об авторе: Владимир Александрович Пономаренко – доктор медицинских наук, профессор, академик Российской академии образования, генерал-майор медицинской службы в отставке; Александр Александрович Ворона – доктор медицинских наук, профессор.

Тэги: авиация, психология, человеческий фактор, образование, духовность


авиация, психология, человеческий фактор, образование, духовность Чем более совершенная техника поступает к авиаторам, тем выше должны быть личностные качества у летчиков. Фото с сайта www.oborona.gov.ru

Речь пойдет о проблемах человеческого фактора в авиации, приобретающих все большее значение в связи с ростом требований к обеспечению безопасности полетов. Проанализируем отечественный опыт профессиональной подготовки летного состава с позиции духовности человека летающего и формирования нравственности и мотивации к полету. Рассмотрим психологические особенности обучения летного состава и требования к формированию профессионально важных качеств летчиков в аспекте смысла жизни человека летающего.

Нет сомнения в том, что нас – как ветеранов, так и находящихся в строю, тревожит вопрос: почему человеческий фактор в авиации как главный ресурс реализации безопасности полетов и обеспечения защиты Отечества, нередко приобретает свойства универсального виновника, и прежде всего со стороны летного состава? Как говорит генерал армии Петр Дейнекин – настало время видеть и говорить правду.

В этой связи возрастает потребность осмыслить, почему в нестандартных ситуациях, при дефиците времени летчики не имеют должной правовой защиты принимать решения, исходя из им видимой реальной обстановки и прогноза ее развития. Убеждены, что для этого необходимо знание всеми специалистами, связанными с подготовкой летного состава внутреннего мира летчика, его связи с корпоративной средой, с оценкой смысла жизни и духовных способностей, то есть с раскрытием психологии жизни летчика, его духовного мира и мировоззрения.

В противном случае доминирующая в настоящее время технократическая идеология, коммерциализация в сочетании с новой философией управления летательным аппаратом «электронным летчиком» потенциально увеличивает вероятность угроз безопасности полета. Это проявляется в потенциальном снижении не просто уровня надежности человеческого фактора, а искажением мироощущения летчиком смысла своей небесной жизни. Опытные пилоты, специалисты в области авиационной медицины давно указывали на то, что утрата возможности использовать в полном объеме природных свойств летных способностей, волевых качеств, синергетического взаимодействия в экипаже являются факторами, оказывающими негативное влияние на безопасность полетов.

Летный инструктор в начале обучения (переучивания) не может не заметить, как зачастую базовые фундаментальное свойства мышления: предвидение, прогнозирование – постепенно подменяются роботизированными решениями вне собственного осмысления ситуации личностью. Извращается общественная и профессионально-социальная среда, особенно на чартерных рейсах. Да и в авиакомпаниях во многом деконструируются летная корпоративность и индивидуальность. Эти психологические факторы трансформируют индивидуальность в индивидуализм, который занижает социальный, душевный, патриотический, эмоциональный облик летчика-профессионала.

Всем вышесказанным мы хотим подчеркнуть острую нужду в переосмыслении системы образования и воспитания духовно-нравственной основы человека летающего. Исходя из этих посылов, считаем, что стержнем в процессе образовательного процесса должен быть отечественный менталитет, исторический опыт профессиональной подготовки, особенно в той части, которая касается личностных и духовных ценностей летных сообществ.

ИЗ ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЛЕТНОГО СОСТАВА

Человеческий фактор в отечественной авиации – это не только знания, навыки, умения, это развитие личности, ее право выбора свободы, формирование психологической установки, что полет – это творческая деятельность, омытая высокой нравственной культурой духа, нацеленного на защиту благополучия пассажиров, их веры в экипаж.

Научно-практический труд сотрудников Государственного научно-исследовательского испытательного института авиационной и космической медицины – ныне Научно-исследовательского испытательного центра авиационно-космической медицины и военной эргономики убеждает в необходимости существенно преобразить методологию процесса преподавания. Вначале надо изучить и познать сущее, заложенное в личности человека летающего, а затем функции, состояния, операциональный состав действий. С этой целью остановимся на духовных и личностных ценностях летных сообществ. К ним мы относим устойчивую долговременную мотивацию на полет как смысл жизни, несущий в себе спасение, любовь, свободу, красоту, радость и счастье от тех чувств, которые не дает даже Земля.

Сегодня летное сообщество существенно изменилось, атомизировалось, скукожилась область душевных качеств, профессиональные особенности управления летательным аппаратом в определенной степени следуют законам поведения робота. А это значит, что человек летающий теряет свой небесно-летный ресурс, то есть профессионализм, особенно для преодоления экстремальных ситуаций. Поэтому мы, психологи, считаем, что методология профессионализма в России должна обогащать, одухотворять человеческий ресурс человека летающего, защищать его право на субъектность, самодостаточность, инициативность, право на альтернативный выбор решения в экстремальной обстановке.

Воспитательная работа должна прежде всего нацеливаться на сохранение и развитие корпоративности. В отечественную авиацию должна возвратиться акцентуация на летную корпоративность, то есть коллективную. Нести в себе критическую оценку профессионализма, признание роли «неписаных законов» в нестандартных ситуациях. Корпоративность формирует не только потребительские ценности, но и нравственные. В частности, это выражается в презрении к лживости, трусости, расхлябанности, хвастовству. Корпоративность формирует мотив поклонения мастерам летного дела, гражданскому и профессиональному мужеству, добродетельному сопереживанию успехам товарищей и поддержку в случае неудач и невезения. Вот почему в мировоззренческом статусе главная задача сводится к формированию профессионально-личностных ценностей.

Приведем их краткий перечень:

– взятие ответственности на себя, особенно со стороны командира воздушного судна (КВС);

– самодостаточность, воля к преодолениям, опирающаяся на интеллект, а не на амбицию;

– способность к осознанному риску как психологической готовности к выбору альтернативных решений, диктуемых конкретной летной или социальной ситуацией. Риск как решение – это не только оперативное действие, но и поступок, обогащающий профессиональную и человеческую надежность. Риск – это умственный прогноз и оценка его последствий.

Сформировать эти ценности способен только истинный профессионал-инструктор, преподаватель CRM (зарубежная программа о человеческих ресурсах), которому доступны эстетические стороны профессионального труда, лежащие в основе второго «Я» летчика.

Наука только подходит к изучению второго «Я» летчика, его способности к восприятию информации от нерукотворного мира, принятия решения во временно-пространственные отрезки, недоступные обычному человеку на Земле. Летчик, когда он на пике жизни и смерти, способен действовать в рамках 0,1–0,3 секунды, что невозможно в обычных условиях жизнедеятельности. Преподаватели авиационных учебных центров (АУЦ) должны глубже изучить психологию второго «Я», характер проявления подсознания и сверхсознания. Это поможет более точно расследовать причины поведения летчика в аварийных ситуациях, анализируя не «что сделал?» и даже не «как?», а «почему?».

Откровенно говоря, специалистам служб безопасности полета на всех уровнях стоит более глубоко, более откровенно, более ответственно раскрывать анатомию социально-психологических причин новых угроз безопасности полета, проистекающих из особенностей модернизации новой техники, далеко не полной согласованности человеко-машинных интерфейсов, зрительно-моторных полей информации, загрузки внимания, состояния эргономического контроля на испытаниях. Наступила нужда провести педагогический и летно-методический анализ демографической ситуации, состояния профессионального здоровья и индивидуально-психологических особенностей нового поколения летчиков, а также состояния образования и методологии профессиональной подготовки. И наконец-то надо обратить внимание на духовность авиаторов.

О ДУХОВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ЛЕТАЮЩЕГО

Духовность человека в России всегда органически входила в менталитет, образ мышления, мировоззрение православно мыслящих русских людей. Известный русский философ Иван Ильин писал: «Человеческая духовность и вырастающая из нее внутренняя и внешняя культура создают высший смысл, честь и достоинство человека». Для нынешних времен, когда мы столкнулись с разрывом культур, с дезинтеграцией менталитета поколений и деформацией нравственных ценностей при выборе цели жизни, духовность возвращается из забытья и приобретает консолидирующее свойство. Это свойство способствует связи времен между прошлым и будущим, реанимирует традиции как в процессе отбора наиболее устойчивых человеческих ценностей, так и в области общения, понимания, единства целей в достижении и личных, и общественных благ.

Авиация – прародительница высочайшей технологичности культуры, которая должна как бы входить в поры человека. Бескультурный летчик хуже, чем больной, и опаснее, чем враг. С чего начинается профессиональная культура летчика? С психологического состояния доверия – именно летчику доверяется сохранить в полете чужую и свою жизнь. Качество ценить доверие как свойство переходит в фундаментальную личностную черту – ответственность: первично как духовное свойство, затем как юридическое. Поясним это.

У человека есть внешнее проявление своего «Я» – у летчика это в основном профессионализм. И есть духовная культура как форма созревания второго «Я», дислоцирующееся в духовных слоях сознания. Второе «Я» – это сгусток самооценок, это контроль над поступками. Это сосредоточие потребности в самооценке, в очищении от бескультурья и зазнайства. И одновременно с этим в летной профессии это сочетается с осмыслением права на риск. С позиции профилактики безопасности полетов смеем утверждать: хождение по ступеням вверх, к профессионализму, осуществляется только в условиях расширения границ опасности. Отсюда воля, интеллект и самодостаточность есть ведущие профессионально важные качества. Ибо риск в полете – это познавательная активность через прогноз и психологическую готовность в сочетании с профессиональной способностью совершить целесообразные нестандартные действия. Летчику требуется культура ставить себе ограничения. Этого можно достичь через профессионализм не только в рамках навыков, но и в процессе созревания личности. Подтверждением этому могут служить высказывания по этому поводу шести летчиков разных ведомств и возрастов. Итак:

«В полете ты свободен, и поэтому нельзя лгать даже самому себе».

«Свобода породила необходимость возрастающей требовательности к себе».

«Познав свободу как ответственность перед собой, стал постоянно стремиться к духовному развитию».

«Небо чистит нутро. И лишь одно чувство живет в сознании – это знак свободы, подаренный Небом».

«Полет – это проявление жизни Неба во мне».

«Вера в Дух помогает мне идти по жизни, определить смысл жизни – жить для других».

Эти цитаты в определенной мере служат научным подтверждением того, что человек в небе – это другой человек, ибо в своем образе мира он органически сливается с нерукотворным миром, что и формирует истинную надежность: совесть, добродетельность, благодать, ответственность и жертвенность.

МОТИВАЦИЯ К ПОЛЕТУ

Анализ научных исследований психологии направленности личности на летную работу, статистический анализ врачебно-летной экспертизы пригодности к летной работе, психологический анализ психосоматических болезней, состояний депрессий, посттравматических стрессовых растройств позволил выявить связь указанных явлений с утратой мотива. К сожалению, организация регламентного порядка производственной деятельности практически исключила психологическую педагогику из внутреннего мира профессионала в Небе. А между тем наши летчики все же живут Небом.

Оказываясь внутри современного самолета, человек принципиально меняет свое мировосприятие. 	Фото с официального сайта Министерства обороны РФ
Оказываясь внутри современного самолета, человек принципиально меняет свое мировосприятие. Фото с официального сайта Министерства обороны РФ

Послушайте их еще:

«Познав невидимые не земле грани красоты природы, осознав свободу как ответственность перед собой, стал постоянно стремиться к духовному развитию» (Григорьев).

«Полет – всегда стимул к самосовершенствованию, прежде всего нравственному, ибо развивает духовное восприятие Неба, как живого» (Попов).

Мы не привыкли употреблять слова «нравственность», «дух», считая их не относящимися к профессиональной деятельности. А вот что пишут летчики:

«Полет научил нравственно очищаться, ценить благородство, становиться добрее» (Селиванов).

«Уверен, что великое признание есть работа духа. Дух высший, по моему разумению, есть единение всех душ, живущих в нас» (Синицын).

Из этого неоспоримо следует, что методология профессиональной подготовки, в том числе и исследование человеческих ресурсов, крайне нуждается в изучении культуры летчика, ибо культура – расширение горизонта, познавательная активность, целостность личности, понимающей и себя и другого. Культурное наследие должно использоваться при разборе ошибок, предпосылок, инцидентов с учетом мнений летных экипажей и их самооценок своих возможностей. Особенно важно понять и осторожно показать, что Руководство по летной эксплуатации (РЛЭ) – не Библия, это алгоритм анализа, но есть еще душа и честь имени летчика, есть нестандартная, нештатная ситуация и т.д., и познать все это только через РЛЭ невозможно. Нужно добавлять нравственные разборы внутреннего мира летчиков. Методически это несложно, если создать модели игровых ситуаций, подбора пар с разными характерами и темпераментами, научиться оценивать события через отношение человека к ним и себе.

Несколько постулатов на этот счет:

«Этический смысл летной профессии: в полете ты свободен, поэтому нельзя лгать самому себе» (Сеньков).

«Свобода породила необходимость возрастающей требовательности к себе».

«Общение с необычной природой неба заставило посмотреть на мир другими глазами, точнее – с позиции настоящих человеческих ценностей. Пройдя через трудности, начинаешь уважать все и всех, кто тебя окружает, понимать все, что вокруг происходит» (Григорьев).

«Авиация дала духовную закалку, помогла сформировать совестливость» (Селиванов).

Что же такое духовность? Духовность – это способность человека трансформировать добродетельную данность на других людей с целью развития вселенской любви, добра и самосовершенствования. Только духовность поможет человеку наиболее полно раскрыть смысл и предназначение человека.

Другими словами именно из своего жизненного опыта познания нерукотворного мира в Небе следует формировать технологию познания своего «Я», второго «Я», самокритичность в оценке своих поступков, воспитание воли как ограничителя своей свободы. Именно второе «Я» – это глубокое сознание своих возможностей и способностей как путь к надежности и как личный знак твоего имени, чем летчик должен дорожить не меньше, чем жизнью.

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ЛЕТНОГО СОСТАВА

Несколько слов об образовании. Сегодня образование классифицируется как услуга, то есть товар, который предлагается на продажу. Стало быть, уровень знаний, умений, навыков есть качество профессиональных услуг летной профессии. Однако такой взгляд есть лишь рыночное мировоззрение, причем навязанное. Вместе с тем образование есть и будет, оно прежде всего социальная деятельность.

При обучении и формировании профессионально важных качеств, лежащих в основе летных способностей, важно знать психологию личности, ее мотивы, смысл и цель жизни, ценности, нравственные ориентиры, характер, темперамент, волю, интеллект, самооценку и идентификацию себя как человека и специалиста, уровень коммуникабельности. Поэтому методология образования в области психофизиологических и социальных знаний применительно к программе обучения в системе CRM (человеческий ресурс) должна исходить из стратегии – какого именно профессионала мы хотим подготовить. Какой нам нужен специалист? Или твердо усвоивший регламент летного труда, дисциплинированный, организованный, ведущим качеством которого является исполнительность. Или нам нужен профессионал, дополнительно к перечисленным свойствам обладающий творческим мышлением, задатками управленца, выраженными коммуникативными свойствами, ориентированный на достижение высшего результата, психологически готовый взять ответственность на себя, обладать человеческими, культурными и духовными свойствами, организаторскими способностями, умением руководить и методически грамотно управлять людьми. По нашему мнению, ответ на заданный вопрос однозначен, поскольку заключается в главном – в нашем отношении к профессии, выраженном в том, кто управляет экипажем, самолетом, полетом, обстановкой на борту, – командир воздушного судна (КВС) или компьютер? Кто отвечает за результат – он или автоматика, кому доверяют свои жизни пассажиры – электронному роботу или КВС?

Для педагогов главная задача: методически подбирать и моделировать такие игровые ситуации, где при их решении будут обязательно востребованы профессионально важные для летной профессии не только знания алгоритма (порядка) выполнения летных заданий в полете, но и знания о своих психофизиологических возможностях и, главное – ограничениях. Наш научный и экспериментальный опыт показал, что 40–60% случаев летных инцидентов, в том числе и тяжелых, происходят из-за того, что человек толком не знает свой организм и психику, идет на риск, не прогнозируя последствия. Сегодня знания о самолете относятся к знанию о себе в пропорции 7:1. Поэтому обучение должно формировать потенциал личности человека летающего, то есть летный профессионализм «небожителя».

В свете вышесказанного для руководителей Гражданской авиации по профессиональной подготовке на базе зарубежной программы CRM (человеческий ресурс) перейдем к изложению проблемы «духовности личности пилота – как к высшему уровню профессионализма».

Летный профессионализм – это прежде всего умение управлять собой, а затем уже – умение пилотировать самолет. Для этого надо иметь знания о себе, о своей физиологии, своих возможностях и ограничениях. Надо знать законы профессиональных действий в виде восприятия и переработки информации, принятия решений и их реализации, эмоциональных проявлениях. Необходимо понимать значимость чувства полета и самолета, образа полета при ориентации в пространстве; соблюдать законы поведения в стрессовых ситуациях, в групповой деятельности; объективировать знания о роли мотивации при достижении результата с использованием воли и интеллекта.

Наша отечественная система подготовки летных экипажей имеет достаточно богатый опыт. И вместе с тем наш объективный экспериментальный материал не раскрыл самого главного – что создает веру в благополучный исход аварийного полета, что удерживает личность от неблаговидных поступков под давлением страха и испуга? В чем смысл жизни в опасной профессии? Но есть убеждение, что только познание внутреннего мира человека летающего, его отношения к профессии, к товарищам, ответственность за исход полета создает базу для управления воспитанием.

Особо подчеркнем, что все, касаемое человека летающего, индивидуально и многомерно. Он одновременно строг к себе и добр к другим. Он исполнитель и творец, организован и раскрепощен, ограничен регламентом, но свободен в выборе, осторожен и смел. Одновременно хитер, агрессивен и мягок, грешен и безгрешен, верующий и атеист.

Авиация не терпит суеты и злости. Хрупкость жизни в полете заставляет понимать и уважать ее смысл. Авиация с позиции ее духа не может быть в обслуге! Ибо ее главное нравственное, добродетельное предназначение – творить добро живущим на Земле, дерзая в неземной среде, взяв ответственность за жизнь на себя.

СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА ЛЕТАЮЩЕГО

Одно из системообразующих оснований надежной деятельности человека в полете – это то, к чему пришел выдающийся летчик Михаил Громов: прежде чем научиться управлять летательным аппаратом, надо научиться управлять собой. Управлять собой – это прежде всего знать свое психическое состояние и уметь регулировать, переориентировать его на волевую и интеллектуальную активность с целью достижения заданного результата. Это проявляется в преодолении страстей, в повиновении регламенту, в ограничении суперэмоций, в сохранении холодного рассудка, порожденного ответственностью. И в этом процессуальном акте деятельности свобода все же выступает как «осознанная необходимость». Но вместе с тем человеку в полете дано глубокое, нравственное, на уровне святости, проявление свободы, которое гораздо шире раскрывает внутренний мир человека.

Послушаем летчиков:

«Летная работа порождает этических проблем не меньше, чем профессиональных. В полете ты свободен, но поэтому нельзя лгать даже самому себе. Будешь наказан. И в этом великий этический смысл летной профессии. Человек отвечает за свои поступки САМ и немедленно, публично...» (Сеньков).

«Общение с необычной природой неба, свобода перемещения в трехмерном пространстве заставила смотреть на мир другими глазами, точнее – с позиции настоящих человеческих ценностей. Пройдя через трудности, начинаешь уважать все и всех, кто тебя окружает, понимать все, что вокруг происходит...» (Григорьев).

Разве в этих небесных размышлениях мы не улавливаем огромную духовную работу над собой, над своей собранностью, смирением? Разве не чувствуем, как идет смещение акцентов анализа своей профессиональной деятельности в глубь своей души, в ее нравственные чувства, в мир, если хотите, 10 заповедей?

Мы должны почувствовать в этом воздействие особых законов роста личности человека в опасной профессии. Личность летчика преобразовывает, точнее, одухотворяет многие земные понятия, несущие просто юридический смысл. К примеру, понятие дисциплины. В полете выполняется регламентный алгоритм при исполнении действий и операций. Однако небо требует более высокого уровня осмысления этого понятия. Это осмысление исходит из ценности жизни твоей и тех, кто тебе доверил. Мы существенно повысим безопасность полета, если не только научим, но и воспитаем святость, отражающую сущее в дисциплине. Дисциплина в полете – это работа мысли, то есть души, свобода выбора, нравственная оценка последствий своих действий, оснований к риску, своих возможностей и коллег в полете.

Духовная связь и пребывание в пространстве «не от мира сего» отчетливо формирует добродетельность, совесть, ценность жизни. Вчитаемся в небесные мысли, вскормленные святостью высших чувств:

«Именно в авиации я ощутил, что полеты формируют нравственную часть личности. В моем характере открылся взгляд на понятие чести. В полете много неожиданностей, бьющих по самолюбию, взывая к потребности понять смысл жизни в летной профессии...» (Григорьев).

«Авиация дала духовную закалку, помогла сформировать совестливость...» (Селиванов).

«Катаклизмы современной жизни сильно уродуют людей. Но лекарство под названием «небо» хорошо помогает. У людей, постоянно рискующих жизнью, мне кажется, добро побеждает зло...» (Шеффер).

В нашей педагогической деятельности мы слабо раскрываем влияние полетов на развитие чувства прекрасного. А летчики пишут:

«В полете возникли состояния эйдетического восприятия красочных видов рассвета, наступления ночи, цветовых гамм горизонта. Интересно появление ассоциаций со сказками, с ощущением выхода из себя, из НАЦИОНАЛЬНОГО менталитета, как бы становишься человеком Земли. Все необычные состояния сопровождаются приливом добродетельности. Наверное, небо облагораживает...» (Селиванов).

«Полет дает новые, совершенно неожиданные ракурсы смены тени и света, игры красок на земле и в небе; где вы можете увидеть такой земной луч, который упреждает восход солнца? Где еще, как не в полете ночью, такие близкие и яркие звезды, – протяни руку и потрогаешь...» (Синицы).

Вот пример процесса переплавки внешней среды жизни и труда во внутренний мир человека. Человек летающий способен перевести собственный материальный мир в идеальный и уже из него выйти одухотворенным смыслом своего предназначения. Так Идеал порождает Веру и почитание летной дисциплины. Отсюда берет истоки Сущее в человеке – это духовное поле, где силовые вектора освящают Путь к любви, состраданию, доброте и совести. Сущностная сила личности опасной профессии зиждется на нравственном фундаменте – преодолей себя, сделай добро, защити. Поэтому сам процесс обучения летчика пронизан воспитательным императивом: незнание, слабость духа и тела в профессии обернутся горем для других. Базовым свойством личности летающего человека является не потребностная сфера, а сфера, представленная целеустремленностью и высшей степенью мотивированности к полету. В душе летчики всегда хранят высшую ценность: не сделай грех, не превращай Небо и свою трепетную любовь к полету в наживу. Земляне посылали Человека в Небо, и он оправдал их надежды, так как с Неба возвращался всегда чище, святее, благороднее и добрее.

Научная авиационно-космическая психология достаточно наработала, чтобы императивно утверждать: Человек Летающий отобран Природой, пробужден Духом, социально предназначен быть созидательным. Он обречен и обучен Небом, любовью к полетам. И в этом мы обязаны Духу.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
987
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
1172
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1615
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1323

Другие новости