Антуан де Сент-Экзюпери – романтик от авиации. Фото 1933 года |
Человек, а особенно летающий, есть микрокосм, отражающий в своей духовной глубине, душевной чистоте все многообразие Вселенной. В небе летчик рождается вторично, но уже как небожитель в купели любви к общению с Небом. Именно в поднебесье профессионализм оценивается на оселке нравственных ценностей: добродетельности, жертвенности, спасения других. Находит духовный путь отвержения зла. Человек в небе открывает физически и духовно спасительное, наслаждается и гордится нерукотворным миром, помогающим ему нести в сердце веру, в душе любовь, в духе – истоки смысла жизни. Речь идет о постижении созидательного идеала, нравственного пути в третьем измерении, причастности к бесконечности мира и красоты общего дома на планете Земля.
НЕБЕСНАЯ КРАСОТА
Мир лежит во зле, но в людях заложена сила поднять нравственную вертикаль мира и придать ей вектор добра. Ведь недаром весь мир цитирует Достоевского: «Красота спасет мир».
Человек летающий, общаясь с облаками, всегда видит их другими по форме и содержанию, по цвету в лучах солнца, радуги, в северном сиянии и лунном свете. Яркие звезды, пушистые облака… Их хочется потрогать. Этот заряд прекрасного освежает душу, поднимает дух, делает тебя чище. Летчики-космонавты сетовали: «Как жаль, что тех красот, которые видим мы, не видят многие земляне. Красота в нашем сердце оборачивалась счастьем, а счастье переходило в доброту». Летчики в третьем измерении под воздействием красоты как боготворящей музыки ощущали, что их жизнь в небесном мироздании поддерживается извне. Нет, летчики не случайные люди для Земли. В их духовном мире есть свое смыслообразующее начало. Вот их кредо: если человек хотел понять что-то в этом мире, то небо самое подходящее место.
Человек в небе – это другой человек, ибо в своем образе мира он органически сливается с нерукотворным миром. Суть его стремления к небу – это необычайно острая мотивация к полету как смыслу жизни. Мотивация контролирует нравственные поступки и оценивает смысл через осознание доверия, которое люди оказали тебе в полете. Его духовная культура входит в структуру образа своей профессии. У человека в небе состояние духа и есть подъемная сила, которая преобразует знания в действия, а поведение в поступки.
Пассажиры должны знать и благодарить людей воздуха за слитый с их совестью и верой нравственный императив: летное дело чистит наше нутро. В духе сформировано готовое решение: если понадобится, то ценой своей жизни спасти людей. В их убеждении, небо облагораживает и изменяет отношение к земле. В сознании летчиков летный труд обостряет грань между добром и злом. Именно в полете пилоты испытывают чувство вдохновения. Там, в поднебесье, они ощущают вечность и бесконечность, духовность проявляется в свободе, познании нового. Они благодарят небо за то, что оно дает чувство свободного парения души. Психологические исследования подтвердили, что небо закаляет, воспитывает, хранит и заметно увеличивает нравственный капитал. По их мнению, авиация, хоть и не Божий храм, но дает более острое ощущение понятий добра и зла. Она дала духовную закалку, помогла сформировать совестливость. Работа в авиации озаряет окружающий мир, высвечивает только лучшее.
Профессия человека в небе, безусловно, формирует цвет нации за счет своей человеческой и профессиональной надежности, любви к небу, целостности натуры, чувства юмора, ответственности. Но лучше всего их характеризует состояние психики, заговоренное небом.
Чем же их заговорило небо? Послушайте этот нравственный гимн летному труду. Это важно, ибо именно в этом и есть надежность.
«Стремление соприкоснуться с чудом».
«Вдохновение работой, так как полет – это творчество».
«Полеты на аэрошоу – это музыка, живопись, это большая культура».
«Чувство единства с Небом возникает только в полете».
«Познание нового, жажда полета, а главное, творчество, возможность жить в другом измерении».
«Полет приносит новое ощущение, которое нельзя получить на Земле».
БОЛЬШЕ, ЧЕМ РОДСТВЕННИК
Самолет для человека летающего больше, чем родственник, ибо именно он есть продолжение тела и головы. Это единый орган. Он послушен, опрятен, понимающий, бывает с норовом и любит тебя, если ты заслуживаешь.
Вот как оценивают самолет летчики.
Генерал-полковник авиации Вадим Константинович Андреев: «К самолету относился как к Богу, всегда гладил, разговаривал с ним, никогда не позволял себе сесть в кабину, не вытерев предварительно ноги. Это связано с моим представлением, что самолет – творение рук и ума, в нем заложены энергия, разум, дух людей. Самолет злого человека уничтожает».
Вспомним романтика Антуана де Сент-Экзюпери: «Самолет – это орудие познания. Это он открыл нам истинное лицо Земли. Но не только лицо Земли, но и лик летчика».
Самолет – продукт труда более 500 разных специалистов. В том числе биологов, медиков, психологов, эргономистов. Их трудом в проекте закладывается спасительное с учетом человеческого фактора. Создается система, развивающая человека, требующая от него отменного здоровья, добродетельности, ума, совести, прилежания, исполнительности, творчества, смелости. Самолет как воплощение ума людей дал возможность расширить познание нашего мира, увидеть красоты Вселенной, почувствовать в себе самодостаточность, ощутить радость вдохновения, востребованности как личности, которой доверяют самое ценное – жизнь.
Самолет для летчика – святыня, ибо он сохраняет ему жизнь и возводит на пьедестал небожителя! И небожитель, благодарный ему, формулирует еще одну похвалу самолету. Именно благодаря ему он познал невидимые грани красоты природы, осознал свободу как ответственность перед собой, стал постоянно стремиться к духовному развитию, щедро делясь с любимым самолетом.
ГЛАВНОЕ – УВАЖЕНИЕ
К небу можно относиться по-разному: любить, опасаться. Нельзя одного – не уважать. Оно никому не прощает неуважительного панибратства, пренебрежения его законами. Вступая в общение с небом, вести себя с ним можно только честно, как на исповеди. Самолеты ведь случайно не падают. Гордыня – это сложное психологическое понятие. Оно касается воспитания, характера, организованности, профессионализма, здоровья, образования. И касается не только экипажей. В наше время укоренение гордыни открыло шлюзы соблазнов, а именно: коммерциализация, подкуп, снижение уровня контроля, старение техники, аэродромов, уровня сложности полетов, низкая подготовка кадров, снижение доверия со стороны нелетного руководства к профессионалам. Изъято воспитание личности и ее мотивации к своему профессионализму. И многое другое, которое еще раз обращает наше внимание на своевременное предупреждение Екклесиаста: «Не предавайся греху и не будь безумен».
Авиация не терпит злости и суеты, подмены ее цели. Гордыня – это состояние куриной слепоты, умноженной на снижение самооценки зазнайства, максимализма, бонапартизма. Гордость нужна и необходима, ибо это утверждение своего «я», своей самодостаточности. Но для этого нужны принципы, которыми руководствуешься. Авиация моя честь и достоинство перед самим собой. Она развивает нравственность и учит различать добро и зло.
И, наконец, самое серьезное требование к себе: полет – это всегда стимул к самосовершенствованию, прежде всего нравственному, ибо развивает духовное восприятие неба как живого.
К сожалению, сегодня много отрицательных трагических событий. Нужно помнить, что опасность падения самолетов остается, так как продолжает оставаться духовное неблагополучие, когда риск бывает необоснованным, когда еще правит бал нажива со стороны менеджеров в ущерб безопасности полета. Пора прекратить видеть в авиации извоз. Авиация – это наигуманнейшая миссия коммуникации людей, экономическое благополучие, социальное обеспечение, сохранение жизни, уровень развитости страны и ее благополучия. Авиация – это лицо государства в правовой оправе.
ЗЕМЛЯ МАНИТ СВОИХ ДЕТЕЙ
Грандиозные по объему картины звездного неба, сполохи полярного сияния подчас порождают в душе ощущение причастности к вечности. И все же родная Земля манит, манит своим родным домом, своей величественной красотой, живым дыханием. Авиация и космонавтика открыли феномен родной живой земли, которая тебя ждет. Вот как описывает свои ощущения Георгий Береговой во время спуска космического корабля: «Помимо космоса была земля, стоило только взглянуть в иллюминатор, чтобы понять, как она прекрасна. А вот и она, едва ощутимый толчок. Мягко, по-матерински бережно земля приняла мой аппарат. И только тут я почувствовал, как сжалось на какой-то миг мое сердце, а в душе внезапно водворилась волна радости: земля!»
Летчик Василий Васильевич Решетников возвращается с боевого задания на чужой территории, самолет изрешечен осколками. О чем думает летчик: «Полная луна в ту пору так ярко освещала ночную землю, что трудно было побороть соблазн приблизиться к земле, пройтись над тихими степями, речкой, рощами, залитыми мерцающим зеленоватым светом, бросающим на землю глубокие тени как у Куинджи. Казалось, будто и нет на свете человеческих страданий, а есть тихий покой, где никто никого не потревожит и где жизнь плывет в доброте и разуме».
Как видите, есть обоснованные мотивы открыть глаза людям-пассажирам на духовный мир летного состава, ибо в нем истинная надежность и, как писал Гегель: «внутреннее содержание добра есть совесть». Но главное, что побуждает открыть духовный мир летчика, так это текст из ответов на вопросы специальной анкеты.
ОБЛИК ЛИЧНОСТИ В ПРОФЕССИИ НЕБОЖИТЕЛЯ
Облик проявляется в отношении к профессии, ибо в отношении есть или нет чувства одухотворенности.
«Дух, – говорил академик В. Шадриков, – рождается в самосознании».
В сознании человека летающего, начиная с подсознательного уровня, формируется смысл его предназначения творить добро, оберегать жизнь человека в неземной среде обитания, осознании готовности к жертвованию. Облик личности состоит из мотива и смысла сущего в авиации и составляющих этических, эстетических, социальных компонентов.
Послушаем летчиков.
Герой Российской Федерации, заслуженный штурман-испытатель СССР Леонид Попов: «Полет – это всегда стимул к самосовершенствованию, прежде всего нравственному, ибо развивает духовное восприятие Неба, как живого...».
Заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Российской Федерации Владимир Горбунов: «Авиация подогревает желание дотянуться до самой высокой планки, достичь состояния сбалансированности между духовными потребностями и внешними жизненными ощущениями...».
Следует при этом особо подчеркнуть, что летание – это не только профессия. Это духовная планида микрокосмоса человека, чье предназначение в познании и реализации в земной жизни высших чувств свободы, общения с вечностью, открытия гармонии, созданной Высшим включением Вселенского сознания.
Летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза Георгий Береговой. Фото с сайта www.gctc.ru |
Одно из системообразующих надежных оснований деятельности человека в полете – это то, к чему пришел известный отечественный летчик Михаил Громов. Его главная мысль о том, что прежде чем научиться управлять летательным аппаратом, надо научиться управлять собой. Управлять собой – это прежде всего знать и уметь регулировать свое психическое состояние, переориентировать его на волевую и интеллектуальную активность с целью достижения заданного результата. Это проявляется в преодолении страстей, в повиновении регламенту, в ограничении суперэмоций, в сохранении холодного рассудка, порожденного ответственностью. И в этом процессуальном акте деятельности свобода все же выступает как «осознанная необходимость».
Что же является регулятором, организатором, генератором подобной работы духа над собой? Наш опыт психологических исследований показывает, что на этот тип мировоззрения в основном воздействют мотив, любовь, зрелость потребности среды в виде одухотворенной мечты подняться в небо, как к источнику духа.
Летная профессия вне этики, морали, эстетического наслаждения немыслима, ибо в противном случае она – извоз.
Марк Галай извлек из глубин своей профессии духовное кредо: «... постоянное соприкосновение с риском привило взгляд на то, что есть в жизни мелочь, а что не мелочь. Отсюда и большая терпимость к нелицеприятным человеческим недостаткам, более легкая переносимость превратностей жизни».
Можно с уверенностью утверждать, что в летной профессии реализована мысль Николая Бердяева: «... духовная жизнь есть жизнь в истине, в правде, а не в своей природной душевно-телесной замкнутости».
«Авиация заставила и приучила конкретно смотреть на себя и окружающих и очень твердо проводить границы допустимого», – подчеркивал заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза Юрий Гарнаев.
«Катаклизмы современной жизни сильно уродуют людей. Но лекарство под названием небо хорошо помогает. У людей, постоянно рискующих жизнью, мне кажется, добро побеждает зло», – отмечал заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Российской Федерации, космонавт-испытатель Юрий Шеффер.
Человек летающий способен перевести материальный мир в идеальный и уже из него выйти одухотворенным смыслом своего предназначения. Так идеал порождает веру. Отсюда берет истоки сущее в человеке – это духовное поле, где силовые вектора освящают и освещают путь к любви, состраданию, доброте и совести.
ЛЮБОВЬ К СВОБОДЕ
Духовность – это способность человека трансформировать добродетельную данность на других людей с целью развития вселенской любви, добра и самосовершенствования. Только духовность поможет человеку наиболее полно раскрыть смысл и предназначение человека.
Особо ценна для человека летающего всепоглощающая любовь к свободе жить среди никогда не виданных ранее красот Вселенной, да еще в другом измерении. Для летчика там, в Небе, есть два мира: мир разума для обслуживания профессии и мир высших чувств общения с красотой Земли и Неба.
Сущностная сила личности опасной профессии зиждется на нравственном фундаменте: преодолей себя, сделай добро, защити. Поэтому сам процесс обучения пронизан воспитательным императивом: незнание, слабость духа и тела в их профессии обернутся горем для других.
Благополучие не только в его уме, хватке, здоровье. Для своей востребованности нужен летный профессионализм, деловой напор, безотказность, глубокая «без выбросов» исполнительность, уживчивость, неболтливость, выносливость, терпимость. Летчик может всегда гордиться и ценить свое только ему данное качество – быть небожителем, будучи землянином. В душе летчики всегда хранят высшую ценность: не сделай грех, не превращай небо и свою трепетную любовь к полету в наживу. Земляне посылали человека в небо, и он оправдал их надежды, так как с неба возвращался всегда чище, святее, благороднее и добрее.
«Добро – это реализованная свобода, добро и есть исполнение долга» (Гегель).
Летчики, обладающие выраженным профессиональным здоровьем, всегда полны оптимизма, дружелюбны, обладают более высоким творческим потенциалом.
Слишком дорога летчику жизнь в авиации. Списание по здоровью не просто смена вида деятельности, для летчиков это – трагедия.
Карьеризм в авиации всегда приводит к беде, ибо с ним связано забвение любви к небу во имя себялюбия.
Души летчиков отданы небу, не стоит впадать в грех, не стоит их приватизировать...
Здоровый, профессионально подготовленный, культурный летчик может и на не совсем надежной технике успешно выполнить свои задачи, а духовно сломанный, обремененный бытом, нездоровый и неряшливый летчик не выполнит задачу и на сверхнадежной технике.
Никакая аварийная нештатная ситуация не несет в себе фатального конца, так как судьба в твоих руках. На Бога надейся, а сам не плошай, а если «кто-то» поможет, поблагодари.
Научиться летать, научиться мужеству, научиться соображать по книжкам нельзя. Знания – это известная дорога, но небо заставит ходить по нехоженым тропам. Компасом для хождения в неведомое служит опыт. Учись наблюдать, учись у старших, запоминай, переживай, впитывай все новое, необычное, нестандартное, учись думать, когда страшно и времени почти не осталось, а земля рядом, родная и… твердая.
Думай о выходе из ситуации, а не о ее последствиях. В любой критической ситуации в начале реализуй свое решение, лишь потом проси помощи. Не теряй свой характер и волю.
Осмысленный риск – это план действий в состоянии наивысшей психологической готовности не столько к самому действию, сколько к возможному противодействию прогнозируемой опасности.
Опыт имеет одно неоценимое качество – приобретение мудрости. Мудрость – это не столько умственная, сколько моральная категория. Опыт действий в аварийной обстановке всегда есть переживание своей слабости, недостатков, неожиданно для себя открывшихся, и потребность к самосовершенствованию. Критичность к своим ошибкам, намерениям есть самый короткий путь к вершине мастера.
ПОСЛАНЦЫ ЗЕМЛИ
Человек Земли, улетая в небо, космос, несет в себе лучшее от человечества, он умственно одарен, духовно светел, совестью чист. Человек авиации гордится своим жизнеутверждающим мировоззрением, в котором закалилась жажда летной деятельности.
Социальная активность человека летающего предполагает формирование нравственного основания поступков: взять ответственность на себя, проявить личное мужество во благо другим и не только на их глазах. Человек полезен, интересен, необходим, дорог не только как носитель результата труда, но и как источник духовного обогащения других людей и общества в целом.
В авиации профессионализм – основа не только летного долголетия, но и жизненного.
Специалист-профессионал – это человек, достигший высокого уровня мастерства, позволяющего ему выполнить задание с требуемым качеством, надежно и эффективно достичь стабильного результата.
Дух летчика есть реальность, проявляется он не в интеллекте и образованности, а в более глубоком и цельном – любви к полету. Это состояние владеет человеком, жаждущим летать как дышать, как жить.
Человек в небе – это особенный человек, он по-другому чувствует, переживает, иначе отражает привычный нам физический мир: скорость, высоту, время, пространство, Вселенную. Человек в полете – это пусть не во всем, но другой человек. Наслаждение от полета испытывает летчик и в пору своего становления, и в пору зрелого мастерства. Он всегда работает как художник, полотном которому служит само небо.
Да, летчику предоставляется большая свобода действий. Да, приятно повелевать машиной, а не подчиняться ей. Но пусть не будет ни у кого иллюзий. Свобода в данном случае – знак доверия, особо уважительное отношение к его личности. Эта свобода всего лишь производное от ответственности, ее естественное следствие. Только созревшее чувство ответственности дает право на автономность поведения в небе.
«Настоящая свобода достигается духом, не через отрешения от предметов, а через познание их в их истине» (Гегель).
В полете ты свободен, но поэтому нельзя лгать даже самому себе. Будешь наказан. И в этом великий этический смысл летной профессии: человек отвечает за свои поступки сам, немедленно и публично.
Профессия летчика опасная и рискованная, и лишь потом романтическая. Она требует от человека дополнительно к тому, что ему дала природа, постоянного совершенствования своей психики, своего организма, своего духа и воли.
Летчик, каковы бы ни были его летные способности, без соответствующей духовной культуры истинным профессионалом стать не может. Профессионализация летного экипажа требует существенного расширения интеллектуального горизонта и далеко выходит за рамки нормативного пилотирования.
Авиация – это пространство духа, силовым полем которого является личность авиатора. Человек в летной профессии начинается с мечты, стремления, страсти к полету, формируется в любви к свободе, к творчеству, к неординарности в действиях, совершенствуется в организованности, самоактуализации, нравственной рефлексии.
Человек в авиации, как в деревне, виден насквозь. Он как бы обнажается, и не спрятать черную душу ни под каким белым одеянием.