В годы холодной войны в США ее синонимом называлась «другая» война (Other War). Новый виток этой «другой» войны начался вскоре после распада Советского Союза. Президент РФ Владимир Путин очень точно определил это как крупнейшую геополитическую катастрофу в современном мире. Переживаемый ныне период можно охарактеризовать как преодоление такой же геополитической катастрофы. Бесконечные дискуссии об этом ведутся теперь на разных площадках большинства каналов радио и телевидения. Это тоже становится частью продолжающейся информационной войны на новом ее витке. Казалось, она достигла своего апогея и на юбилейной 70-й сессии Генассамблеи ООН. Владимир Путин в своем выступлении там задал своим партнерам прямой вопрос: «Вы хоть понимаете, что вы натворили?». С не меньшим накалом такая дискуссия была продолжена на нынешней, 72-й Генассамблее ООН, на которой впервые выступил президент США Дональд Трамп.
ЯДЕРНЫЕ ГАРАНТЫ МИРА КОЛЕБЛЮТСЯ
Как бы и где бы миропорядок ни назывался, либеральным или демократическим, он не может быть обеспечен в современных условиях без участия великих держав, обладателей ядерного оружия. Поэтому их и теперь продолжают называть сверхдержавами.
До появления ядерного оружия господство Запада над Востоком обеспечивалось не только развитой экономикой, но и военным превосходством над странами третьего мира. Но во взаимном ядерном сдерживании России и США наметились признаки дисбаланса после появления ядерного оружия у Китая, Индии, Пакистана и у Израиля на Ближнем Востоке.
В условиях незаконченной войны террора-антитеррора сам по себе «либеральный миропорядок» не может быть фактором сдерживания. Это наглядно проявилось после запуска Пхеньяном баллистических ракет и испытания в Северной Корее своей водородной бомбы.
С приходом в Белый дом непредсказуемого президента Дональда Трампа прежний фундамент Североатлантического альянса в Европе стал давать трещины. Еще более зашатался он в тихоокеанской зоне после запуска Ким Чен Ыном одной за другой баллистических ракет в сторону американских военных баз на острове Гуам и в Японии.
САНКЦИИ ИЛИ АНТИТЕРРОР
После утвержденных Трампом и принятых Конгрессом ужесточенных санкций против Северной Кореи, России и Ирана перед США встала необходимость определиться в своем приоритете – усиливать борьбу с международным терроризмом или продолжать «войну санкций» против этих трех стран.
В первую неделю работы Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке особый интерес у всех вызвала передача «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым» по телеканалу «Россия 1». В ней смогли принять участие депутаты обеих палат Совета Федерации, известные политологи, которые в первые дни сессии ООН успели побывать не только в Нью-Йорке, но и в Вашингтоне. Для остроты дискуссии на передачу были приглашены часто появляющиеся на экране политологи из ряда зарубежных стран – Украины, Польши, Германии, Израиля и США. Тон дискуссии по вопросу «Куда идет мир?» задало первое выступление постоянного телеведущего программы «Постскриптум» Алексея Пушкова. Сенатор пришел к тревожному выводу: мир с нынешним мироустройством переживает сейчас самый острый кризис. За всю историю ООН с трибуны Генассамблеи еще никогда не звучали призывы стереть с карты какое-то государство, как это прозвучало в выступлении Дональда Трампа. Оно сопровождалось к тому же личными оскорблениями в адрес руководителя Северной Кореи. В унисон с Трампом прозвучало выступление в Совете Безопасности, а затем и на сессии Генассамблеи президента Украины Порошенко, допустившего оскорбительные заявления в адрес своего же народа лишь за то, что он отстаивает свое законное право говорить на своем родном языке. Ни о каком мироустройстве не может идти речь, пока мир пребывает в положении безвременья, находясь между миром и войной.
Возглавлявший ранее одну из секретных служб Израиля Яков Кедми обвинил Трампа в безответственности за то, что он опустился до уровня корейского вождя Ким Чен Ына. Но в отличие от него Трамп, по выражению Кедми, все больше теряет бразды правления в государственных делах как во внутренней, так и во внешней политике, отдавая их фактически на откуп крупному бизнесу и Пентагону. Будущее мироустройство не может обеспечиваться без определенного миропорядка, пришли к общему выводу участники дискуссии.
РЕФЕРЕНДУМ ЗА РЕФЕРЕНДУМОМ
Подводя итоги прошедших в тот день выборов в Бундестаг, эксперт из Германии утверждал, что немцы сумели на прошедших в тот день выборах, избрав в четвертый раз Ангелу Меркель, обеспечить на этот срок миропорядок в своей стране. Однако этого нельзя сказать ни о Франции при Макроне, ни об Испании после проведения там референдума о будущем Каталонии.
Ничего доброго не обещает проведенный 25 сентября референдум об образовании Курдского государства на территории Иракского Курдистана. Если это произойдет, может кардинально измениться вся геополитическая карта Ближнего и Среднего Востока (Middle East). До миропорядка на переформированном после этого Ближнем Востоке станет очень далеко. Особенно, если учесть все еще остающийся «замороженным» палестино-израильский конфликт и незаконченную там войну террора-антитеррора. В таких условиях появление в Ираке на границе с Турцией, Ираном и Сирией непризнаваемого ими Курдского государства вступает в противоречие с долгосрочными интересами Израиля и США.
В этом отношении большой интерес представляет статья Марианны Беленькой в известном российском еженедельнике, издаваемом с участием немецкого журнала Spiegel. В ней подводятся итоги объявленной два года назад, 30 сентября 2015 года, антитеррористической операции «Возмездие», которую, судя по всему, рано называть завершенной. При всей противоречивости военных и политических итогов войны террора и антитеррора в Сирии у Москвы нет выбора, оставаться в Сирии или уходить. Практика показывает, что все переговоры становятся эффективными лишь тогда, когда они подкрепляются силой. Теперь, учитывая достигнутые успехи на Ближнем Востоке, все государства вынуждены будут считаться с Россией. Без нее войну с международным терроризмом вряд ли удастся довести до конца.