На состоявшемся в прошлом месяце заседании Комитета по вооруженным силам (КВС) американского Конгресса был утвержден проект закона «О национальной обороне на 2019 финансовый год». Проект был принят практически единогласно. Члены КВС потребовали от министра обороны Джеймса Мэттиса взять на себя ответственность за увеличение в рядах командиров воинских подразделений числа специалистов, владеющих русским, китайским и корейским языками и установить объемы расходов на проведение соответствующих мероприятий.
На фоне обострения международной обстановки и постоянных криках Запада о российской угрозе, о намерениях Кремля захватить утраченные после развала СССР территории восточных стран, ликвидировать западные демократии и утвердить свое главенствующее положение в мире подобное требование американских законодателей, большая часть из которых не страдает симпатиями к нашему отечеству, является вполне закономерным исходом.
В проект закона по инициативе председателя КВС Мака Торнберри были включены тезисы о том, что дела со знанием русского, китайского и корейского языков в ВС США обстоят крайне плохо и обучению специалистов этим лингвистическим навыкам уделяется предельно неудовлетворительное внимание. Правда, стоит сказать, что парламентарии, видимо, не изучавшие языкознание, отнесли русский язык к языкам восточно-азиатской группы. Этот факт является довольно ярким подтверждением уровня языковедческой компетентности законодателей. Американские журналисты с иронией отмечают, что хотя знание русского языка и является «очень важным» для наращивания военного потенциала США в Восточной Европе, он никогда не рассматривался как азиатский. Они проводят выдержку из энциклопедии «Британика»: «Русский язык, вместе с украинским и белорусским языками, образует восточную группу славянских языков».
В утвержденном документе указывается, что «министр обороны должен оценить оперативные требования к профессиональному уровню знания военнослужащими основных восточно-азиатских языков, включая китайский, корейский и русский». В соответствии с требованиями членов КВС не позднее, чем через 180 дней после вступления закона в силу, глава Пентагона должен представить парламентариям доклад о масштабах проблемы с нехваткой квалифицированных кадров, владеющих иностранными языками, и разработать план ликвидации пробелов в этой области.
Перечень «критических языков» для обеспечения обороноспособности США частично совпадает с перечнем стран, представляющих угрозу Америке, который приведен в Стратегии национальной безопасности: Россия, Китай и страны-изгои Иран и Северная Корея.
Проблема укомплектования армии специалистами, имеющими необходимый образовательный статус, включая знание иностранных языков, особенно остро возникла после начала войны в Ираке. Именно в этот период Минобороны США все сильнее стало ощущать нехватку новобранцев. Особенно сильно страдала от этого Армия (сухопутные войска), которая несла основное бремя боевых операций и испытывала наибольшие потери.
До Ирака военная служба в ВС была достаточно безопасной и финансово привлекательной для многих представителей американской молодежи, особенно из бедных семей. Однако затем ситуация существенно изменилась. Несмотря на все свои усилия, вербовочные центры Пентагона перестали выполнять установленные нормы набора солдат и офицеров. Так, например, в 2008 году в учебные лагеря МО США было отправлено на 27% новобранцев меньше, чем было запланировано, и в последующие годы эта проблема только обострялась. В связи с трудностями укомплектования ВС личным составом Пентагон был вынужден снизить интеллектуальную планку для набираемых военнослужащих и набирать в войска американцев с невысоким уровнем образования и интеллектуального потенциала.
Следует подчеркнуть, что сегодня Пентагон крайне заинтересован в рекрутах, владеющих русским языком. В свое время его лидеры провели необычную рекламную кампанию: на всей территории США стали вывешиваться плакаты, призывающие идти на службу людей, владеющих русским языком. На них был изображен широко известный Дядя Сэм, указывающий на обратившегося к этому плакату пальцем, а под его портретом на русском языке было написано: «Вы нужны мне».
За знание иностранных языков американским военнослужащим выплачиваются определенные надбавки к базовому денежному содержанию. Доплаты за владение языками вероятных противников они получают ежемесячно. Эти надбавки лежат в пределах от 400 долл. в месяц за один язык и до тысячи за несколько.
Пять лет назад университет американского штата Флорида опубликовал на своем сайте 10 причин для изучения русского языка в США. Его руководство призывало абитуриентов поступать на отделение славянских языков и утверждало, что русский язык является самым востребованным, а русскоговорящих специалистов крайне не хватает в разных сферах.
Первой из указанных причин специалисты и руководство университета считают существующий дефицит русскоговорящих специалистов в федеральных ведомствах. Они отметили, что русский является приоритетным языком для работы в правительственных учреждениях, а поиск русскоговорящих экспертов является делом государственной важности. В перечень ведомств, которые хотят иметь в своем штате русскоговорящих экспертов, были включены Минобороны, ФБР, АНБ, ЦРУ, Минторг и др.
Специалисты университета отметили и тот факт, что Россия возвращает себе статус мировой державы. Они подчеркнули, что Москва наладила прочные связи с бывшими республиками Советского Союза и государствами Центральной Азии, а ведущие ключевые российские политики стремятся к созданию евразийского экономического союза (ЕАЭС), который действительно был образован в 2015 году. Все это, по мнению аналитиков университета, еще более укрепит влияние Кремля, как в регионе, так и на международной арене, а русский язык станет еще более востребованным.
Нельзя обойти вниманием и тот факт, что с 18 мая ЦРУ впервые за всю его историю возглавила хорошо владеющая русским языком Джина Хаспел. Как сообщают некоторые мировые и российские СМИ, она прибыла на работу в наше отечество в самом конце 80-х и подвязалась здесь аж до 2002 года. А такие специалисты по тайной войне, как это водится в ЦРУ, всегда работают под прикрытием. В России Хаспел выступала в роли журналистки. При рассмотрении ее кандидатуры на пост директора ЦРУ американским Сенатом она не поделилась с законодателями результатами своих российских достижений. А ее биография до сих пор тщательно отредактирована в этой части и не доступна не только для американской общественности, но и для членов обеих палат Конгресса США, имеющих очень высокую категорию доступа к закрытой информации.
Хаспел известна тем, что возглавляла секретную тюрьму «Кошачий глаз» в Таиланде и покрывала пытки, которые американские спецслужбы применяли к заключенным, подозреваемым в террористической деятельности. И даже существуют свидетельства того, что она лично принимала участие в допросах и пытках. За такие дела американцы прозвали Хаспел Кровавая Джина. Ее назначение на пост директора ЦРУ совсем не благая весть для России. Видимо, Вашингтон готовится к долгой и основательной войне со своим главным оппонентом. Но хочется верить, что нашей контрразведке хорошо известны российские дела агентессы и ее специалисты будут в состоянии подкорректировать амбиции улыбчивой дамы и ее покровителей.
комментарии(0)