Выступление Сергея Лаврова на Генассамблее ООН запомнилось многим. Фото Reuters
Известно, что не только Совет Безопасности, но и Генеральная Ассамблея ООН занимаются миротворческой деятельностью. Для этого еще в 1965 году создан Специальный комитет по операциям по поддержанию мира (C-34). В состав комитета входят 153 страны и 13 наблюдателей, в том числе Святой престол и Суверенный Мальтийский орден.
Мандат Спецкомитета – «проводить всеобъемлющее рассмотрение всего вопроса об операциях по поддержанию мира во всех их аспектах». При этом необходимо иметь в виду, что Генассамблея играет ключевую роль в финансировании миротворческой деятельности, хотя непосредственно не принимает политических решений по вопросам учреждения или завершения операций ООН по поддержанию мира.
Наша дипломатия постоянно подчеркивает значимость и делает упор на Спецкомитет (С-34), однако во время ежегодной сессии последнего, проходившей в феврале-марте с.г., от России участвовало всего шесть человек, причем не было ни одного военного. Для сравнения, от ЮАР было 19 человек, включая девять военных. Ожидается, что в ноябре генсек ООН представит доклад о реализации замечаний и предложений Спецкомитета.
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ МЕРОПРИЯТИЯ
В сентябре внимание мировой общественности было приковано к сессии Генассамблеи ООН. Само название заседания впечатляет: «Мероприятие высокого уровня «Действия в поддержку миротворчества» на полях 73-й сессии ГА ООН. Подготовка к мероприятию велась полгода. На заседании выступили 48 человек, в том числе 16 глав государств и правительств, 19 министров. Для сравнения, на заседаниях Совбеза ООН выступают 15 представителей и несколько приглашенных.
Руководил заседанием и подводил итоги глава Департамента операций по поддержанию мира Жан-Пьер Лакруа. Глава Департамента полевой поддержки Атул Кхар также произнес речь. Вступительное слово было за генсеком ООН Антониу Гутерришем. Объявив минуту молчания по погибшим миротворцам, он затем призвал все государства вместе работать над тем, чтобы миротворческие миссии отвечали требованиям будущего.
Сентябрьскому мероприятию предшествовала широкая инициатива генсека ООН «Действия по поддержанию мира» (А4Р), выдвинутая 28 марта 2018 года и заключавшаяся в необходимости формирования общего понимания достижений и задач миротворческой деятельности, а также подтверждения индивидуальных и коллективных обязательств государств-членов по укреплению операций по поддержанию мира на местах. Расшифруем сокращение А4Р: А – действие; 4Р – четыре английских сокращения переводятся на русский язык как эффективность работы, население, миростроительство и политика.
А летом был опубликован еще один документ: «Декларации о совместных обязательствах в области миротворчества», которая является четким планом совместных действий, способных укрепить миротворчество. В документ включены обязательства, которые государства-члены, Секретариат и международные и региональные организации возьмут на себя в целях принятия коллективных мер в поддержку миротворческой деятельности. На конец сентября декларацию подписали 148 стран, представители России подписали документ 31 августа.
12 сентября уже и Совбез ООН провел заседание по эффективности миротворчества. Упоминалась и «разведка». Наш дипломат подчеркнул: «Наиболее ярким примером пренебрежения к решениям государств-членов является вопрос сбора и анализа информации или так называемая «разведка в миротворчестве». Заметим, наша дипломатия постоянно критикует «силовое миротворчество»: «У нас вызывают вопросы предложения по трансформации миротворчества в «силовой» инструмент или разговоры о привлечении «голубых касок» к наступательным и контртеррористическим операциям. Такой подход превратит их в «цель», в мишень».
ПРЕДЛОЖЕНИЯ МИНИСТРА
25 сентября на полях 73-й сессии ГА ООН выступил глава МИД РФ Сергей Лавров. Мероприятие длилось четыре часа, но наш министр выступал четыре минуты и произнес четыре «Нет» относительно Декларации «О совместных обязательствах в области миротворчества». К этим замечаниям относятся:
– акцент на сотрудничество с гражданским обществом и НПО в ущерб взаимодействию с принимающими правительствами;
– стремление поставить в центр мандатов второстепенные и не свойственные миротворчеству задачи;
– тревожит, что авторы проекта декларации рассматривают силовые действия в качестве какого-то чудодейственного средства в решении миротворческих задач;
– неприемлемо отсутствие в проекте декларации подтверждения координирующей роли Спецкомитета ГА ООН по операциям по поддержанию мира (С-34).
Прозвучала важная критика Секретариата ООН: «Решающая роль в определении стратегических направлений миротворческой деятельности принадлежит Совету Безопасности и Генеральной Ассамблее».
Наша дипломатия постоянно критикует и концепцию «разведка в миротворчестве ООН». К тому же существует разногласие в понимании термина «разведка» даже между Секретариатом и Спецкомитетом Генассамблеи по ОПМ (С-34). По определению С-34, «разведка в ОПМ может использоваться исключительно для обеспечения безопасности миротворцев и защиты гражданских лиц».
Выступая с основным докладом 28 сентября на Генассамблее, Сергей Лавров упомянул и миротворческую миссию в Донбассе: «Президент Российской Федерации В.В. Путин выступил с инициативой об учреждении Миссии ООН по содействию охране наблюдателей ОБСЕ в Донбассе. Соответствующий проект резолюции представлен в Совет Безопасности ООН. Рассчитываем, что российское предложение будет способствовать урегулированию внутриукраинского кризиса, разразившегося в результате антиконституционного государственного переворота, совершенного ультрарадикалами».
МИРОТВОРЦЫ ВЕЗДЕ В ПОЧЕТЕ
Миротворчество сравнивают с «жемчужиной в короне ООН». Наши миротворцы находятся на вахте мира с ноября 1973 года. Сейчас 75 наших миротворцев, в том числе 14 женщин, находятся в 9 миссиях ООН из 14.
Многие выступающие на мероприятии высокого уровня (в том числе женщины) упоминали 70-летие первой миротворческой операции ООН. Наши дипломаты пока еще не упоминают 45-летие со дня участия наших миротворцев в ОНВУП.
Необходимо отдать должное, наше постоянное представительство в ООН вносит большой вклад в эволюцию и динамику миротворчества. Мы не идеализируем миротворчество, а рассматриваем его реалистически и прагматически.
Следует напомнить, что 25 ноября будет отмечаться легендарная дата – 45 лет со дня включения первой группы наших миротворцев в ОНВУП, осуществившей важный военно-дипломатический прорыв. В этом году и 30-летие присуждения Миротворческим силам ООН Нобелевской премии мира. К тому времени наши миротворцы находились уже 15 лет под флагом ООН. В эту премию внесли свой вклад и они.
комментарии(0)