Президент РФ Владимир Путин недавно озадачил отечественных оборонщиков, порекомендовав довести долю гражданской продукции в ОПК до 50% к 2030 году. Причем выпускать предложено конкурентоспособную продукцию, а реализовывать ее в том числе на внешних рынках. То есть речь опять, как в 1990-х годах, идет о конверсии оборонного производства. Правда, название этому процессу дали уже другое – диверсификация.
Сегодня предприятиям, имеющим значительный портфель по гособоронзаказу (у некоторых 80–90%), стоящим, образно, на одной ноге, нужна вторая – производство рыночно ориентированной продукции.
В стране уже создана инфраструктура для поддержки предприятий, стремящихся диверсифицировать свою продукцию. В Минпромторге работают над устранением законодательных барьеров, мешающих диверсификации экономики. Так, планируется наделить правительственную комиссию по импортозамещению полномочиями по координации деятельности как федеральных, так и региональных органов исполнительной власти.
Однако диверсификация требует значительных сил и средств. Поэтому поддержка инновационных и инвестиционных проектов для организаций – производителей высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения предусмотрена в госпрограмме развития ОПК.
Необходимо устранить и межведомственные нестыковки. Сложным остается переход к серийному производству. Важно организовать комплексные госзакупки на федеральном уровне. Многие предприятия ОПК готовы приступить к серийному выпуску, но нет заказов. Долгосрочный же госзаказ позволит развернуть серийное производство, привлечь банковские кредиты и высококвалифицированных специалистов.
Необходимо централизованное планирование НИР и ОКР, формирование единого госзаказа на гражданскую продукцию на основе программ закупок федеральных министерств и госкорпораций, проведение политики внешнеэкономического протекционизма.
Оборонщики предлагают создать межведомственную структуру по аналогии с Военно-промышленной комиссией, которая закрепит за ведущими предприятиями ОПК стратегические направления развития гражданского машиностроения: станкостроение, инструментальное производство, экологическое машиностроение, энергомашиностроение, радиоэлектроника. Это нужно, чтобы сразу десятки предприятий в России не начали одновременно разработку аналогичной продукции.
Одна из проблем, препятствующих эффективному освоению гражданской продукции, – противоречие в экономических моделях производства продукции на открытый рынок и в рамках гособоронзаказа. Союз машиностроителей поддержал инициативу Минтруда разработать профстандарт по подготовке соответствующих специалистов, но в бюджете средств на это пока не заложено.
При этом надо отметить, что оборонщики опасаются выходить на рынок гражданской продукции, не хотят конкурировать между собой и не сильны в экономике гражданского рынка. Ведь риски здесь значительно выше, чем при выполнении гособоронзаказа, где есть финансирование, согласованная цена и гарантированный сбыт.
Предприятия ОПК столкнутся с существенными сложностями в конкурентной среде. Не менее трех лет предприятию нужно, чтобы развернуть абсолютно новую организационную систему. Кроме того, надо менять налоговое законодательство, нормы, регулирующие формирование тарифов и условия кредитования.
Сегодня в России действует более 1200 предприятий ОПК. У многих из них нет ресурсов, чтобы успешно реализовывать на рынке свою высокотехнологичную продукцию. Может быть, поможет диверсификация?
комментарии(0)