Американские подводники активно осваивают арктический театр военных действий. Фото с сайта www.defense.gov
Сообщения о том, что президент США Дональд Трамп не исключает возможности ввода американских войск в Венесуэлу, заставили меня вспомнить бородатый анекдот. В Антарктиде геологи нашли большие запасы нефти. Наутро президент США объявил о намерении Америки восстановить демократию в Антарктиде, попранную кровавой диктатурой пингвинов. Шутки шутками, а где сейчас самые большие запасы углеводородов? В Русской Арктике. А что, если американцы и туда полезут?
Кстати, им не привыкать. Так, 9 января 1941 года нейтральные американцы дали хорошую взятку послу Дании в Вашингтоне Хенрику Кауфману, и тот 9 апреля 1940 года подарил им Гренландию, подписав договор «О совместной обороне Гренландии».
ОСТРОВ, НАШПИГОВАННЫЙ БАЗАМИ
Правительство в Копенгагене объявило сей договор юридически ничтожным, а самого Хенрика обвинило в государственной измене. Увы, на это в Госдепартаменте даже внимания не обратили, зато в Гренландии было построено 17 военных баз, на которых дислоцировалось в три раза больше солдат, чем было жителей в самой Гренландии.
Замечу, что до сих пор никому не удалось обнаружить каких-либо планов нападения на Гренландию ни Германии, ни СССР, ни Японии, ни даже Мексики. Но американские базы существуют в Гренландии и сейчас, спустя 78 лет. В частности, на авиабазе Туле дислоцируются стратегические бомбардировщики В-52.
21 января 1968 года в семи милях к югу от базы Туле разбился один из таких самолетов, на борту которого находились термоядерные бомбы. Это привело к радиоактивному заражению большой территории. Из четырех водородных бомб Mk28F1 мощностью в 1,45 Мт три были найдены, а одна до сих пор лежит где-то на дне пролива Смита.
В 1959 году американцы приступили к строительству на острове в толще льда базы межконтинентальных ракет. Туда был доставлен 400-тонный атомный реактор PM-2A. Однако в середине 1960-х годов выяснилось, что перемещение ледников внутри ледяного щита идет намного более интенсивно, чем ожидалось при планировании, и разрушение возведенных во льду объектов наступало приблизительно через 2 года после завершения строительства.
В итоге в 1967 году эксплуатация объекта была прекращена. Остатки его сооружений и отходы, включая радиоактивные, оставлены на месте, поскольку предполагалось, что они будут навечно погребены под слоем снега. Но исследования 2016 года показали, что эта часть гренландского ледяного щита может начать таять к концу столетия, и тогда оставшиеся биологические, химические и радиоактивные отходы могут попасть в окружающую среду и нарушить близлежащие экосистемы.
СЛИШКОМ ВЕЛИКА ДЛЯ ОДНОГО
Еще в 1970-х годах американские госсекретари говорили, что Сибирь слишком велика, чтобы принадлежать одному государству. По крайней мере такие слова им приписывают. Ну а сейчас Трамп планирует вполне реальное вторжение в Русскую Арктику. В январе 2019 года министр ВМС США Ричард Спенсер объявил о проведении летом этого года больших маневров в Арктике с привлечением ударной авианосной группы.
В настоящий момент американский флот недостаточно подготовлен для «обеспечения свободы судоходства» в этом регионе, считает Спенсер. Он также напомнил, что США могут сделать больше в данном направлении, учитывая «возросшую активность в Арктическом регионе ВМФ России».
«Угроза вернулась. Арктика является тем регионом, на котором мы должны сконцентрировать внимание», – сказал министр ВМС США и отметил, что Америка должна «проводить операции по обеспечению свободы мореплавания в Северо-Западном проходе, Северном проходе».
При этом Спенсер не уточнил, какой именно проход имеет в виду под названием «Северный». Дело в том, что Северо-Западный проход, который является кратчайшим путем из Северной Атлантики через канадский арктический архипелаг в море Бофорта и далее в Тихий океан, Канада считает находящимся под ее юрисдикцией, но США и другие страны не согласны с этим, считая его международными водами. То же и с Северным морским путем: Россия считает его находящимся под ее юрисдикцией, но США и ряд других стран с этим не согласны.
Замечу, что осенью 2018 года в арктические воды зашел атомный авианосец «Гарри Трумэн», который с кораблями сопровождения участвовал в учениях НАТО Trident Juncture у берегов Норвегии. Он стал первым за 27 лет американским авианосцем, пересекшим Северный полярный круг. В ходе учений американцы планировали высадку морского десанта в Исландии, но «по погодным обстоятельствам» отказались от этой затеи.
В декабре 2018 года в Министерстве обороны США сообщили о планах переброски на остров Адак (Алеутские острова) эскадрильи новейших дальних разведчиков Р-8 «Посейдон». Такие самолеты базируются на аэродроме Сигонелла в Сицилии и постоянно барражируют у берегов Сирии, Крыма и Кавказа.
ИСТОРИЧЕСКИЙ УРОК
Кому принадлежит Северный морской путь?
Для наших отцов, дедов и прадедов это был самый легкий вопрос на уроке географии. Поморы еще в XIV веке ходили к Новой Земле и Груманту (Шпицбергену). В 1640–1668 годах атаман Семен Дежнев прошел на кочах от устья Лены до устья Анадыря, попутно открыв пролив, названный впоследствии его именем. Ну а в ходе Великой северной экспедиции в 1734–1741 годах русские морские офицеры произвели съемку берегов вдоль всего Севморпути.
17 декабря 1932 года постановлением Совнаркома СССР был образован единый транспортно-хозяйственный орган – Главное управление Северного морского пути (Главсевморпуть), на который возлагалось техническое оснащение трассы, организация регулярных транспортных перевозок и обеспечение безопасности плавания по этому пути.
Вспомогательное судно А603 «Рона». Фото с сайта colsbleus.fr |
Ценой огромных затрат и гибели сотен людей в 1932–1991 годах был создан хорошо оборудованный Северный морской путь с десятками портов и аэродромов. Кстати, ни у одного государства мира в 1932–1991 годах не возникало желания наладить судоходство по Севморпути. Впрочем, тут было два исключения. В конце 1939 года Германия просила Москву пропустить по Севморпути и обеспечить ледовую проводку грузопассажирскому судну «Эмс» водоизмещением 7500 тонн. Сталин пошел навстречу немцам, и наши ледоколы провели судно по Севморпути.
Однако на оном «грузо-пассажирском» судне оказались замаскированные шесть 15-см пушек SKL/45, а также два 3,7-см и четыре 2-см зенитных автомата. Немцы тайно переоборудовали судно «Эмс» во вспомогательный крейсер «Комета». Узнав об этом, руководство СССР приказало командиру «Кометы» вернуться обратно в Норвегию. Но командир рейдера отказался и пошел в Берингов пролив. Сопровождавший его невооруженный ледокол «Каганович» повлиять на него не мог.
Второе исключение было в 1941—1945 годах, когда союзные суда перевозили из Тихого океана в Мурманск и Архангельск грузы по программе ленд-лиза. И все! Больше ни одного рейса за 60 лет. Причем даже никто и не просился.
Наконец, в 1991 году Горбачев разрешил иностранным судам свободный проход по Севморпути. И туда ринулись десятки коммерческих судов? Увы, в 1991 году первым по Севморпути прошло иностранное судно – французский корабль ледового класса «Астролябия». Справку о нем мне найти не удалось. Зато увидел на фото, что антенн на нем что-то многовато. Короче, французские «ученые в штатском» прошлись по Севморпути туда и обратно.
О ТАЯНИИ ЛЬДОВ, И НЕ ТОЛЬКО
Конвенция 1982 года худо-бедно подходит к Атлантике, Тихому и Индийскому океанам. Там и до конвенции за пределами территориальных вод свободно ходили корабли, а за пределами экономических зон рыбаки ловили рыбу, велась установка буровых платформ для разведки и добычи полезных ископаемых. Транспортировка грузов по теплому океану – самая дешевая.
А в Российском секторе Арктики по Конвенции 1982 года России принадлежат все без исключения острова, а нейтральной территорией является центральная часть Северного Ледовитого океана, постоянно покрытая льдом зимой и частично летом.
Добраться туда, за исключением краев российского сектора, можно, только используя Северный морской путь и заходя в территориальные воды России. Через полюс в российский сектор на самолетах или подлодках можно доставлять полярные станции, исследовательское или разведывательное оборудование. Но любое экономическое использование спорных вод в приполюсных районах Русской Арктики технически невозможно.
Замечу, что болтовня прожектеров от науки о быстром таянии льда в Арктике за последние 2—3 года заметно утихла. Такое потепление в Арктике, чтобы можно было транспортным судам ходить через полюс – ненаучная фантастика.
Любопытно, знали ли те, кто подписывал Конвенцию 1982 года, что секторные границы СССР в Арктике были стабильными, а сейчас они стали плавающими. Откроют ученые новый хребет, и РФ или Канада объявляют огромный кусок Арктики своей экономической зоной.
В Российском секторе Арктики наши ученые в 1997 году открыли несколько десятков островов, ставших территорией РФ, и «закрыли» несколько островов, оказавшихся многовековыми ледяными полями.
В августе 2016 года гидрографическое судно «Визир» открыло два острова у побережья Новой Земли. Раньше острова были скрыты ледником Розе, а сейчас ледник отошел. Подумаешь, кому нужны безлюдные гористые острова? Но присоединение острова-скалы дает державе 1172 кв. км (!) территориальных вод. А остров размером в 10 миль приносит уже 2250 кв. км и т.д. На дне этих вод могут быть углеводороды и другие полезные ископаемые. И в свои территориальные воды Россия вправе никого не пускать.
Говоря об иностранных судах на Севморпути, не стоит забывать, что после передачи Борисом Ельциным торгового флота СССР незалежным республикам, у России практически не осталось транспортных судов. В итоге, начиная с 1992 года страна была вынуждена ежегодно арендовать до девяти иностранных танкеров для завоза нефтепродуктов в Арктику.
Что же изменилось к 2017 году? За год внутренний (то есть из российского порта в российский арктический порт или обратно) грузооборот по Севморпути составил 9,7 млн тонн грузов, и еще 797 тонн было перевезено на речных судах из одного устья северной реки в другое. Транзитных же грузов, как российских, так и иностранных, было перевезено всего 194 тыс. тонн.
Во время операции Crested Ice по ликвидации последствий катастрофы В-52 с термоядерными бомбами на борту постоянно проводился радиометрический контроль ее участников. Фото 1968 года |
Правительство РФ и руководство Севморпути ничему не научил эпизод с «Кометой», и они не видят или не хотят видеть, что около половины иностранных судов, прошедших Севморпуть в 1991–2018 годах являлись кораблями двойного назначения, которые сочетали научные исследования со шпионажем. Впрочем, в Арктике отличить научные исследования от разведки весьма сложно.
Это продолжается и сейчас. Вот, к примеру, спасательное судно ВМС Франции А603 «Рона» водоизмещением 2060 тонн в сентябре 2018 года совершило плавание по Севморпути от Норвегии до Берингова пролива. Самое забавное, что ни власти, ни СМИ не уточняют, просили ли французы разрешения на сей вояж.
НЕРУШИМЫЕ ГРАНИЦЫ
Как известно, 24 ноября 2015 года российский Су-24 был сбит над территорией Сирии. А по турецкой версии, он несколько секунд (!) находился над Турцией. А в 2014 году сирийский Су-24 был сбит американской ракетой комплекса «Пэтриот» за то, что он пролетел 800 м над Голанскими высотами, то есть над сирийской территорией, оккупированной в 1973 году Израилем.
США и НАТО одобрили уничтожение обоих самолетов и заявили, что это соответствует международному праву. Так почему России не воспользоваться прецедентом и не предупредить, что любой самолет, надводный корабль или подводная лодка, зашедшие в территориальные воды России в Арктике, будут немедленно уничтожены?
Итак, никаких экономических дивидендов ни США, ни ЕС, ни страны Азии не получат в случае интернационализации Севморпути. Цель США – создать военную угрозу России с севера – это программа-минимум. А программа-максимум – захват Сибири, за чем последует развал всей России.
Пентагон планирует ввести на Севморпуть десятки крейсеров и эсминцев – носителей крылатых ракет «Томагавк» и системы ПРО «Иджис». На борту каждого находятся 90 универсальных установок вертикального пуска. Тип ракет варьируется от задач, поставленных кораблю.
Система ПРО «Иджис» может сбивать на восходящих траекториях российские МБР, запущенные из наземных шахтных пусковых установок и с борта атомных подводных лодок. Замечу, что все наши МБР запрограммированы на полет через Северный полюс.
Крылатые ракеты «Томагавк» имеют дальность 2200 км и с трассы Севморпути могут поражать почти всю территорию России, включая Москву, Волгоград, Челябинск, Новосибирск, Якутск, Комсомольск-на-Амуре, Петропавловск-Камчатский и т.д.
Ну а программа-максимум – это отторжение от России Сибири. Наши СМИ пишут о Севморпути в основном как о транзитном пути из Мурманска во Владивосток. Но подавляющее число судов на трассе не совершают сквозных рейсов, а везут грузы в Сибирь и обратно.
В Сибири десятки судоходных рек текут с юга на север и впадают в Северный Ледовитый океан. И если в 1920-х годах снабжение Якутии лишь на 10% шло с Северного Ледовитого океана, то в середине 1940-х годов оно возросло до 50%. Снабжение шло по Лене и далее по Севморпути. То же самое можно сказать о Колыме, Яне, Индигирке, Енисее, Оби и других реках.
Взяв под контроль Севморпуть, флот США сможет управлять «Северным завозом». Формально придраться можно к чему угодно, к той же экологии. Торговые суда Запада бесконтрольно будут двигаться вдоль побережья Сибири, подниматься вверх по рекам, вести контрабандную торговлю, осуществлять «гуманитарную помощь», налаживать контакты с сепаратистами. А они точно появятся – за большие деньги можно найти кучку людей, требующих «незалежности». А попробует центр навести порядок, по Севморпути и рекам Сибири приплывут американские морпехи в голубых касках ООН. Надо ли доказывать, что интернационализация Севморпути для России станет реализацией пословицы: «Коготок увяз – всей птичке пропасть».
МИННАЯ ЗАТЕЯ
Тихие шведы регулярно сбрасывают глубинные бомбы со своих кораблей и вертолетов на мифические русские подводные лодки. Причем делают это как в своих территориальных водах, так и вне их. Ни одной лодки шведы, правда, не потопили. Но идея богатая…
А почему бы России не перенять опыт «капиталистической страны с человеческим лицом»? Международное право не запрещает государству устанавливать минные заграждения в своих территориальных водах как в военное, так и в мирное время. Подобных прецедентов более чем достаточно.
Большая часть Севморпути мелководна, а современные морские мины можно ставить на глубину до 2 км. Речь идет о минах-торпедах. Современные мины высокоинтеллектуальны, они могут «спать» по нескольку месяцев, а затем активироваться по сигналу. Мины могут оснащаться датчиком «свой–чужой», так же как это сделано на истребителях и ракетах. Таким образом, мины будут безвредны для своих кораблей и представлять смертельную опасность для нарушителей наших границ.
Сейчас российские политики и журналисты много говорят об американской программе создания маломощных (3–10 кт) ядерных зарядов для американских баллистических ракет «Трайдент», запускаемых с подводных лодок. Напомню, что сейчас одна такая ракета может нести до 8 боеголовок с зарядом W-88 мощностью по 475 кт или 14 боеголовок с зарядом W-76 мощностью по 100 кт.
Планы США напоминают перевооружение пехоты с автоматической винтовки М16 на лук и стрелы. Зачем? Неужели в Пентагоне и Белом доме спятили и решили, что в случае удара «Трайдента» восемью боеголовками W-88 по Москве ответный удар неизбежен? А если полетит одна боевая часть в 5 кт, в Кремле решат, что это шутка, и ответ не последует?
Понятно, что если «Трайдент» будет запущен в направлении РФ, то ни генералы и ни автоматическая система управления ядерной триадой «Периметр» не будут разбираться в мощности боеголовки, а нанесут ответный удар. Причем наши ракеты могут стартовать, пока еще «Трайдент» находится в полете.
Естественно, американцы все это прекрасно понимают, и новая боевая часть в 3–10 кт готовится исключительно для обычных конфликтов. Вспомним, что еще в январе 2016 года британский адмирал Джон Уилл предложил нанести удар по террористам в Ираке ракетами «Трайдент» с ядерными боевыми частями, запустив их с британских подводных лодок типа «Вэнгард».
Сейчас американские политики заявляют, что ядерный удар они могут нанести в ответ на теракт, кибератаку и т.д., то есть они уже сейчас приучают мир к рутинности применения ядерного оружия. Убили боевики 100 американцев в Афганистане – сразу следует залп «Трайдентов» по их расположению и т.д. Вот для этого они и готовят «мини-бомбу».
Созданию американцами ядерных «мини-бомб» Россия не может помешать ни политическими, ни экономическими методами. Что толку стенать, что применение ядерного оружия по суверенному государству в ответ на теракт со спорным авторством или, тем более, кибератаку вопиюще нарушает основы международного права? Куда лучше вспомнить, что применение ракеты «земля–воздух» или «воздух–воздух» со спецзарядом по военному самолету – нарушителю границы или глубинной бомбы со спецзарядом по подводной лодке, вторгшейся в терводы, не противоречит как международному праву, так и ни одному договору, подписанному Россией.
В итоге выходит, что спецзаряды мощностью 1–10 кт – это самое эффективное средство для защиты Русской Арктики. Вспомним, как в 1970–1980-е годы в наше воздушное пространство в Арктике регулярно вторгались американские дальние разведчики SR-71, летевшие на высоте около 30 км со скоростью в три раза больше звуковой. Перехватить их ракетой с обычной боевой частью весьма проблемно. Что же касается спецзарядов зенитных управляемых ракет и глубинных бомб, то они гарантированно поражают цель даже с промахом в 1000–1500 м. Это было реально продемонстрировано на испытаниях, проведенных в СССР в 1957–1962 годах. Естественно, ЗУР и глубинные бомбы со спецзарядами следует применять лишь в исключительных случаях, когда нет возможности проучить агрессора иным путем.
Вот, к примеру, в ноябре 2018 года при попытке прорыва украинских судов в Керченский пролив российские власти подстраховались и наглухо перекрыли сухогрузом проход в пролив в районе Керченского моста. Лезет американский эсминец или крейсер в Карские ворота, а ему навстречу опасно маневрирующий сухогруз «Петр Васин». Впрочем, чтобы потопить американский крейсер, достаточно и хорошего тарана портового буксира с крепким корпусом. А если американцы откроют огонь на поражение в наших терводах по нашим безоружным буксирам и сухогрузам? Тут российским военным морякам следует действовать строго по уставу.
Вновь обратимся к истории. В 1930-х годах японские рыбаки у берегов Камчатки ставили дрифтерные сети длиной до 70 км и более. Причем делали это на расстоянии 3–4 км от нашего берега. Известно несколько эпизодов, когда советские торговые суда, вышедшие из Петропавловска-Камчатского, перехватывались японскими эсминцами, которые заставляли их делать длинные крюки для обхода дрифтерных сетей.
Риторический вопрос: а наши рыбаки в узкостях наших тервод в Арктике разве не могут ставить дрифтерные сети и ловить «рыбку большую и маленькую»? Да и наши военные моряки могут поставить в узкостях стальные противолодочные сети – международным правом это не запрещено.
Это на глобусе Северный Ледовитый океан кажется огромным. А на секретных военных картах прибрежные районы севера России, свободные ото льда и доступные по глубинам для прохода судов с большой осадкой, имеют весьма узкие проходы. Там и мели, и камни. Пример – Восточно-Сибирское море. Так что маршруты движения атомных подлодок, крейсеров и эсминцев весьма предсказуемы.
комментарии(0)