Министерство иностранных дел РФ ведет поиск роли своей страны на международной арене. Фото Льва Исраеляна
В Институте научной информации по общественным наукам РАН в Москве состоялась VII научно-практическая конференция аналитиков России (НПКА-2022) «Новое мироустройство. Роль и место России». Форум проводился при поддержке аппарата Совета безопасности РФ, Министерства иностранных дел, комитетов Совета Федерации и Государственной думы. Среди организаторов и партнеров конференции – научные институты РАН, МГУ, РУДН, РАНХиГС, МГИМО, Росстат и другие учреждения и организации. Организационный комитет возглавлял Николай Бордюжа – председатель исполкома ассоциации «Аналитика».
Нынешний геополитический кризис закономерен, он является следствием наложения друг на друга нескольких циклов: экономического (циклы Кондратьева), политического (циклы мирового лидерства), технологического (смена укладов). Формально он похож на глобальный кризис первой половины ХХ века, когда период колониальной экспансии Запада и быстрого технологического развития завершился двумя мировыми войнами и образованием двух мировых социально-экономических систем.
РОССИЙСКИЙ ПРОЕКТ МИРОВОГО РАЗВИТИЯ
Но есть принципиальное отличие. Если кризис начала ХХ века был следствием бурного роста индустриального общества, то нынешний знаменует окончание этой эпохи. Период лидерства западной цивилизации, основанного на техногенной либерально-рыночной экспансии, заканчивается. Наступает новая фаза исторического развития, началась борьба проектов нового мироустройства.
В этой ситуации важен российский проект мирового развития. Россия способна предложить благоприятный для развития человечества путь, основанный на принципах сотрудничества. Проблема в том, что Россия еще не восстановилась от собственного кризиса, продолжавшегося почти 40 лет и усугубленного курсом 1990-х на вхождение в западную цивилизацию любой ценой. Необходимое и самое важное условие развития России – восстановление своей цивилизационной субъектности. От того, насколько быстро ее удастся восстановить, зависит само существование России и ее роль в будущем мироустройстве.
Переход к новому мироустройству будет длительным и болезненным. Он охватит в лучшем случае период до 2030 года, но более реалистичным представляется период до 2060 года. Переход этот пройдет ряд этапов:
– попытки Запада (прежде всего США) сохранить свое доминирование, направленные на силовую стабилизацию миропорядка в своих интересах;
– крах прежнего миропорядка с хаотизацией международных отношений и разрушением ранее действовавших институтов (договоров);
– регионализация – образование крупных региональных и цивилизационных блоков и новой системы взаимодействий между ними (как соперничества, так и сотрудничества);
– формирование нового миропорядка на основе проекта, который окажется наиболее успешным на этапе регионализации.
События каждого этапа будут происходить одновременно, но с разной интенсивностью. 2020-е годы станут периодом наиболее интенсивных попыток удержать мироустройство на началах доминирования Запада и нарастающей хаотизации.
На каждом этапе глобальной трансформации России предстоит решать специфический круг задач. Это противодействие давлению «коллективного Запада» и его попыткам сохранить доминирование; это недопущение хаоса в международных отношениях, содействие развитию дружественных стран; это цивилизационная самоидентификация на основе опыта исторического развития России; это партнерство цивилизаций в форматах БРИКС, ЕАЭС, ШОС и др.) и формирование институтов нового мироустройства на принципе единства в многообразии.
Одним из ключевых условий формирования российского проекта мироустройства станут кардинальные изменения в идеологической сфере, определяющей приоритеты демографической, социально-экономической, культурной и внешней политики. Необходим переход на цивилизационный тип мышления с акцентом на партнерство цивилизаций, а не на истощающее ресурсы планеты соперничество.
Россия имеет наибольший потенциал среди других стран и цивилизаций для формирования нового привлекательного облика мироустройства. От аналитического сообщества требуется проектирование «будущего из будущего» на основе понимания конкретного этапа глобальной трансформации.
РОССИЯ КАК ЛИДЕР НЕЗАПАДНОГО МИРА
Страны «коллективного Запада» стали испытывать системные трудности в экономике и социальной сфере еще на рубеже 1960–1970-х. Но это не привело к краху западной модели развития, и даже позволило создать (пусть и неустойчивое) однополярное мироустройство во главе с США.
Тому есть несколько объяснений, включая гибкость политических систем развитых государств, особенно членов ЕС и США, способных адаптироваться к вызовам времени. Но по части экономики нельзя игнорировать фактор неоколониальной политики по изъятию раз в 10–15 лет колоссальных средств (более триллиона долларов) из хозяйственных комплексов стран, ввергнутых в крупные катаклизмы.
На рубеже 1980–1990-х ими стали государства Восточной Европы и республики бывшего СССР. Самоликвидация «противовеса» в лице СССР привела к увеличению мирового рынка для лидеров глобализации. Можно вспомнить и масштабы бегства капитала на Запад. Все это стабилизировало социальную ситуацию и систему институтов на Западе.
На рубеже 2000–2010-х годов история повторилась на Ближнем Востоке и в Северной Африке в ходе арабской весны. В 2020-е годы есть угроза использования такого сценария США и их союзниками по отношению к Украине (в действии), России, Казахстану, возможно, Китаю, Ирану и др.
За последние полвека сильно изменились крупнейшие страны развивающегося мира. Китай осуществил рывок по всем направлениям – в экономике, уровне жизни, в научно-технологическом и военно-политическом отношении, во внешнеэкономической экспансии. Индия успешно развивается и меняет свою внешнюю политику на более независимую.
Изменился экономический вес стран глобального Юга. Но в большинстве государств понимают, что переход к новому мироустройству – долгий процесс, наиболее затратный для тех стран, которые бросают вызов США и старому миропорядку.
России предстоит лавировать, принимая во внимание в целом нейтральное отношение глобального Юга к нынешнему конфликту стран Севера – России и «коллективного Запада».
Для того чтобы Россия воспринималась как лидер незападного мира, надо продемонстрировать яркие новые идеи – подобно концепции СССР по крушению колониальной системы в XX веке.
Память о советской помощи до сих пор удерживает многие африканские государства от осуждения России даже под давлением США. Арабские страны занимают в основном выжидательную позицию и также ждут от России проекта нового мироустройства, который увлечет основную часть человечества.
Очевидно, что идея «русского мира» – продукт для внутреннего употребления. Глобальному Югу важнее усилия России по слому всей американоцентричной пирамиды. В этих условиях более перспективен и выгоден возврат к прямой риторике противостояния империализму Запада.
ВЕКТОРЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Для реального разворота необходимо открытое признание того, что в 1990-е Россия не просто «ушла с Востока», но оказалась на периферии мировой экономики. В итоге Россия оказалась под сильным влиянием «коллективного Запада» и через фактическую уплату «дани» обеспечивала ему условия для превосходства.
Лозунг Запада о «сдерживании России» имеет одно реальное значение – сдерживание развития России. Необходим выход из экспортно-ориентированной экономики на уровень технологически развитой мировой державы и подлинно социального государства во внутренней политике.
Основной конкурент России в странах глобального Юга – Китай. Он хотел размежеваться с США лишь к середине 2030-х, но поведение России резко изменило ситуацию. Китаю приходится сближаться с Россией ради совместной борьбы против давления США.
США не дадут Китаю решить тайваньский вопрос «изящно», по модели интеграции Гонконга. Есть у КНР и проблемы в экономике, особенно в части укрепления глобальных позиций (например, в сфере продвижения юаня). Поскольку Китай всегда работает «на себя», Россия должна за счет расширения перечня приоритетных партнеров в Азии – Индии, Малайзии и др. – не допустить установления его монополии на дружбу с собой.
Отношения России с Индией (не только политические, но и экономические) могут стать «модельными» при выстраивании наших связей с глобальным Югом, который рассматривает Индию («крупнейшую демократию мира») как геополитическую антитезу избыточной внешнеполитической активности Китая.
Активная деятельность на этом направлении убедит глобальный Юг, что Россия не является «младшим партнером» Поднебесной. В отношениях с развивающимися странами чрезвычайно важна и внешнеэкономическая составляющая, что предполагает использование советского опыта – в частности, выгодных для нас клиринговых расчетов.
Движение неприсоединения можно представить в качестве одного из возможных вариантов действий России. Речь идет не о буквальном «развороте на Восток», а о повышении конкурентоспособности России в странах Азии, Африки и Латинской Америки. По меньшей мере во второй половине 2020-х годов России придется восстанавливать часть разорванных контактов с европейскими странами.
Нельзя говорить и о полноценной интеграции России в азиатский мир с учетом того, что российские Сибирь и Дальний Восток и через 10 лет останутся малонаселенными территориями страны.
Индия становится одним из главных бенефициаров конфликта на Украине (наряду с Китаем). При этом индийские элиты возвращаются к евразийской ориентации, отказываясь от безоговорочной ориентации на «коллективный Запад». Однако надо помнить, что Индия – государство-цивилизация со специфичной внешней политикой, для которой украинские события являются европейским региональным конфликтом.
России предстоит сложная работа на индийском направлении, включая активизацию культурной дипломатии и рекламы Востока как экономического вектора экспансии в самой России. В деликатном вопросе индо-пакистанского противостояния России следует выстраивать дружеские отношения с обоими сторонами.
Рассматривая позицию Турции, становится понятно, что более справедливое полицентричное мироустройство будет и более конфликтным. Для России основными проблемами на турецком направлении станут амбиции Турции на постсоветском пространстве, ее ставка на религиозный фактор, а также стремление ради «справедливого мира» сократить влияние на глобальные процессы не только США, но и Российской Федерации.
Иран традиционно руководствуется своими национальными интересами в рамках конфликта между Россией и «коллективным Западом».
Иран менее активен в Центральной Азии и Закавказье, нежели Турция, являясь к тому же конкурентом последней. Иран также пытается выстраивать самостоятельные отношения с Китаем. На ближайшие годы Иран может рассматриваться как ситуационный партнер России.
При этом надо учитывать, что Иран интересуется ШОС и БРИКС с сугубо прагматическими интересами – для обеспечения себе приемлемого уровня безопасности, доступа к технологиям и рынкам сбыта.
Восстановление Совместного всеобъемлющего плана действий («ядерной сделки») и снятие с Ирана санкций (это ныне чрезвычайно важно для Тегерана) выведет Иран из экономической изоляции. Что повлечет за собой интенсификацию его экономических связей с «коллективным Западом» в ущерб отношениям с Россией.
ЧТО ДЕЛАТЬ
Как и в случае активизации контактов с Африкой, для развития международного транспортного коридора Север–Юг (Россия–Иран–Индия) и экономических контактов российских и азиатских компаний не хватает главного – политической воли руководства России обеспечить финансирование подготовки специалистов по экономике стран Востока, содействовать прикладным исследованиям (в том числе за счет средств подконтрольных государству компаний).
Требуется снимать бюрократические барьеры со стороны России по расширению гуманитарных контактов отечественных организаций с партнерами в государствах глобального Юга. Хотя наличие квалифицированных кадров само по себе не решает проблемы.
Аналитики нужны, когда их деятельность реально востребована, когда в рамках реализации общих стратегических и тактических целей определены четкие задачи и целеустремленно реализуется конкретная работа на конкретных участках.
Подготовленные специалисты необходимы для достижения этих заранее определенных целей, чтобы работать на вполне конкретных предприятиях и в структурах, занятых реальным извлечением преимуществ, прибыли, созданием продукта, обеспечением российских интересов на незападном направлении.
Это означает, что следует на государственном уровне во взаимодействии с представителями академической науки, ведущих вузов и крупных компаний четко определить средне- и долгосрочные потребности страны в кадрах соответствующей специализации в соответствии с целями России в мире.
У России осталось мало времени на завоевание авторитета лидера нового мироустройства среди государств глобального Юга. Сейчас надо срочно наверстывать упущенное в последние два-три десятилетия.
комментарии(0)