0
3800
Газета Концепции Интернет-версия

16.02.2023 20:25:00

Три силы зла и шесть преступных направлений

Как Китай борется с проявлениями терроризма в киберпространстве

Василий Иванов

Об авторе: Василий Иванович Иванов – журналист.

Тэги: концепции, китай, киберпространство, преступления, борьба


концепции, китай, киберпространство, преступления, борьба Китай создает многочисленные структуры для противостояния терроризму в Сети. Фото Unsplash

Доктор философии Цзуньюй Чжоу, возглавляющий китайское отделение Института иностранного и международного уголовного права общества Макса Планка, отмечает:

«В целом терроризм определяется четырьмя ключевыми элементами: это насилие, объект, мотивация и организация… Без всестороннего и универсального определения терроризма разные страны, включая Китай, будут иметь возможность самостоятельно толковать этот термин.

По сравнению с либеральными странами Запада Китай с большей осмотрительностью борется с терроризмом – репрессивными, но эффективными методами. Всякий раз, когда Китай берется за искоренение террористической заразы, он вынужден искать соответствующий баланс между безопасностью и свободой».

В ПОИСКАХ БАЛАНСА

Руководство Китайской Народной Республики к числу основных внутренних угроз национальной безопасности относит «три силы зла»: терроризм, сепаратизм и экстремизм.

По оценкам китайских экспертов, в настоящее время основным источником угроз национальной безопасности считаются действия определенных кругов Тайваня, не желающих признать себя частью «единого Китая» и предпринимающих значительные усилия для достижения международного признания. Другими угрозами этого типа являются попытки отделения от Китая территорий Тибета и Восточного Туркестана.

Как и в законодательных актах России и стран Запада, коммуникационный аспект терроризма можно проследить в определении, используемом в Китае.

В соответствии с законом КНР от 27 декабря 2015 года «О борьбе с терроризмом», под термином «терроризм» понимаются «действия против жизни и здоровья гражданских лиц, совершаемые с целью дестабилизации внутренней обстановки в стране и оказания давления на ее руководство».

В качестве основного источника данной угрозы руководство страны рассматривает организацию «Исламское движение Восточного Туркестана» (запрещенную в РФ), выступающую за отделение Синьцзян-Уйгурского автономного района от Китая.

Военно-политическое руководство КНР, изучив опыт участия США в вооруженных конфликтах конца XX – начала XXI века, пришло к выводу о том, что информационные и психологические операции стали частью современной войны, в том числе и против террористов.

ПРЕСТУПНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Анализ китайских официальных документов в сфере национальной безопасности позволяет сделать вывод, что базирующиеся на территории Центральной Азии террористические организации используют электронно-коммуникационное пространство КНР для решения следующих шести задач:

1. Поиск информации.

Собираются сведения о возможных целях террористических атак (атомных электростанциях, морских и воздушных портах, местах массового скопления людей). В интернете есть возможность уточнить их местоположение, расписание работы, пропускной режим, близлежащие постройки.

Проникновение в локальные сети научно-исследовательских институтов и государственных органов может дать террористам возможность доступа к технологиям создания химического, биологического и ядерного оружия.

2. Вербовка новых членов, обучение методам террористической деятельности.

На контролируемых террористическими организациями сетевых ресурсах публикуются материалы о проведении террористических атак, программы физической подготовки и тренировок по выживанию в неблагоприятных условиях, применению оружия.

На соответствующих форумах осуществляется обмен опытом по организации управления и связи. На отдельных ресурсах освещаются особенности проведения операций по захвату заложников и похищению людей, характеристики взрывчатых веществ, способы создания и применения взрывных устройств.

3. Получение и распределение финансовых средств.

Финансирование деятельности незаконных организаций осуществляется под видом благотворительности, пожертвований, выигрышей в сетевых казино. После чего денежные средства поступают на оффшорные электронные счета, с которых впоследствии распределяются на обеспечение деятельности структурных элементов террористических сетей и на приобретение оружия.

4. Организация скрытой связи.

Простота и большой объем передаваемой информации через сетевые линии связи не позволяют специальным службам КНР своевременно выявлять используемые террористами каналы. Аренда террористами сетевых ресурсов не дает возможность определить личность субъекта и его местонахождение.

5. Использование возможностей интернета для проведения пропагандистских мероприятий и организации психологической войны.

Появление новых технологий и широкое распространение мобильных устройств с выходом в глобальную информационную сеть позволяет террористическим организациям проводить выгодное для них освещение событий, публиковать информацию о своих целях, политической позиции, руководстве, распространять шокирующие сюжеты, вести пропаганду используемых ими методов.

6. Осуществление актов сетевого терроризма.

Противозаконные организации используют высококвалифицированных специалистов в компьютерной технике и программировании для организации и проведения вирусных атак, для кражи цифровых данных, для проникновения в сети органов управления, финансов, транспорта, торговли, банков, силовых структур.

НАПРАВЛЕНИЯ АНТИТЕРРОРА

С учетом изложенных направлений деятельности террористических организаций в сфере коммуникации китайское правительство в настоящее время проводит комплекс соответствующих антитеррористических мероприятий.

Анализ публикаций китайских специалистов в области противодействия терроризму позволяет выделить следующие направления коммуникативного аспекта антитеррористической деятельности в Китае:

1. Закрытие информации ограниченного доступа.

Эксперты Министерства общественной безопасности КНР (аналог российского МВД) и Министерства промышленности и информатизации КНР предлагают совершенствовать порядок охраны содержащих государственную тайну сведений, укреплять механизм контроля информационных публикаций (удаление нежелательной информации из размещенных в глобальной информационной сети исследовательских публикаций и материалов, особый контроль за содержащими военную информацию сайтами), совершенствовать систему предупреждения о попытках вирусного проникновения, развивать силы и средства «сетевого нападения».

Кроме того, в составе Вооруженных сил КНР на постоянной основе ведется подготовка подразделений для ведения сетевых боевых действий.

2. Противодействие вербовке в террористические организации. Основываясь на положительном опыте зарубежных стран, китайские эксперты отмечают важность публикации материалов патриотического характера. Демонстрация «бесчеловечности» используемых антитеррористическими подразделениями методов должна вызывать сочувствие, понимание и поддержку общества.

3. Контроль финансовых средств в интернете.

С учетом совершенствования международной законодательной базы в сфере борьбы с терроризмом уделяется внимание контролю за деятельностью интернет-казино. Осуществляется наблюдение за транзакциями в китайских социальных сетях (например, Weibo и WeСhat), где есть привязанные электронные кошельки.

4. Вскрытие источников тайной связи.

Специалисты Министерства государственной безопасности КНР осуществляют контроль за аккаунтами и перепиской пользователей в китайских социальных сетях.

Стоит отметить, что в континентальном Китае пользователи по техническим причинам не могут использовать социальные сети, популярные на Западе. Возможны регистрация и использование только национального киберпространства для интернет-общения.

5. Пропаганда и информационное противоборство.

В качестве ответных действий рассматривается привлечение к деятельности по противодействию терроризму в информационно-коммуникативном пространстве частных компаний и отдельных граждан, способных вести информационную войну в интернете.

6. Противодействие актам сетевого терроризма.

В качестве активных мер противодействия рассматривается необходимость усиления контроля сетевых ресурсов и совершенствования технической базы и программного обеспечения.

В современных условиях для предотвращения панических проявлений и выступлений широких общественных масс китайское правительство вынуждено осуществлять контроль над распространением информации в традиционных СМИ.

«ДЕЙСТВОВАТЬ И МЕЧОМ, И СЛОВОМ»

Китайские специалисты в области противодействия терроризму в целом соглашаются с оценками своих работающих на Западе коллег (например, упомянутого выше Цзуньюя Чжоу из Института Планка). И признают, что имеющиеся в настоящее время органы по борьбе с терроризмом в составе министерств общественной безопасности, обороны, государственной безопасности, промышленности и информатизации являются иерархичными бюрократическими структурами, «закостенелыми и действующими по шаблону». Стоимость содержания их высока, а оперативность и способность к действиям в сложной динамично меняющейся обстановке – низка.

С другой стороны, китайское руководство создает новые структуры, способные противодействовать проявлениям терроризма. В их числе новый компонент Народно-освободительной армии Китая – силы стратегической поддержки, предназначенные для ведения боевых действий в кибернетическом и космическом пространстве.

К этому же ряду нужно отнести появление китайских подразделений информационного противоборства в Сирийской Арабской Республике для противодействия выходцам из Синьцзян-Уйгурского автономного района из числа террористов; развертывание подобных формирований на территории первой китайской военно-морской базы за пределами национальной территории в Джибути и строящегося пункта материально-технического обеспечения в Пакистане для обеспечения информационной безопасности проекта стратегического назначения «Один пояс – один путь».

Таким образом, действия руководства КНР соответствуют древней китайской поговорке «действовать и мечом, и словом». Наряду с традиционными методами в борьбе с терроризмом применяются подходы, позволяющие противодействовать проявлениям терроризма в информационно-коммуникационном пространстве.

В антитеррористической деятельности все больше проявляется коммуникативный аспект, цель которого – обеспечить защищенность государства и общества от негативных последствий террористической пропаганды, дезинформации и манипуляций, используемых террористами. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Константин Ремчуков. Си Цзиньпин потребовал предотвратить повторение недавней волны массовых убийств, потрясших страну

Константин Ремчуков. Си Цзиньпин потребовал предотвратить повторение недавней волны массовых убийств, потрясших страну

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 06.01.25

0
1393
Китай начал экспорт коммерческих систем воздушной доставки товаров

Китай начал экспорт коммерческих систем воздушной доставки товаров

Михаил Сергеев

В России грузовые гражданские дроны и беспилотный транспорт существуют в основном на бумаге

0
11893
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
10647
Фрагментация глобальных рынков и цепочек поставок ведет к росту издержек, цен и тарифов

Фрагментация глобальных рынков и цепочек поставок ведет к росту издержек, цен и тарифов

Технологический суверенитет – дело редкое и дорогое

0
13090

Другие новости