Откладывавшийся неоднократно саммит глав каспийских государств должен наконец состояться на этой неделе в Ашхабаде. Вместе с тем, по мнению многих экспертов, он едва ли даст ощутимый импульс процессу преодоления серьезных противоречий между рядом стран Каспия и выработке его правового статуса. Продолжаются споры о принадлежности нефтяных месторождений между Туркменией и Азербайджаном, Ираном и Азербайджаном, не вносит позитивных тенденций некий плавающий курс Туркмении, равно как и демонстрация военной силы на Каспии Ираном. И хотя Россия, Казахстан и Азербайджан неизменно демонстрируют близость позиций, есть основания полагать, что, как сформулировал министр иностранных дел Казахстана, саммит "едва ли приведет к конкретным результатам". Об этом же свидетельствуют итоги завершившегося недавно в Алма-Ате Всемирного экономического форума.
Тем не менее Туркмения, будучи хозяйкой на предстоящей встрече, надеется с ее помощью не только решить проблему правового статуса Каспия, но и попытаться преодолеть нарастающие внешние и внутренние трудности. Ашхабад претендует на роль регионального лидера, которую играет Ташкент. Однако пока не помогают даже широко рекламируемые и непонятно откуда взявшиеся (без проведения широкомасштабных геолого-разведочных работ) гигантские запасы природного газа, в одночасье увеличившиеся с 23 до 44 трлн. куб. м.
Ашхабад пытается развеять сомнения в значительном экономическом росте страны в условиях социальной нищеты, отстоять декларируемые фантастические темпы роста в размере свыше 20% в 2001 г., 18% - в 2000 г., 16% - в 1999 г. (план на 2002 г. предусматривает рост на 18%). Впрочем, туркменское руководство, видимо, почувствовало, что перегнуло палку, поскольку, по официальным данным за январь-февраль 2002 г., увеличение ВВП не превысило 10%. Тем не менее Ниязов в своих публичных выступлениях продолжает утверждать, что доход на душу населения в стране составляет 4800 долл.
Однако здесь делаются две принципиальные ошибки. Первая: Сапармурат Ниязов (а точнее, те, кто готовит для него материалы) не указывает, что такой расчет сделан не общепринятым способом (ВВП делится на численность населения), а с учетом покупательной способности, что для Ашхабада неизмеримо более выгодно в свете сравнительно дешевой жизни в стране и низкого уровня потребления. Действительно, красиво смотрятся, как это зафиксировано в "Стратегии социально-экономических преобразований в Туркменистане на период до 2010 г.", перспективные наметки увеличить совокупный доход страны (ВВП) в расчете на душу населения к 2005 г. до 7,8 тыс. долл., а к 2010 г. - до 14,8 тыс. долл.
Вторая ошибка связана с тем, что вариант расчета с корректировкой на покупательную способность маната неправилен даже с экономической точки зрения. В стране не проводятся выборочные обследования семейных бюджетов, слабо учитываются темпы роста инфляции, отсутствуют функционально обоснованные размеры потребительской корзины, наряду с реальным курсом маната (около 22 тыс. манат за 1 долл.) существует официальный, явно завышенный курс Центробанка - 5,2 тыс. манат за 1 долл. О том, какая неразбериха царит в сфере статистики, свидетельствует хотя бы тот факт, что Национальный институт государственной статистики и информации определил численность населения Ашхабада на 1 января 2001 г. в размере 656 тыс. человек, а через 11 месяцев, в ноябре того же года, Сапармурат Ниязов озвучил совсем иную цифру - 637 тыс., что тем более непонятно с учетом почти 4-процентных среднегодовых темпов роста населения страны - одних из самых высоких в мире.
Есть основания полагать, что саммит будет использован и для сглаживания негативных оценок внутриполитической ситуации в стране в свете выдвинутых в марте текущего года обвинений в коррупции высшего руководства Комитета национальной безопасности, Министерства обороны, Государственной пограничной службы и разжалования многих чинов, в особенности в КНБ, который является главной опорой режима Ниязова. Мало у кого могут возникнуть сомнения в том, что в условиях процветания тоталитарного режима, постоянной слежки за руководителями не только высшего, но и среднего звеньев президент страны ничего не знал о полной коррумпированности силовых структур, безнаказанности и произволе в действиях своих подчиненных. Ясно, что на все это закрывались глаза до того момента, как назрела необходимость вытащить факты на белый свет и заменить усиливающую свое политическое влияние старую гвардию на новых людей.
И еще одну внутреннюю проблему будет стремиться решить Сапармурат Ниязов в процессе саммита - некоторое удовлетворение информационного голода (естественно, в нужном для себя свете) с учетом постоянно сужающегося информационного пространства в Туркмении. Уже сейчас многие эксперты обращаются не к газетам "Нейтральный Туркменистан" (напоминающей скорее "Правду" в худшие советские времена) или "Новости Туркменистана", не к программам национального телевидения (где около 80% времени занимают многочасовые выступления Туркменбаши и национальные танцы и песни), а тем более не к периодике на туркменском языке. Специалисты предпочитают отчеты представительств международных организаций, независимые интернет-сайты (в частности, "gundogar.org", "erkin.net"), превосходящие по профессиональному уровню проправительственный сайт "turkmenistan.ru". Но особенно страдает от нехватки информации население страны, практически отрезанное от внешнего мира, тем более что далеко не каждый туркменистанец может по финансовым соображениям позволить себе установить спутниковую тарелку. Однако самое главное - в информационном обеспечении крайне слабо учитывается многонациональность страны, где 20% составляют нацменьшинства (русские, казахи, азербайджанцы, узбеки, татары, белуджи, армяне, украинцы и др.). А невнимание к существованию различных этнических групп реально может стать миной замедленного действия, и здесь не помогут высказывания Сапармурата Ниязова типа: "Новая информационная политика должна способствовать появлению новой исторической общности - туркменский народ".