Отношения России и Европейского союза развиваются нервно, то успешно продвигаясь, то откатываясь назад. Лучше всего удаются сторонам декларации о партнерстве, в изобилии принимаемые на регулярных (два раза в год) саммитах Россия-ЕС. Пока Россия и Евросоюз находятся на расстоянии дипломатической переписки, их отношения напоминают идиллический любовный роман с щедрым обменом страстными записками и воздушными поцелуями. Как только заходит речь о жизненных вопросах совместного проживания, отношения все чаще приобретают характер затяжных споров и взаимных обид.
Так, ЕС широко заявил о своей "решительной поддержке" скорейшего присоединения России к ВТО. На деле в ходе конкретных переговоров об условиях этого присоединения переговорщики из стран Союза оказываются едва ли не самыми неуступчивыми и трудными партнерами.
Широко разрекламированная инициатива "энергодиалога" между Россией и ЕС упирается в принципиально разные подходы России и ЕС к развитию европейского энергетического рынка. ЕС настаивает на ратификации Россией Энергетической хартии, либерализации рынка и выравнивании внутренних и внешних цен на отечественные энергоносители. Россия по очевидным причинам считает такой подход неприемлемым, в том числе и по социальным соображениям. И лишь на майском саммите Россия-ЕС представители последнего перестали настаивать на жестком выполнении своих требований как условии предоставления России статуса страны с рыночной экономикой. Как по вопросу присоединения России к ВТО, так и в области энергетики Россия куда успешнее строит свои отношения с США, чем с неуступчивым и неторопливым ЕС.
Недавняя идея Владимира Путина и Романо Проди о создании в будущем "Общего европейского экономического пространства" с включением в него России до сих пор вызывает исключительно положительные эмоции со всех сторон. Видимо, по той простой причине, что дело находится на стадии самых отдаленных подступов к выработке соответствующей концепции и еще более отдаленных перспектив первых шагов в этом направлении.
Выпестованная когда-то нашими соседями-скандинавами (Швецией и Финляндией) региональная программа ЕС "Северное измерение" (единственная, к слову, в которую полноправно включена Россия) понемногу затухает, сводясь все более к решению локальных экологических проблем.
Что же до главного из предстоящих событий - грядущего масштабного расширения ЕС на восток, то впечатление от открывающихся для России дополнительных возможностей сильно смазывается постоянным ужесточением визового режима со странами "шенгенской зоны", а также неготовностью Брюсселя идти на сколько-нибудь значимые компромиссы по Калининграду. Неясно, отчего ЕС боится россиян больше, чем североафриканцев или латиноамериканцев. А также не замечает чрезвычайно болезненного комплекса гуманитарных проблем, возникающих с грядущей необходимостью для жителей анклава стоять в очередях за сложно получаемыми и дорогостоящими шенгенскими визами либо приобретать недоступные для большинства в силу своей дороговизны авиабилеты. И все это несмотря на предупреждение президента России, заявившего, что "решение вопросов жизнеобеспечения области станет проверкой качества нашего стратегического партнерства с ЕС".
То и дело возникают и другие крупные и мелкие проблемы, разделяющие ЕС и Россию. Такие, как запрет на полеты "шумных самолетов", различия в отношении к Чечне, последние разночтения в оценке развития российско-грузинских отношений и так далее.
Далек от исчерпания потенциал Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) и встречных стратегий России и ЕС по отношению друг к другу. В ЕС до сих пор существует в значительной степени оправданное недоверие к российской политической и экономической системам, к тому, что Россия действительно тверда в своем намерении разделять с единой Европой общие ценности.
В то же время усиливается и взаимное тяготение друг к другу. Не зависящее от мимолетной конъюнктуры. ЕС для России есть и будет главным экономическим партнером. Россия поставляет в ЕС 25% всего газа и 15% всей нефти. Без России не обошлось и не могло обойтись разрешение кризисных ситуаций на Балканах. И вообще нельзя представить без России безопасность и мир в Европе. Без России не обойтись и в совместной борьбе с организованной преступностью и нелегальной иммиграцией.
Несмотря на все проблемы и трудности, сотрудничество ЕС и России медленно, но продвигается вперед. Недавно ЕС принял решение о признании России страной с рыночной экономикой. Это облегчит российским компаниям доступ на европейские рынки. В ходе "энергодиалога" Брюссель также, похоже, согласился с большинством российских аргументов. В вопросе Калининграда остаются еще пути к решению. Владимир Путин постарается убедить своих европейских коллег в необходимости более смелых шагов по развязыванию этого узла в ноябре в Копенгагене и в ходе подготовки к саммиту. ЕС и Россия принципиально договорились о возможности российского участия в совместных операциях по управлению кризисами (включая военные операции). Есть неплохие договоренности в области сотрудничества правоохранительных органов. А также и другие примеры успешного сотрудничества.
На вид отношения двух больших соседей напоминают розы. На ощупь - шипы. Россия, будучи страной европейской, но не "еэсовской", продолжает трудный процесс своей внутренней трансформации, одновременно медленно сближаясь с большим западным соседом, который сам находится в процессе реформ и стремится стать одним из главных в мире экономических и политических центров силы. Нет сомнений, что нынешний разрыв между выспренными политическими заверениями и трудной практикой отношений будет сокращаться очень медленно. Что сближение России и ЕС переживет еще не один глубокий кризис. Но история, культура, экономика и геополитика делают этот процесс необратимым.