0
1498
Газета Дипкурьер Интернет-версия

27.01.2003 00:00:00

Токио жаждет сибирской нефти

Василий Головнин

Об авторе: Василий Головнин - корр. ИТАР-ТАСС в Токио, специально для "НГ-дипкурьера".

Тэги: нефтепровод, япония


Со страниц токийских газет в эти дни почти не сходит бросающаяся в глаза карта российского Дальнего Востока: она украшена жирной черной линией, которая начинается у Байкала, аккуратной дугой обходит китайскую территорию и упирается в берег Тихого океана. Это воображаемая трасса нефтепровода Ангарск-Находка, ставшего в последнее время, пожалуй, самой интересной темой в российско-японских отношениях.

Наши островные дальневосточные соседи, как известно, скупы на конкретные обещания и крайне осторожны в оценках. Однако месяц назад генеральный секретарь кабинета министров Японии Ясуо Фукуда, являющийся, по существу, вторым человеком в правительстве, на официальной пресс-конференции заявил, что вышеупомянутый нефтепровод может стать одной из "главных опор" будущего экономического сотрудничества с Россией.

Если верить утечкам информации из официальных кабинетов, то в декабре 2002 года в Москву было направлено закрытое послание, скрепленное подписями двух ведущих членов японского правительства. Токио с максимально возможной откровенностью выразил в нем свою заинтересованность в строительстве нефтепровода из Ангарска до порта Находка. Была высказана и готовность принять прямое участие в его финансировании за счет льготных кредитов и государственного страхования японских экспортных поставок.

Кроме того, как бы в подкрепление были введены в действие и два "железных" аргумента. Во-первых, Токио давал понять, что может гарантировать закупку до 1 млн. баррелей сибирской нефти в день, если Москва даст "добро" на строительство этого трубопровода длиной почти 4 тыс. км и ценой, по мнению экспертов, примерно в 5 млрд. долларов. Во-вторых, вывод сибирской нефти на Находку, напомнили японцы, дает возможность экспортировать ее и на другие крайне перспективные ближние и дальние рынки: на западное побережье США, в Южную Корею, в страны Юго-Восточной Азии. Наконец, были сделаны намеки также на готовность Японии бросить свои колоссальные капиталы на разработку энергоресурсов Сибири, к чему Москва склоняет ее уже не одно десятилетие.

Казалось бы, после таких предложений остается лишь ударить по рукам. Но существует "небольшая" закавыка: некоторое время назад у Москвы с Пекином уже была достигнута принципиальная договоренность о строительстве нефтепровода из того же Ангарска до китайского Дацина. Эта трасса короче находкинской примерно на тысячу километров, соответственно и ее строительство обошлось бы почти вдвое дешевле. В проект уже вложены немалые деньги. Словом, отказаться от данной идеи весьма непросто, а сразу на два трубопровода имеющихся нефтяных ресурсов, по мнению экспертов, не хватит.

Движущие мотивы официального Токио очевидны: японские СМИ открыто пишут о существовании у властей страны стратегического плана, направленного на уменьшение опасной односторонней зависимости от ближневосточной нефти. Сейчас она составляет около 88% в общем импорте этого сырья Японией. Однако накаленная ситуация вокруг Ирака, тупик в решении палестинской проблемы и - в долговременной перспективе - неясность намерений США в отношении Ирана делают Ближний Восток все менее надежным поставщиком.

Кроме того, японцам откровенно не нравится ситуация в проливах Юго-Восточной Азии, по которым идут гигантские супертанкеры из зоны Персидского залива. Террористы-исламисты уже пытались совершать нападения на эти достаточно беззащитные суда. А нефтепровод Ангарск-Находка может, по самым скромным расчетам, сократить зависимость Японии от поставок сырья с Ближнего Востока более чем на 10%.

Но есть соображения и другого рода, которые японские политики, как правило, высказывают только в конфиденциальном порядке: им очень не хочется, чтобы российская нефть поставлялась в Китай. Токио уже сейчас встревожен растущей на глазах экономической зависимостью восточных областей России от КНР, которая при неблагоприятных раскладах может вылиться в стратегическую угрозу не только для Москвы, но и для других стран региона.

И совсем не случайно японский премьер Дзюнъитиро Коидзуми под занавес официального визита в Россию сделал остановку в Хабаровске: это должно было стать своего рода "демонстрацией флага" и серьезности намерений Токио в данном районе. Осведомленные дипломатические источники подтверждают, что в ходе конфиденциальных контактов японцы убеждают Москву в том, что строительство нефтепровода на Дацин чревато опасной зависимостью от одного-единственного клиента.

Логика в этом, бесспорно, есть, однако нельзя забывать, что Китай уже имеет определенные планы в связи с поставками нефти из Ангарска, получив на сей счет кое-какие заверения от Москвы. Для него речь тоже идет о качественном расширении экономических отношений и об углублении доверительной хозяйственной кооперации с Россией. До сих пор никакие трубопроводы наши две страны не связывали. Грубый разрыв уже достигнутых договоренностей может иметь долговременные последствия: практика показывает, что китайцы таких обид не забывают.

Одним словом, Москве предстоит сделать очень непростой выбор. Пока же заместитель министра иностранных дел РФ Александр Лосюков убеждает журналистов в том, что никаких решений о нефтепроводе еще не существует и приниматься они будут исключительно по принципу экономической эффективности.

Токио


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Денис Писарев

Экс-представитель Трампа по Украине обозначил возможные условия урегулирования конфликта

0
3768
Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

0
2046
Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

0
5067
Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий

0
6506

Другие новости