0
2696
Газета Дипкурьер Интернет-версия

10.11.2003 00:00:00

Любовь проходит, а брачный контракт остается

Ирина Хакамада

Об авторе: Ирина Муцуовна Хакамада - заместитель председателя Государственной Думы РФ.

Тэги: сша, россия, глобализация


Онеобходимости стратегического сближения США и России сказано много красивых слов. Но Америка не ждет нас с распростертыми объятиями. Запад является сложившимся политическим, экономическим и социальным организмом, и никто там не мечтает о приходе России с ее проблемами. Но, с другой стороны, Америка не мечтает и о распаде России. Штаты стремятся к спокойствию и комфорту, чего в случае взрыва на 1/8 части света не будет. Потому нужно, во-первых, не впадать в иллюзии, а во-вторых, избавиться от старых страхов.

В современных условиях Россия не в состоянии сохранить свой вес на международной арене только через свои ресурсы. Суть глобализации в том и состоит, что успеха добивается тот, кто способен лучше интегрироваться в мировую экономику, в единое информационное и технологическое пространство. Чтобы добиться этого, нужны не миллиарды, а триллионы долларов. Этот ресурс есть только на Западе (а крупнейшим инвестором являются США), и претендует на этот ресурс не только Россия.

Все возражения наших традиционалистов-державников можно свести к одному: "Вот раньше нас Америка боялась и уважала, а теперь с нами не считается". Банально, но эти люди не понимают, что мир изменился, он больше не основан на страхе взаимного уничтожения. Для того чтобы заслужить уважение в этом мире, нужно иметь что-то кроме ядерных боеголовок.

Однако прогрессивные представители кремлевской команды тоже допустили ошибку: они с самого начала не объяснили гражданам, почему Россия идет на сближение с Америкой. Получилось, что мы поддержали Америку после терактов, а она отплатила нам черной неблагодарностью в Ираке. Теракты 11 сентября важная, но не главная причина сближения с Америкой. Наша поддержка после терактов была морально-нравственным, а не политическим выбором. Главное в стратегическом сближении с США в том, что такое сближение отвечает национальным интересам России.

Если в каких-то вопросах конкретные чиновники и дипломаты проигрывают этот торг, не нужно сразу кричать, что Россия не туда идет, нужно просто лучше вести дела. От введения в Америке таможенных пошлин на сталь больше всех пострадала не Россия, а ЕС и Япония. Они же не стали вопить о том, что руководство их стран сделало геополитическую ошибку, вступая в союз с США. Они стали искать конкретные способы противодействия этому решению.

Конечно, не все зависит от России. Стратегическое партнерство - это улица с двусторонним движением. Ситуация осложняется тем, что Америка сама не понимает - лидером какого мира она стала. В результате США стремятся создать глобальную экономическую систему, но сами при этом не хотят подчиняться системным правилам.

Как бы ни были сильны позиции США, мы вправе требовать последовательности в американской позиции по отношению к России (нельзя одновременно видеть в России желательного союзника и потенциального противника). Если в военно-стратегической сфере такой прорыв невозможен (и российская элита, и американская, отвечающие за эти сферы, равно консервативны), то нужно использовать экономику, чтобы экономическая заинтересованность стран друг в друге была сопоставима со старыми страхами, оставшимися от холодной войны.

Жизненную необходимость экономического сближения с Америкой в Кремле понимают, точнее сказать, понимали до недавних событий вокруг ЮКОСа и Ходорковского. Прозападная внешняя политика России должна была стать мощным фактором политики внутренней. Вступление в ВТО и сопутствующее этому сближение с США должны придать новый импульс внутреннему обновлению страны (прежде всего экономическому). Этого не видит или не может понять основная часть российской политической элиты. Как оказалось, этого не понимают наши силовые структуры, которые решили поиграть в политику и нанесли удар по крупному бизнесу, который был и остается единственным мостом России в мировую экономику, а значит, и в новую мировую политику.

Недавно в США тоже было расследование по поводу энергетического гиганта Enron. Но это было расследование именно экономических преступлений, без сведения политических счетов. Именно последнее обстоятельство успокоило американских и зарубежных инвесторов, так как подтвердило незыблемость экономических правил игры. У нас же сделали все наоборот: самую прогрессивную крупную компанию России превращают в парию, ставя с ног на голову все устоявшиеся нормы бизнес-сообщества и блокируя возможность российско-американского экономического сближения.

Но ведь именно через экономику легче всего преодолеть несоответствия между стратегией и тактикой в наших отношениях, так как здесь действует критерий выгоды, который способен охладить даже самые горячие головы. Именно за экономикой будущее российско-американских политических отношений. Но для этого власть должна помогать успешному российскому бизнесу, а не топить его при помощи карательных акций устрашения. На американском рынке и без того высокая конкуренция, чтобы российские компании ослабляли там свои позиции при помощи российской же Генеральной прокуратуры.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1552
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1752
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1862
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4220

Другие новости