Круг ближайших экономических советников президента Джорджа Буша.
Фото Reuters
В конце 2000 г. американская экономика начала испытывать серьезные трудности - сначала замедлились темпы экономического роста, а в III квартале 2001 г. произошел очередной циклический спад производства, ВВП сократился на 1,3%. И хотя в последующем темпы экономического роста в США в годовом исчислении были неизменно положительными, ощущение продолжающейся стагнации и даже кризиса оставалось.
Стагнация
Для этого были серьезные основания. Помимо чисто циклического спада экономика США испытала шок от террористических атак 11 сентября 2001 г. Отрицательное влияние на деловую конъюнктуру в США оказали и корпоративные скандалы 2001-2002 гг.: банкротства и финансовые махинации в крупнейших корпорациях - "Энрон" и "Уорлдком", в аудиторской компании "Артур Андерсен".
Кризису способствовал и обвал фондового рынка, прежде всего высокотехнологичных компаний, акции которых на волне бурного подъема 90-х годов и спекулятивных ожиданий были, как считают многие эксперты, значительно переоценены. К этому следует добавить продолжающуюся войну США в Ираке, которая стала заметным фактором влияния на федеральный бюджет, увеличивая его дефицит.
Эффект всех этих потрясений был весьма отрицательным: безработица выросла с 4% в 2000 г. до более чем 6% в 2003 г., объем инвестиций сократился за это время более чем на 20%, уменьшились масштабы личного потребления. На мировых валютных рынках упал курс доллара относительно других мировых валют, прежде всего относительно евро.
Несмотря на формальный рост ВВП в 2001 и 2002 гг. (соответственно 0,3 и 2,4%), фактически экономика находилась в состоянии стагнации, особенно это проявилось в обрабатывающей промышленности. Некоторые эксперты на этом фоне заговорили о длительном кризисе американской экономики и в целом об ослаблении позиций США в мировом хозяйстве.
Подъем
Однако такие прогнозы оказались преждевременными. Нынешний год, особенно его вторая половина, демонстрирует очевидный выход экономики США из периодов кризиса и стагнации и начало нового экономического подъема. Так, в III квартале
2003 г. темп роста ВВП в годовом исчислении составил 7,2% - самый высокий показатель с 1984 г. (во втором квартале он составлял 3,3%). Рыночная капитализация американских компаний на фондовом рынке выросла на 2 трлн. долл. за 9 месяцев 2003 г., личные доходы за тот же период увеличились на 5,8%, доля американцев, живущих в собственных домах, достигла в III квартале самого высокого уровня за всю историю - 68,4%.
Прямые инвестиции в экономику тоже растут в текущем году бурными темпами (20,4% в III квартале), необычайно высокие и устойчивые темпы роста демонстрирует производительность труда (на 8,1% в III квартале), понемногу начала снижаться и безработица: только за III квартал возникло почти 300 тыс. новых рабочих мест.
Все эти положительные тенденции говорят прежде всего о способности американской экономики преодолевать возникающие кризисы различной природы, об ее гибкости и высокой адаптивности к меняющимся условиям. Администрация президента Буша склонна положительную экономическую динамику, разумеется, относить на счет собственной политики. Действительно, предпринятая ею активизация налоговой политики (снижение налогов) имела позитивный макроэкономический эффект для экономики; в этом же направлении действует и взвешенная, осторожная политика Федеральной резервной системы.
В том же плане можно упомянуть и вступивший в силу в мае 2003 г. закон о рабочих местах и экономическом росте, дающий для 91 млн. американских налогоплательщиков сокращение налогов в среднем на 1,1 тыс. долл., что способствует увеличению совокупного спроса.
Однако в какой степени положительные сдвиги в экономике связаны с политикой администрации, а в какой - с естественным процессом циклического оживления, сказать непросто. Думается, что на 70% причины здесь объективные, то есть связанные с переходом к очередной стадии экономического цикла, с накопленным эффектом прежних инвестиций в наукоемкие отрасли, особенно в информационные технологии. Этим, в частности, можно объяснить небывало высокие темпы роста производительности труда. Все более дает позитивный эффект и новая волна инвестиционной активности, в том числе в жилищное строительство (рост на 20,4% в III квартале 2003 г.).
Вместе с тем не следует думать, что все проблемы американской экономики уже преодолены. По-прежнему медленно развивается реальный сектор экономики - объем заказов в обрабатывающей промышленности в сентябре, например, увеличился только на 0,8%, а промышленное производство в целом - на 0,4%.
После 4 лет профицита федеральный бюджет вновь стал дефицитным в 2002 г. В прошлом году дефицит достиг рекордной величины за всю американскую историю - 455 млрд. долл. (4,2% ВВП). Согласно прогнозам, в следующем финансовом году он вырастет до 475 млрд. долл. и только в 2005 г., когда, как полагают, скажется крупномасштабный эффект налоговой реформы, этот показатель сократится до 238 млрд. долл. (2,6% ВВП).
И хотя бюджетные дефициты в размерах 5% ВВП в целом считаются не слишком опасными для экономики и вполне "управляемыми", их абсолютные величины и темпы увеличения в этой связи федерального долга - до 8,2 трлн. долл. в 2005 ф.г. - у многих экспертов вызывают опасения. Элемент неопределенности вносит и иракская война: никто не знает, сколько еще потребуется десятков миллиардов долларов на нее, а также на послевоенное умиротворение Ирака. Представляется, однако, что, несмотря на все сопутствующие проблемы, циклический кризис в США в основном преодолен и налицо все признаки начавшегося подъема.
Вашингтон-Москва