0
2023
Газета Дипкурьер Интернет-версия

08.12.2003 00:00:00

Кто рулит американской экономикой

Виктор Супян

Об авторе: Виктор Борисович Супян - доктор экономических наук, профессор, замдиректора Института США и Канады РАН.

Тэги: менеджмент, экономика, сша


менеджмент, экономика, сша Госорганы США строго контролируют деятельность частных компаний. На снимке: уличенный в мошенничестве сотрудник фонда рискованных инвестиций Millennium Partners Стив Марковиц покидает зал суда после того, как признал себя виновным.
Фото Reuters

Роль государства имеет пределы

Периоды усиления рыночного конкурентного механизма чередуются в развитых странах с периодами усиления госрегулирования экономики. Соответственно и на авансцену экономической политики выходят то концепции, отстаивающие усиление роли государства в экономических процессах (прежде всего кейнсианство, господствовавшее и в экономической теории, и в практике хозяйственного регулирования на протяжении многих десятилетий ХХ века, примерно до конца 70-х годов), то концепции, делающие ставку на рыночные силы в экономике, на предпринимательство и на поддержку государством именно этих сил (монетаризм, экономика предложения, и неолиберализм - которые приобрели особое влияние в 1980-е и 1990-е годы).

"Американская модель" предполагает ограниченные (по сравнению с другими) масштабы перераспределения ВВП через бюджет (около 20% - через федеральный и порядка 30% - через консолидированный), незначительные масштабы государственной производственной собственности, всемерную поддержку предпринимательства, в том числе и государством. В качестве антипода можно назвать "шведскую модель", которую характеризуют высокая доля госрасходов в ВВП (свыше 50%), ориентация на социальную политику, призванную сгладить социальное неравенство за счет перераспределения национального дохода в пользу малоимущих слоев населения.

Свои национальные особенности, также в немалой степени связанные с особой функцией государства в экономике, присущи японской и южнокорейской моделям, социальному рыночному хозяйству ФРГ. Разумеется, национальные экономические модели отличаются друг от друга и другими особенностями - ролью малого и среднего бизнеса, спецификой национального менталитета, историческими, культурными, религиозными традициями и т.д. Однако роль государства в различиях этих моделей, пожалуй, является определяющей.

В США в 1960-е и 1970-е годы, когда масштабы государственного регламентирования и перераспределения национального дохода стали отрицательно влиять на экономический рост и производительность труда, реакцией на это была консервативная революция 1980-х годов (так называемая "рейганомика" в США, "тэтчеризм" в Великобритании), когда был взят курс на снижение доли государственных расходов в экономике, снижение налогов в качестве меры поддержки предпринимательства, приватизацию еще остававшихся объектов госсобственности.

Вскоре, однако, стало понятно, что курс на тотальное "разгосударствление", взятый на вооружение администрацией Рональда Рейгана, также имеет свои достаточно жесткие ограничители. И производство так называемых общественных благ (оборона, фундаментальная наука, образование и пр.), и социальная функция общества (пенсионное и иное социальное обеспечение, поддержка малоимущих и инвалидов и т.д.) могут быть эффективно реализованы только государством. Многие крупномасштабные экономические проекты также нуждаются в поддержке госорганов.

От эйфории к прагматизму

Поэтому некоторая эйфория от тотальной либерализации экономики, начавшейся было при Рейгане, к середине 1990-х годов уступила место более прагматичному подходу к экономической роли государства. Этот подход разделили все послерейгановские администрации - и республиканские, и демократические. Его суть состоит в ликвидации избыточного госрегламентирования экономики, в ограничении ряда государственных программ, во всемерной поддержке предпринимательства, но при этом в осознании важности и необходимости эффективного госрегулирования экономики и социальной сферы.

В целом можно выделить несколько направлений государственного вмешательства в экономику, которые с теми или иными оговорками принимаются всеми основными политическими силами в США. Среди них: эмиссия денег и денежное регулирование как безусловная прерогатива государства; создание и поддержание правовой базы рыночных отношений, включая законодательную защиту частной собственности и прав потребителей; поддержание конкурентной среды и меры, направленные на недопущение монополизации экономики; производство так называемых общественных благ; минимизация негативных побочных эффектов от рыночной деятельности, в частности, усилия по охране окружающей среды; преодоление чрезмерной социальной дифференциации в обществе, поддержка социально уязвимых групп населения.

Среди приоритетов социально-экономической политики президента Джорджа Буша можно назвать стимулирование экономического роста прежде всего за счет снижения налогового бремени (последнее снижение налогов по закону о рабочих местах и экономическом росте, принятому в мае 2003 г., коснулось 91 млн. налогоплательщиков); содействие росту производительности труда через осуществление инновационной политики, в частности, через поддержку фундаментальной науки; всемерное содействие развитию образования и повышению квалификации рабочей силы; обеспечение социальной функции государства через оптимизацию программ в сфере пенсионного и медицинского страхования и вспомоществования; реализацию позитивного эффекта от глобализации американской экономики.

При этом явно увеличивается социальная составляющая расходной части федерального бюджета: расходы на развитие людских ресурсов за период 1990-2002 гг. возросли в 2 раза и составили в 2002 г. 1,3 трлн. долл., то есть 65,5% всех бюджетных расходов. А к 2005 г. эти расходы превысят 66% расходной части бюджета, что составит более 13% ВВП.

Кроме того, президентом Бушем в 2002 г. выдвинута новая управленческая стратегия, охватывающая все стороны госуправления и регулирования экономики. В ней, в частности, подчеркивается необходимость отказа от административно-командного регулирования в пользу так называемого "динамического регулирования", основанного на достижении конкретных результатов не с помощью приказов, ограничений и директив, а разного рода стимулов. Администрация США продолжает поиск оптимального варианта госвмешательства в экономику с использованием как кейнсианских, так и неолиберальных рецептов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2077
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4770
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2613
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3002

Другие новости