0
1755
Газета Дипкурьер Интернет-версия

09.02.2004 00:00:00

Вильнюс будет лоббистом калининградцев в Евросоюзе

Тэги: калининград, вильнюс, москва, отношения, палецкис


– Полгода назад были приняты новые правила транзита в Калининградскую область через Литву. Можно ли теперь эту проблему считать уже решенной?

 

– В Литве считают, что эта проблема в основном решена и новые правила зарекомендовали себя хорошо. С июля прошлого года по железной дороге туда и обратно проследовало свыше 350 тысяч россиян. Из-за неоформленных документов около 140 из них были вынуждены покинуть поезд на границе. Практически все граждане, обратившиеся за бесплатными упрощенными проездными железнодорожными транзитными документами (УПЖТД), их получили.

Правда, каждое государство имеет так называемый список нежелательных лиц, то есть тех, кто совершил на его территории правонарушения и которым запрещен въезд. Есть такой список и у Литвы. Но, насколько мне известно, он весьма невелик.

Наше генконсульство в Калининграде тоже подтверждает, что здесь не почувствовали некоего ограничения прав граждан после введения нового порядка. Мы считаем, что это большой успех не только обеих стран, но также и Евросоюза, который выделил дополнительные средства для расширения состава генконсульств Литвы в Москве, Петербурге и Калининграде и оснащения их новейшими техническими средствами.

 

– Калининградскую область называют и воротами России в Европу, и воротами Европы в Россию. Какими из Литвы видятся перспективы развития этой области?

 

– Конечно, судьбу этого края должны решать в первую очередь власти России и сами жители области, но и для Литвы этот вопрос отнюдь не безразличен. Мы считаем, что для успешного развития области есть все возможности.

Какие именно? Во-первых, в последние годы качественно изменилась в лучшую сторону атмосфера отношений между западными странами и Россией. Я не хочу лишний раз подчеркивать то обстоятельство, на которое часто обращают внимание российские и западные эксперты: что, мол, существуют некие предпосылки для возможного «отдаления» или даже отделения области от России. В этом, пусть и гипотетическом варианте Литва никак не заинтересована. Наоборот, я думаю, что область может стать своего рода полигоном для общественных и экономических экспериментов: уже проводимые или намечаемые здесь реформы и проекты в том случае, если они оправдают себя, можно затем распространить и на весь Северо-Запад России. С другой стороны, если, например, в Ленинградской области есть успешный опыт сотрудничества с Западом – почему бы его не перенести на Калининград?

Этот регион становится для Евросоюза как бы особой частью российской территории, поскольку с 1 мая 2004 г. он будет окружен новыми членами ЕС – Литвой и Польшей. В Вильнюсе еще 5–6 лет назад была выдвинута на сей счет такая формулировка: обособленный от остальной России Калининград – это не проблема, а возможность. Немногим позднее правительство Литвы выступило с Нидской инициативой – по названию курорта на Куршской косе, – где было подписано соглашение с властями РФ о сотрудничестве с Калининградской областью в сфере экономики, экологии, транспорта, которое ныне весьма успешно реализуется на практике.

Практически именно мы из Вильнюса предложили многие подходы, которые сейчас осуществляет ЕС. Развивается программа ЕС «Расширенная Европа», которая будет распространена на Молдавию, Украину и Белоруссию. Наша страна, как и соседняя Польша, весьма заинтересована в том, чтобы эта программа была распространена и на Калининградскую область, а также на северо-западные области РФ.

Очень важно, чтобы эта программа была подкреплена финансовым ресурсом, поэтому мы поддерживаем намерение ЕС выделить конкретные средства для того, чтобы способствовать экономическим, социальным и другим переменам в этом регионе России. Я не сомневаюсь, что Литва, став членом ЕС, будет наиболее рьяным лоббистом Калининградской области в Брюсселе. Успех в этой работе может еще более улучшить отношения между ЕС и Москвой, между Литвой и Москвой.

 

– В России много говорят о том, что центральная власть РФ до сих пор еще не имеет своей концепции развития Калининградской области. Как это видится из Вильнюса?

 

– Литовцы в данном случае могут выступать лишь в роли советчиков, поскольку эти дела сугубо российские. Но мы считаем, что проблема транзита была успешно решена именно потому, что ей уделялось очень пристальное внимание со стороны центральных властей РФ. Нам хотелось бы, чтобы столь же пристальное внимание Москва уделяла экономическому и социальному развитию области, проблемам инфраструктуры, транспорта и экологии, причем на постоянной, а не разовой основе.

Что касается личностных взаимоотношений с калининградцами, то мы в Литве постоянно ощущаем благожелательность властей области, заинтересованность депутатов местной Думы в сотрудничестве с нашим Сеймом. Поначалу наши парламентарии немного «капризничали»: мы, дескать, уже сотрудничаем с Госдумой РФ, наш ли это уровень – руководство и Дума соседней области? Но сейчас эти настроения уже изжиты.

А литовские предприниматели весьма довольны тем, что у калининградцев создана особая экономическая зона, где и им можно развивать свой бизнес. Недавно, например, здесь началось строительство филиала завода по производству холодильников, центр которого находится в Алитусе, небольшом литовском городке. Литовских бизнесменов кроме прочего очень привлекает то обстоятельство, что расположенные в Калининградской области совместные предприятия могут экспортировать товары в РФ без таможенных барьеров.

 

– На днях МИД России выразил свою озабоченность в связи с возможными экономическими потерями для страны, связанными с расширением Евросоюза, которое произойдет первого мая этого года.

 

Да, российская сторона озабочена, например, тем, как бы наше вступление в ЕС не сказалось на перевозках через Литву в Калининградскую область и обратно. На наш взгляд, опасения Москвы безосновательны. Но если какие-либо проблемы действительно после первого мая возникнут, то Литва всегда будет действовать, как я уже сказал, в качестве своего рода лоббиста калининградцев в ЕС. Наши жизненные интересы совпадают с интересами жителей соседней области и РФ в целом.

 

– А в целом в отношениях Вильнюса и Москвы есть какое-либо недопонимание?

 

– Да, некоторые нерешенные проблемы существуют. Скажем, вызывает определенные опасения создание нефтяного месторождения Д-6 недалеко от Куршской косы. Из Москвы это видится, возможно, как малозначащая проблема, но в Литве ею озабочен буквально каждый житель. Да, я думаю, и для калининградцев она весьма актуальна. Дело в том, что компания «Лукойл» начинает в этом году добывать нефть примерно в 20 км от Куршской косы. А эта коса – совместный литовско-российский объект, который входит в число памятников ЮНЕСКО, во всемирный список наследия, представляя собой уникальный ландшафтный объект. И если по соседству с косой, в море, будет происходить бурение нефти – процесс, как известно, не слишком экологически чистый – это, конечно, поставит под вопрос продолжение здешней курортной деятельности, поскольку может нанести непоправимый ущерб многочисленным лечебным пансионам и базам отдыха со всеми их прекрасными пляжами, а также заповедным территориям и питьевым источникам.

 

– Были с литовской стороны предприняты какие-либо попытки для исправления ситуации?

 

– Да, наше правительство уже поднимало этот вопрос на уровне премьеров Литвы и России, обсуждалась эта проблема и в ЮНЕСКО. Эта организация предполагает вычеркнуть Куршскую косу из списка природных раритетов, если не будут обеспечены строгие меры по защите окружающей среды.

Российская сторона предоставила нам свою программу действий для сохранения экологии этой уникальной местности. Однако в Вильнюсе считают, что в данном месте вообще никаких подобных работ вести нельзя.

Но, учитывая, что буровая платформа уже построена, и добыча, видимо, скоро начнется, мы хотели бы, чтобы в таком случае, во-первых, были разработаны самые строгие природоохранные нормативы с использованием соответствующего мирового опыта, а во-вторых, чтобы был подготовлен план совместных действий специалистов обеих стран в случае аварии.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
719
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1406
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1237
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2339

Другие новости