– Сегодня посредники пытаются разблокировать молдавско-приднестровский переговорный процесс, прерванный после того, как Кишинев (не без влияния ОБСЕ) отказался подписать уже парафированный российский меморандум по приднестровскому урегулированию. Если бы документ был подписан, стороны занимались бы сейчас активным обустройством объединенного государства. В ОБСЕ не сожалеют о случившемся?
≈ Я не совсем согласен с подобной постановкой вопроса. Нам представили так называемый «меморандум Дмитрия Козака» в ноябре прошлого года, пояснив, что его приняли обе стороны. Действующий председатель ОБСЕ провел консультации по тексту данного документа с государствами – членами нашей организации. И выяснилось, что по этому вопросу нет консенсуса. О чем и было сообщено представителям Российской Федерации и президенту Молдавии Владимиру Воронину, который принял затем свое решение. И я бы не сказал, что в этом случае было оказано давление со стороны ОБСЕ.
Если бы в тот момент была предусмотрена возможность совместного согласования меморандума и если бы переговорный процесс не оказался фактически разделен на два параллельных процесса, результат мог быть иным. Но это, как говорится, уже вылитое молоко. Разумеется, после того как стороны столь близко подошли к достижению итоговых договоренностей, но не добились этого, многие почувствовали разочарование.
А сегодня нам практически приходится восстанавливать переговорный процесс в прежнем пятистороннем формате. Думаю, происшедшее стало уроком, из которого мы сделали выводы на будущее.
– Но уже в этом году были представлены так называемые рекомендации ОБСЕ, в которых опускалось обозначение Приднестровья как государственно-территориального образования с государственной символикой и атрибутикой. Чем объяснить этот откат назад?
– Мы предложили Приднестровью статус субъекта федерации, которым, к слову, не исключается и возможность предоставления также собственной символики и атрибутики. Наш проект потому и именуется «рекомендациями», что представляет собой предмет для дискуссии, основу для выработки совместных итоговых решений.
– Упомянутыми рекомендациями оговаривается также возможность перевода здешней миротворческой операции под эгиду ОБСЕ. Чем это обусловлено?
– В рекомендациях, подготовленных с участием представителей Российской Федерации, предусмотрена необходимость предоставления международных гарантий безопасности достигнутого приднестровского урегулирования. Никакая миротворческая операция, в частности и нынешняя, не может в неизменном виде продолжаться вечно, ведь она по сути своей носит временный характер.
Считаю, стоящие перед сторонами новые задачи обеспечения стабильного мира в молдавском государстве и последовательной его демилитаризации подразумевают и формирование новой системы военных гарантий – под руководством международной структуры, например ОБСЕ, и с участием, конечно же, России и Украины.
– Первую часть Стамбульских обязательств по вывозу (и уничтожению) тяжелой военной техники из Приднестровья Россия выполнила. Однако многие европейские государства до сих пор не ратифицировали этот Договор по ограничению обычного вооружения в Европе. По данному поводу представители Москвы сегодня заявляют, что в создавшихся обстоятельствах они вправе повременить с выполнением второй части Стамбульских обязательств, в частности, по выводу российского воинского контингента из Приднестровского региона...
– Решения по выводу российских войск из Молдавии и Грузии принимались на Стамбульском саммите ОБСЕ в 1999 году одним большим пакетом. Во всяком случае, так поняли происходящее участники саммита. И теперь они ожидают от Москвы выполнения всех обязательств. Ее представители в последнее время выражают пожелания о некотором изменении разработанной системы европейской безопасности.
Европейские государства готовы ратифицировать документ, если Россия выполнит свои Стамбульские обязательства в полном объеме. В Молдавии на вывоз оставшегося российского вооружения и вывод воинского контингента потребуется несколько месяцев. А в Грузии, насколько мне известно, предстоит заключить соглашение о закрытии здесь российских баз. На что также не понадобится очень много времени. Эти проблемы вполне решаемы.
– В последние годы Тирасполь демонстрирует достаточно конструктивную позицию в переговорном процессе. Тем не менее государства Евросоюза и США недавно продлили санкции в отношении приднестровских лидеров. Не обусловлены ли они в действительности намерением западных структур заставить приднестровцев прекратить препятствование процессам вывоза и вывода?
– В некоторых вопросах приднестровская сторона и в самом деле проводит вполне позитивную политику. Но, очевидно, представители ЕС не признают ее всеобъемлющей. И, к примеру, считают неконструктивными упомянутые вами действия Тирасполя в сфере вывоза российских боеприпасов. В течение трех месяцев прошлого года приднестровцы не препятствовали этому процессу и Оперативная группа российских войск весьма преуспела в нем за названный период. Но потом в Приднестровье вновь заблокировали отправку эшелонов с вооружением. По этому поводу ЕС и США были вправе принять собственное соответствующее решение, полагая, что оно поможет приднестровскому урегулированию. Оправдаются ли их предположения? Время покажет.
– Вы приветствовали подключение Евросоюза к приднестровскому урегулированию. На ваш взгляд, реально, чтобы к нему присоединился также и Североатлантический альянс, делегация Парламентской ассамблеи которого на днях побывала в Молдавии?
– С 1 мая текущего года Евросоюз станет непосредственным соседом России, а с 2007 года – и Республики Молдова. Кишинев в последнее время выступает за более тесные связи с ЕС. Неплохие контакты с представителями европейского сообщества, как я понимаю, имеются и у нового российского премьер-министра. Евросоюз становится все более влиятельной организацией на континенте. В этой ситуации его подключение к приднестровскому урегулированию выглядит не только полезным, но и необходимым. Мы уже активно сотрудничаем в данной сфере с руководством ЕС. И в побывавшей здесь делегации Парламентской ассамблеи, кстати, были широко представлены страны континента: в нее вошли представители ряда западных и балтийских государств, а также Румынии, России, Украины. Они посетили оба берега Днестра.
Как известно, Республика Молдова давно участвует в программе НАТО «Партнерство во имя мира». И даже представители Тирасполя принимали участие в учениях в рамках данной программы в составе молдавской делегации. Это не значит, что Североатлантический альянс включится в переговорный процесс. Но достижение более тесных контактов между представителями всех сторон, по моему мнению, – это хорошая вещь.
Кишинев