Представитель Генсека ООН перуанец Альваро де Сото (слева) и бессменный глава турок-киприотов Рауф Денкташ направляются на очередной раунд переговоров.
Фото Reuters
В Евросоюзе считают дни в ожидании 1 мая – дня приема в его ряды десяти новых членов. Расширение подобных масштабов уникально. Проблем впереди много, ведь уровень жизни в большинстве стран-новичков заметно отстает от среднеевропейского. Однако одного из них – Республику Кипр – этот недостаток не затронул. Более того по показателю ВВП на душу населения этот остров в Восточном Средиземноморье, обласканный природой, обгоняет многих ветеранов ЕС.
═
«Головная боль» Евросоюза
═
Но именно Кипр, страна с красочной историей и богатым культурным наследием, прибавит немало головной боли интегрирующейся Европе. Шутка ли, из-за него Греция и Турция – государства – члены НАТО, не раз оказывались на грани силового противостояния.
Бывшая колония Османской империи, а затем Англии, Кипр с оружием в руках добился независимости в 1960 г. В следующее десятилетие усиление разногласий между турецкой и греческой общинами страны привело к их фактическому обособлению друг от друга. В 1974 г. после военного переворота, организованного сторонниками эносиса – объединения Кипра с Грецией, и отстранения от власти первого президента страны архиепископа Макариоса, военные силы Турции под предлогом защиты своих соплеменников вторглись на остров и оккупировали его северную часть. На сегодняшний день он остается последним разделенным государством, а столица Никосия – последним разделенным городом в Европе.
Берлинская стена давно стала историей, но «зеленая линия» на Кипре – буферная зона, отгораживающая враждующие стороны, в которой размещены «голубые каски», миротворческие силы ООН, – горькая реальность. Южная часть острова динамично развивается и богатеет, северная – самопровозглашенное государство, признанное только Турцией, уже 30 лет пребывает в оцепенении.
В 1990-е годы под эгидой Объединенных Наций началась затяжная серия непрямых переговоров, в которых Генсек ООН встречался попеременно с бессменным руководителем турок-киприотов Рауфом Денкташем и с президентом греческой части острова Глафкосом Клеридисом, а затем со сменившим его Тассосом Пападопулосом. Однако бескомпромиссная позиция первого, подпертая штыками 35-тысячной оккупационной армии, раз за разом заводила переговоры в тупик. Денкташ требовал закрепить за своей территорией суверенный статус и слышать не хотел о воссоединении острова.
В 2002 г. произошли два события, которые неожиданно сдвинули проблему Кипра с мертвой точки. Во-первых, в Турции на парламентских выборах к власти пришли умеренные силы во главе с Тайипом Эрдоганом. Их приоритет – «регион без конфликтов», урегулирование споров со всеми соседями, включая помимо Кипра Сирию, Армению и Иран. Новый премьер-министр поставил перед собой цель добиться от ЕС долгожданного согласия на переговоры о вступлении Турции в эту организацию.
═
Брюссель играет ва-банк
═
Со своей стороны Евросоюз, несмотря на давление со стороны Вашингтона, для которого Стамбул со времен холодной войны является стратегическим союзником на Ближнем Востоке, не отступился от своих требований по демократизации Турции, решению курдского и кипрского вопросов. К 2003 г. именно кипрская проблема оставалась главным камнем преткновения. Греция ясно давала понять, что пока Турция не заставит упрямого Денкташа пойти на компромисс, ее вето на решение о допущении своего исторического соперника в разряд стран – кандидатов ЕС гарантировано.
В декабре 2002 г. на саммите в Копенгагене Евросоюз принял беспрецедентное решение – принять в свои ряды южную, греческую часть Кипра, если к 1 мая 2004 г. остров будет по-прежнему разделен. По-видимому, в ЕС посчитали, что иные альтернативы исчерпаны и пора играть ва-банк. Если бы это произошло, Турция потеряла бы все шансы на положительное для себя решение на переговорах с ЕС, запланированных на декабрь 2004 г. Ей не оставалось ничего иного, кроме как приструнить своего кипрского наместника.
Месяц назад под эгидой ООН и при техническом содействии ЕС начались прямые переговоры между греками и турками-киприотами на базе плана, разработанного Кофи Аннаном. На них «третейским судьей» выступает представитель Генсека ООН перуанец Альваро де Сото, хорошо зарекомендовавший себя при выполнении аналогичной миссии в Сальвадоре и в посредничестве между Индией и Пакистаном. Денкташ и Пападопулос встретились в переоборудованном здании бывшего аэропорта в Никосии, расположенном в буферной зоне. Явственным напоминанием о прошлом был виднеющийся в окне ржавеющий фюзеляж брошенного на взлетной полосе 30 лет назад самолета кипрской авиакомпании, изрешеченный пулями.
═
Все решат референдумы
═
Предвидеть ход начавшихся переговоров невозможно, в уравнении слишком много неизвестных. Многие возлагают надежды на жестко установленный регламент. Если к сегодняшнему дню, то есть 22 марта, успех достигнут не будет, к переговорам присоединятся Афины и Стамбул. Если и это не поможет, Кофи Аннан получит право самолично заполнить пустоты в тексте соглашения, которое 21 апреля будет вынесено на референдумы жителей двух частей острова. На стороне оптимистов решимость Эрдогана не допустить очередного провала и жесткая позиция ЕС; пессимисты считают, что разногласия по поводу присутствия на острове многотысячной турецкой армии, 100 тысяч колонистов и проблема возвращения изгнанных с севера греков торпедируют и этот раунд переговоров.
Если дело все же дойдет до референдумов, то, как ни парадоксально, не исключено, что «нет» могут сказать греки-киприоты. В прошлом году северная часть Кипра была охвачена стихийными демонстрациями турок – коренных жителей острова в поддержку объединения, для которых паспорт гражданина ЕС – предел мечтаний, ныне среди греков-киприотов преобладают скептические настроения. По-видимому, львиная доля расходов по воссоединению ляжет на их плечи, под ударом окажется туристическая индустрия юга, по плану Аннана возвращение беженцев на северные территории растянется на много лет, Кипр фактически лишится собственных вооруженных сил в обмен на протекцию держав-гарантов – Турции, Греции и Англии.
Однако возможно, что компромисс найден все-таки будет, слишком много все вовлеченные стороны поставили на карту и вложили политического капитала. В случае положительного исхода переговоров Кипр превратится в «бизональную» федерацию наподобие швейцарской с широкой автономией и с элементами суверенитета в обеих частях острова, с ограниченной свободой передвижения капитала и людей, но с единым президентом, внешней политикой, центральным банком и загранпаспортом. Поначалу это будет, конечно, весьма слабое государственное образование, но в таких случаях говорят, что худой мир лучше доброй ссоры.
═
Никосия–Москва