От эффективности действий нового министра финансов США Джона Сноу во многом зависит успех предвыборной деятельности администрации Джорджа Буша.
Фото Reuters
В США вовсю развернулась борьба за президентский пост. Хотя до ноябрьского голосования еще вроде бы далеко, но и политическая жизнь, и пресса, и во многом экономическая динамика – все общественные процессы уже рассматриваются через призму предстоящих президентских выборов. Несколько тенденций и событий обращают на себя внимание с точки зрения оценки состояния и перспектив социально-экономического развития страны.
═
Экономика на подъеме
═
Во-первых, уже многое свидетельствует о том, что экономика США вышла на устойчивую траекторию подъема. По итогам 2003 г. рост ВВП превысил 3%, обнаруживая возрастающую динамику по сравнению с 2002 г. (2,4%) и уж тем более с кризисным 2001 г. (0,3%). Примечательно, что это происходит на фоне выраженного противоположного тренда в странах Евросоюза – падение среднегодовых темпов прироста ВВП с 2001 г. до 2003 г. с 1,5 до 0,5%.
Важно отметить, что, несмотря на понизившийся в 2003 г. курс доллара США по отношению к евро с 0,95 до 1,13, инфляция в стране остается на весьма низком уровне. Так, в декабре 2003 г. индекс потребительских цен в США вырос на 0,2%, в январе текущего года – на 0,5%. Здесь уместно заметить, что оба этих факта – низкая инфляция и относительно слабый доллар – факторы, благоприятствующие экономическому росту и укреплению американских позиций на мировых рынках. Это во многом объясняет, почему США не предпринимают серьезных усилий для восстановления позиций доллара в мировой финансовой системе.
Важным событием экономической и политической жизни США последнего времени стало бюджетное послание президента Буша и опубликованный проект бюджета на 2005 финансовый год, который начинается 1 октября 2004 г. Хотя в нем отражены основные приоритеты социально-экономической политики нынешней администрации, независимо от того, кто будет избран главой США на следующий 4-летний срок, этот бюджет, будучи утвержденным в сентябре текущего года, станет основным финансовым документом федерального правительства для любого вновь избранного президента.
═
Планы на завтра
═
Как же выглядит проект нового федерального бюджета США? Он предполагает расходы в размере 2,4 трлн. долл., а доходы – в сумме 2,04 трлн. долл. и соответственно дефицит в размере 364 млрд. долл., что составляет 3% ВВП. Это означает снижение ожидаемого в 2004 финансовом году дефицита в размере 521 млрд. долл. (4,5% ВВП) – рекордного уровня за всю американскую историю. Впрочем, в реальности предполагаемые показатели бюджетных дефицитов могут оказаться несколько хуже, что подтверждают показатели прогнозируемых и реальных бюджетных дефицитов за все годы пребывания Дж. Буша у власти. Административно-бюджетное управление при президенте США, разрабатывающее бюджеты страны, прогнозирует постепенное снижение дефицитов, которые, однако, сохранятся вплоть до 2009 г., опустившись в этом году до уровня лишь в 1,6% ВВП (237 млрд. долл.).
В бюджетном послании продекларированы три основных приоритета политики администрации Буша: 1) обеспечение победы в войне против терроризма, 2) укрепление обороноспособности и внутренней безопасности страны, 3) стимулирование экономического роста и создание рабочих мест. Поскольку первый и второй из заявленных приоритетов тесно связаны между собой, в том числе и с точки зрения направленности бюджетных расходов, очевидным является военный крен основных приоритетов и соответственно расходов федерального правительства. Рост расходов на эти цели впечатляет: в 2002 г. – на 8%, в 2003 г. – на 11%, в 2004 и 2005 гг. – на 7% ежегодно. Весьма значительны и расходы на обеспечение внутренней безопасности: на 21% в 2002 г., на 85% – в 2003 г., на 18% – в 2004 г., на 10% – в 2005 г.
В абсолютных масштабах размеры на оборону составят почти 402 млрд. долл. в 2005 финансовом году, что почти в 1,5 раза больше, чем в 2001 г. Масштабы ассигнований на обеспечение внутренней безопасности планируются в размере около 40 млрд. долл., однако, как отмечалось, темпы роста этих расходов не имеют аналога в американской истории. Ясно, что именно расходы на безопасность и оборону вносят главный вклад в сохранение огромных масштабов дефицита федерального бюджета страны.
═
Ставка на реформы
═
Что касается третьей стратегической задачи администрации Буша, заявленной в бюджетном послании президента, а именно обеспечения экономического роста и занятости, то здесь с точки зрения бюджетных расходов картина прямо противоположная – темпы роста расходов на эти цели постепенно снизились за все последние годы – с 15% в 2001 г. до 4% в 2004 г. и, наконец, должны снизиться до 1% в 2005 г.
Тем не менее в рамках этой третьей задачи предполагается ряд крупномасштабных мер, способных позитивно повлиять на социально-экономическую конъюнктуру. В их числе – реформирование государственной системы здравоохранения, реформа судебной системы, реализация энергетической стратегии, упрощение и повышение эффективности системы государственного регулирования. Главное же, конечно, на что делает ставку нынешняя администрация в своих планах по ускорению экономического роста, созданию рабочих мест и снижению бюджетного дефицита, – это рост частных инвестиций и потребительских расходов населения, чему должна способствовать фискальная политика, направленная на снижение налогов, что, по мнению большинства экспертов, уже дает свои положительные плоды.
Еще одним важнейшим общественно-политическим событием последнего времени в США явились первичные выборы на пост кандидата в президенты от Демократической партии, которые выявили, что соперником Джорджа Буша будет сенатор Джон Керри. Это обстоятельство отодвинуло в сторону внутренние разногласия в рядах демократов и обозначило вектор грядущей и уже усиливающейся критики со стороны Демократической партии в адрес политики Буша. Конечно же, под главным огнем критики оказывается «иракская кампания» Буша, неспособность администрации решить поставленные задачи, продолжающиеся существенные потери американской армии и огромные расходы на эту войну. По большому счету демократы обвиняют Буша в неспособности и в неверных методах борьбы с главным врагом Америки – международным терроризмом, что проявляется в человеческих жертвах, негативно сказывается на имидже страны, ведет к неоправданным растратам материальных и финансовых ресурсов.
Еще одно направление усиливающейся критики в адрес администрации – сфера занятости. Как отметил в недавнем выступлении по радио сенатор Эдвард Кеннеди, вместо обещанных уже к концу 2002 г. 800 тыс. страна потеряла 1,9 млн. рабочих мест, в 2003 г. вместо прироста в 3 млн. рабочих мест их число уменьшилось на 300 тыс.
Действительно, в области занятости заметных сдвигов пока не происходит. Хотя уровень безработицы несколько сократился (до 5,6%), он еще далек до предкризисных 4%. Это весьма болезненная тема для республиканской администрации, и нет сомнений, что она будет активно использоваться в предвыборных баталиях. Демократы также критикуют администрацию за то, что она прилагает мало усилий для уменьшения бюджетного дефицита, а снижением налогов изымает деньги из социальных программ и программ в области образования.
Разумеется, главным фактором в будущих выборах окажутся не взаимные упреки и критика, а результаты, в том числе и в социально-экономической области. Занятость и безработица, инфляция, социальные программы, темпы экономического роста, и, конечно, проблемы безопасности страны окажутся главными аргументами в борьбе за пост президента США.