0
1760
Газета Дипкурьер Интернет-версия

05.04.2004 00:00:00

Бюджет и выборы

Виктор Супян

Об авторе: Виктор Борисович Супян - доктор экономических наук, профессор, заместитель директора Института США и Канады РАН.

Тэги: сша, выборы, президент, борьба


сша, выборы, президент, борьба От эффективности действий нового министра финансов США Джона Сноу во многом зависит успех предвыборной деятельности администрации Джорджа Буша.
Фото Reuters

В США вовсю развернулась борьба за президентский пост. Хотя до ноябрьского голосования еще вроде бы далеко, но и политическая жизнь, и пресса, и во многом экономическая динамика – все общественные процессы уже рассматриваются через призму предстоящих президентских выборов. Несколько тенденций и событий обращают на себя внимание с точки зрения оценки состояния и перспектив социально-экономического развития страны.

Экономика на подъеме

Во-первых, уже многое свидетельствует о том, что экономика США вышла на устойчивую траекторию подъема. По итогам 2003 г. рост ВВП превысил 3%, обнаруживая возрастающую динамику по сравнению с 2002 г. (2,4%) и уж тем более с кризисным 2001 г. (0,3%). Примечательно, что это происходит на фоне выраженного противоположного тренда в странах Евросоюза – падение среднегодовых темпов прироста ВВП с 2001 г. до 2003 г. с 1,5 до 0,5%.

Важно отметить, что, несмотря на понизившийся в 2003 г. курс доллара США по отношению к евро с 0,95 до 1,13, инфляция в стране остается на весьма низком уровне. Так, в декабре 2003 г. индекс потребительских цен в США вырос на 0,2%, в январе текущего года – на 0,5%. Здесь уместно заметить, что оба этих факта – низкая инфляция и относительно слабый доллар – факторы, благоприятствующие экономическому росту и укреплению американских позиций на мировых рынках. Это во многом объясняет, почему США не предпринимают серьезных усилий для восстановления позиций доллара в мировой финансовой системе.

Важным событием экономической и политической жизни США последнего времени стало бюджетное послание президента Буша и опубликованный проект бюджета на 2005 финансовый год, который начинается 1 октября 2004 г. Хотя в нем отражены основные приоритеты социально-экономической политики нынешней администрации, независимо от того, кто будет избран главой США на следующий 4-летний срок, этот бюджет, будучи утвержденным в сентябре текущего года, станет основным финансовым документом федерального правительства для любого вновь избранного президента.

Планы на завтра

Как же выглядит проект нового федерального бюджета США? Он предполагает расходы в размере 2,4 трлн. долл., а доходы – в сумме 2,04 трлн. долл. и соответственно дефицит в размере 364 млрд. долл., что составляет 3% ВВП. Это означает снижение ожидаемого в 2004 финансовом году дефицита в размере 521 млрд. долл. (4,5% ВВП) – рекордного уровня за всю американскую историю. Впрочем, в реальности предполагаемые показатели бюджетных дефицитов могут оказаться несколько хуже, что подтверждают показатели прогнозируемых и реальных бюджетных дефицитов за все годы пребывания Дж. Буша у власти. Административно-бюджетное управление при президенте США, разрабатывающее бюджеты страны, прогнозирует постепенное снижение дефицитов, которые, однако, сохранятся вплоть до 2009 г., опустившись в этом году до уровня лишь в 1,6% ВВП (237 млрд. долл.).

В бюджетном послании продекларированы три основных приоритета политики администрации Буша: 1) обеспечение победы в войне против терроризма, 2) укрепление обороноспособности и внутренней безопасности страны, 3) стимулирование экономического роста и создание рабочих мест. Поскольку первый и второй из заявленных приоритетов тесно связаны между собой, в том числе и с точки зрения направленности бюджетных расходов, очевидным является военный крен основных приоритетов и соответственно расходов федерального правительства. Рост расходов на эти цели впечатляет: в 2002 г. – на 8%, в 2003 г. – на 11%, в 2004 и 2005 гг. – на 7% ежегодно. Весьма значительны и расходы на обеспечение внутренней безопасности: на 21% в 2002 г., на 85% – в 2003 г., на 18% – в 2004 г., на 10% – в 2005 г.

В абсолютных масштабах размеры на оборону составят почти 402 млрд. долл. в 2005 финансовом году, что почти в 1,5 раза больше, чем в 2001 г. Масштабы ассигнований на обеспечение внутренней безопасности планируются в размере около 40 млрд. долл., однако, как отмечалось, темпы роста этих расходов не имеют аналога в американской истории. Ясно, что именно расходы на безопасность и оборону вносят главный вклад в сохранение огромных масштабов дефицита федерального бюджета страны.

Ставка на реформы

Что касается третьей стратегической задачи администрации Буша, заявленной в бюджетном послании президента, а именно обеспечения экономического роста и занятости, то здесь с точки зрения бюджетных расходов картина прямо противоположная – темпы роста расходов на эти цели постепенно снизились за все последние годы – с 15% в 2001 г. до 4% в 2004 г. и, наконец, должны снизиться до 1% в 2005 г.

Тем не менее в рамках этой третьей задачи предполагается ряд крупномасштабных мер, способных позитивно повлиять на социально-экономическую конъюнктуру. В их числе – реформирование государственной системы здравоохранения, реформа судебной системы, реализация энергетической стратегии, упрощение и повышение эффективности системы государственного регулирования. Главное же, конечно, на что делает ставку нынешняя администрация в своих планах по ускорению экономического роста, созданию рабочих мест и снижению бюджетного дефицита, – это рост частных инвестиций и потребительских расходов населения, чему должна способствовать фискальная политика, направленная на снижение налогов, что, по мнению большинства экспертов, уже дает свои положительные плоды.

Еще одним важнейшим общественно-политическим событием последнего времени в США явились первичные выборы на пост кандидата в президенты от Демократической партии, которые выявили, что соперником Джорджа Буша будет сенатор Джон Керри. Это обстоятельство отодвинуло в сторону внутренние разногласия в рядах демократов и обозначило вектор грядущей и уже усиливающейся критики со стороны Демократической партии в адрес политики Буша. Конечно же, под главным огнем критики оказывается «иракская кампания» Буша, неспособность администрации решить поставленные задачи, продолжающиеся существенные потери американской армии и огромные расходы на эту войну. По большому счету демократы обвиняют Буша в неспособности и в неверных методах борьбы с главным врагом Америки – международным терроризмом, что проявляется в человеческих жертвах, негативно сказывается на имидже страны, ведет к неоправданным растратам материальных и финансовых ресурсов.

Еще одно направление усиливающейся критики в адрес администрации – сфера занятости. Как отметил в недавнем выступлении по радио сенатор Эдвард Кеннеди, вместо обещанных уже к концу 2002 г. 800 тыс. страна потеряла 1,9 млн. рабочих мест, в 2003 г. вместо прироста в 3 млн. рабочих мест их число уменьшилось на 300 тыс.

Действительно, в области занятости заметных сдвигов пока не происходит. Хотя уровень безработицы несколько сократился (до 5,6%), он еще далек до предкризисных 4%. Это весьма болезненная тема для республиканской администрации, и нет сомнений, что она будет активно использоваться в предвыборных баталиях. Демократы также критикуют администрацию за то, что она прилагает мало усилий для уменьшения бюджетного дефицита, а снижением налогов изымает деньги из социальных программ и программ в области образования.

Разумеется, главным фактором в будущих выборах окажутся не взаимные упреки и критика, а результаты, в том числе и в социально-экономической области. Занятость и безработица, инфляция, социальные программы, темпы экономического роста, и, конечно, проблемы безопасности страны окажутся главными аргументами в борьбе за пост президента США.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2050
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4738
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2595
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2978

Другие новости