0
1850
Газета Дипкурьер Интернет-версия

15.11.2004 00:00:00

Замороженный союз

Игорь Яковлев

Об авторе: Игорь Геннадьевич Яковлев - в 2002-2003 гг. советник госсекретаря Союзного государства, действительный член Академии политнаук.

Тэги: сг, белоруссия, перспективы, история


сг, белоруссия, перспективы, история Принципы внутригосударственных и межгосударственных объединений в рамках СССР, СНГ, Евросоюза и Союза Россия–Белоруссия.

В конце этого года исполнится пять лет со дня образования российско-белорусского Союзного государства (СГ). Это далеко не единственное межгосударственное объединение на постсоветском пространстве. Так, существуют СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, Центрально-Азиатская организация сотрудничества, шанхайская «шестерка», а с недавнего времени и Евросоюз в лице стран Балтии. Причем интерес к СГ время от времени возобновляется как к проекту, который считают наиболее консолидированным среди прочих.

Объединение или образование?

В преамбуле подписанного и ратифицированного Договора от 8 декабря 1999 года Союзное государство дважды называется государственным объединением. Именно вокруг этого вопроса в последние годы не утихают теоретические и политические дискуссии.

Проблема в том, что две независимые страны могут стать либо государственным объединением, либо межгосударственным образованием с различной степенью сплоченности. Формы государственного объединения имеют разные степени консолидированности. Самая жесткая – унитарное государство, за ним следует федерация и самая мягкая – конфедерация. Далее последовательно идут межгосударственные образования типа сообщества, содружества или альянса, не являющиеся государствами.

Что же такое Союзное государство? С одной стороны, наличие совместной государственности заложено уже в самом названии объединения двух наших стран. С другой, как видно из преамбулы Договора 1999 года, Союз Белоруссии и России не государство, а лишь этап на пути к государству. Налицо явная двусмысленность, которая интерпретируется по-разному в зависимости от обстоятельств.

«Образование нового типа»

Конечно, добровольное объединение государств невозможно без естественного стремления к нему народов этих стран. Опросы, проводимые в Белоруссии и России, показывают наличие реинтеграционных тенденций в общественном сознании двух стран. Другое дело – политики. Их отношение к воссоединению может меняться в зависимости от конкретных обстоятельств.

У самого Александра Лукашенко заметны «сезонные» колебания в этом вопросе, которые, как правило, увязаны с выборами и референдумами. Первый всплеск интереса к идее Союзного государства относится к периоду, предшествовавшему предыдущим президентским выборам в Белоруссии. Тогда большой популярностью пользовалась идея возрождения СССР, и проект создания консолидированного СГ – почти СССР – был встречен избирателями с пониманием.

После своего переизбрания Лукашенко заметно охладел к проекту, что выразилось в довольно резкой смене тональности.

Накануне недавнего референдума интерес белорусской стороны к СГ вновь возрос. Лукашенко пропагандистски использовал тему консолидации, обвинив при этом во всех проблемах Союзного государства Москву. На деле это может означать, что в период до президентских выборов 2006 года Лукашенко продолжит риторику консолидации, что само по себе не гарантирует реальных шагов Минска в этом направлении.

Асимметричность – не проблема

Конечно, размеры территории и численность населения двух стран, а также степень рыночных преобразования отличаются в разы, но более важной проблемой эксперты до последнего времени считают существенное отличие форм государственности. В соответствии с действующими конституциями Россия – умеренно консолидированная федерация, а Белоруссия – консолидированное унитарное государство. Поэтому и объединение это асимметрично.

Но жизнь не стоит на месте. Изменения происходят с обеих сторон. Лукашенко 17 октября выиграл референдум, позволяющий ему баллотироваться на третий срок, укрепив и без того монолитный, едва ли не тоталитарный унитаризм Белоруссии.

Аналогичные тенденции имеют место и в России. Высказанные недавно президентом Путиным предложения об изменении порядка введения в должность руководителей субъектов РФ могут серьезно сказаться на государственности нашей страны. Если эти новации будут приняты, то Россия из федерации де-факто превратится в унитарное государство. В этом случае асимметричность Союзного государства станет меньше, а это скажется на судьбе реинтеграции.

Немного истории

Белорусско-российское объединение за последние сто лет было разным. Долгое время Россия и Белоруссия входили в состав Российской империи – унитарного государства. После крушения империи они оказались в СССР, менявшемся от почти унитарного государства времен Сталина до мягкой федерации времен Горбачева. После распада СССР обе страны получили суверенитет и вошли в состав СНГ, представляющего собой не государство, а одну из самых мягких форм межгосударственных образований – содружество.

В 1996 году возникает Сообщество России и Белоруссии – межгосударственное образование, несколько более консолидированное по сравнению с СНГ. Уже через год сообщество трансформировалось в Союз Белоруссии и России – объединение с чертами конфедерации. В декабре 1999 года, во многом благодаря инициативе Лукашенко, был подписан Договор о создании Союзного государства. По идее СГ должно было стать мягким по форме объединением федеративного типа, к которому впоследствии могли присоединиться и другие государства.

Однако становление СГ проходит весьма непросто: до сих пор не принят Конституционный акт, не избран союзный парламент, переход на единую валюту отложен как минимум на год, бюджет исполняется не более чем на треть. Во многом это связано с тем, что элиты наших стран в краткосрочной перспективе не слишком высоко расценивают преимущества, которые они могут получить от СГ.

Евросоюз как образец для подражания

Объединенная Европа, по оценкам экспертов, куда более консолидированное государство, чем российско-белорусское объединение в его нынешнем виде.

С принятием Конституции, проект которой разработан под руководством Валери Жискар Д’Эстена, Евросоюз станет полноценным федеративным государством. Консолидация Европы позволит укрепить рыночные позиции стран ЕС. Это означает, что для соблюдения интересов российской и белорусской экономик в долгосрочной перспективе желательно не только повышение степени консолидации Союзного государства, но и вовлечение в его орбиту других заинтересованных стран постсоветского пространства.

Перспективы СГ

СГ сейчас вряд ли можно назвать эффективным проектом. Во многом это вызвано тем, что Союз Белоруссии и России изначально создавался скорее как инструмент политической воли, который при желании можно использовать для сохранения в «обойме» представителей высшего слоя элит двух стран, выдавливаемых из национальных политических пространств. Выбор Александром Лукашенко сценария третьего по счету президентства говорит о том, что союз в его нынешнем качестве скорее всего будет заморожен. Ясно одно: избрание в Белоруссии в 2006 году нового президента если и не поставит крест на Союзном государстве, то по крайней мере значительно снизит к нему интерес Минска.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1871
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
896
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
4487
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
3484

Другие новости