0
1714
Газета Дипкурьер Интернет-версия

29.11.2004 00:00:00

Выборы в Палестине как тест на лицемерие мировых лидеров

Езид Саик

Об авторе: Доктор Езид Саик - бывший участник переговоров со стороны ПА и экс-советник в руководстве автономии. Эксперт Кембриджского университета, Великобритания. Один из авторов "Доклада независимой комиссии по укреплению палестинских общественных институтов" (Нью-Йорк, Совет по внешней политике, 1999). Автор книги "Вооруженная борьба и путь к государству: палестинское национальное движение, 1949-1993" (OUP, 1997).

Тэги: палестина, израиль, арафат


палестина, израиль, арафат Не следует надеяться, что Ахмед Куреи и Махмуд Аббас разработают полноценную платформу для решения всех палестинских проблем.
Фото Reuters

Личность Ясира Арафата и его намерения еще долго будут объектом споров. Как бы там ни было, его смерть может вовсе и не предоставить широко разрекламированной возможности перестройки палестинской национальной политики и правительства и, что еще более важно, шанса на возобновление мирного диалога. Отчасти это обусловлено тем, что в наследство после себя Арафат оставил раздутую бюрократию и несовершенные институты власти. Все это хорошо укоренилось в те десять лет, что Арафат занимал пост президента Палестинской национальной администрации (ПНА), и выкорчевать подобную практику теперь будет непросто. Кроме того, возобновление реального мирного процесса серьезно зависит от политики Израиля и США. И пока ни та, ни другая не дает поводов для оптимизма.

Уход Ясира Арафата с политической сцены сбросил тяжелое бремя с плеч правительства автономии. Тем не менее это событие, возможно, несколько запоздало, чтобы сейчас можно было легко изменить заданную Арафатом динамику и направления. В последнее десятилетие Арафат сделал все, чтобы маргинализовать исполнительную, законодательную и судебную власти ПНА, и привил в политике и экономике авторитаризм и кумовство. Таким образом, он подорвал основы того самого государства, которое пытался создать на Западном берегу Иордана и в секторе Газа. И тем не менее именно Арафат более чем кто-либо другой делал все возможное, чтобы направить Организацию освобождения Палестины (ООП) на путь переговоров и сосуществования с Израилем, т.е. на достижение палестинской независимости.

Арафат нанес «смертельное ранение» надеждам палестинцев на обретение собственного государства, когда четыре года назад, в начале интифады, он отказался от политического и морального лидерства. Это способствовало военизации палестинской политики и приходу Ариэля Шарона к власти в Израиле. Последующий отказ Арафата навести в автономии порядок, несмотря на то что при этом он продолжал монополизировать все уровни власти, вписывался в его стратегию. Она заключалась в использовании хаоса в качестве средства убеждения израильского и американского руководства в необходимости признания его верховным национальным лидером и партнером по переговорам. Но в результате ПА лишь оказалась на грани развала: шло разбазаривание международной поддержки, доставшейся с трудом, и институциональных достижений предшествовавших 35 лет, под угрозой оказались надежды палестинцев на независимость, политическую и экономическую демократию.

Преемникам Арафата до сих пор удавалось обеспечить гладкий и в целом бескровный переход власти, но эта передышка в лучшем случае продлится несколько месяцев. Совсем недавно опасность сложившейся ситуации продемонстрировал инцидент в Газе, когда вооруженные сторонники движения ФАТХ, назвав Махмуда Аббаса (Абу Мазена), сменившего Арафата на посту председателя ООП, предателем, застрелили двух его телохранителей.

Переходное палестинское руководство сталкивается с тремя основными вызовами: 1) необходимо реформировать систему управления ПА, развивать политическую ответственность внутри автономии; 2) покончить с насилием против израильской оккупирующей державы, предложив при этом эффективные средства противодействия ширящейся израильской колонизации на Западном берегу Иордана и в восточном Иерусалиме; 3) представить четкие параметры того, каким образом палестинцам видится приемлемое долгосрочное разрешение конфликта с Израилем.

Ни одно постарафатовское палестинское руководство или правительство не будет эффективным, если оно не сможет должным образом отреагировать на эти вызовы. Однако продвижение в решении любой из перечисленных проблем вызовет мощное противление внутри автономии, а возможно, и насилие, как это уже продемонстрировал инцидент с Аббасом в Газе.

Очевидно, что основным фактором выступает легитимность. Проведение запоздалых парламентских и местных выборов – это шанс для преемников Арафата заручиться ею, доказав, что народ одобряет их политическую платформу. Даже поражение на выборах сыграло бы им на руку, поскольку вся ответственность за выбор неверного национального курса легла бы в этом случае на тех, кто выступает против их предложений. Военизированные формирования, которые как будто намерены оспаривать легитимность выборов, так или иначе вынуждены приостановить атаки против Израиля, хотя бы из опасений, что их кандидаты не смогут принять участие в предвыборной кампании.

Движение ХАМАС уже заявило, что примет участие как в общенациональных, так и в местных выборах. По словам ХАМАС, им будет соблюдаться прекращение огня с Израилем, если его кандидатам позволят участвовать в разделе власти. В целом то же самое можно сказать о движении Арафата ФАТХ и, в частности, примыкающей к нему группы «Бригады мучеников Аль-Аксы»: у них и прежде едва ли было единство, а после кончины их политического и финансового покровителя они вряд ли смогут сплотиться и создать эффективную оппозицию преемникам Арафата. Найдутся такие, кто продолжит настаивать на использовании силы, но большинство могут быть включены в систему управления автономией посредством выборов.

Не следует надеяться, что Аббас и премьер-министр ПА Ахмед Куреи (Абу Аля) наверняка разработают полноценную платформу для решения перечисленных выше проблем, что у них хватит политической воли и способностей для того, чтобы отстаивать ее до выборов и претворять эту платформу в жизнь. Тем не менее они должны открыто и четко рассказать о своих планах народу.

Преемники Арафата по меньшей мере не будут стесняться утверждать, что выборы – это ключ к достижению минимальной ответственности во внутренней палестинской политике и в правительстве. Однако ответственности сейчас недостает не только палестинцам. Израилю прежде всего необходимо прекратить расширение поселений на Западном берегу Иордана и в Восточном Иерусалиме. Рост поселений продолжался при всех премьер-министрах, с тех пор как Ицхак Рабин подписал с Арафатом соглашения в Осло в 1994 году. Израилю необходимо также проявить сдержанность в реакции на угрозы своей безопасности, особенно это касается крупных вторжений в лагеря палестинских беженцев, в результате которых тысячи людей становятся еще более озлобленными.

Не менее важно, чтобы Израиль обеспечил само проведение выборов в автономии. А для этого придется значительно ослабить, если не упразднить широкую систему блокпостов, ограничений на передвижение, а также перекрытие границы, из-за которых с 2000 года палестинский ВВП сократился на 40%. Помимо того, что эта система ужесточает настроения и раскалывает общественное мнение палестинцев, из-за нее процесс регистрации избирателей, предвыборная кампания, не говоря уже о самом голосовании, наверняка пройдут в атмосфере запугивания. Кандидатам ХАМАС необходимо позволить свободно участвовать в кампании. Кроме того, палестинцам, проживающим в Восточном Иерусалиме, нужно разрешить голосовать, как это было сделано в январе 1996 года.

Преимущества, которые повлечет за собой восстановление законного и ответственного правительства посредством выборов, очевидны как для палестинцев, так и для мирного процесса на Ближнем Востоке, а следовательно, и для Израиля.

Как бы то ни было, выборы, назначенные на 9 января 2005 года, призваны лишь установить, кто станет преемником Арафата на посту президента ПА. Парламентские и уж тем более местные выборы вообще могут не состояться из-за израильской и американской оппозиции. В октябре этого года главный помощник премьер-министра Израиля Ариэля Шарона Дов Вайсглас заявил, что запланированный в 2005 году уход израильтян из Газы направлен на «замораживание политического процесса». «Когда этот процесс замораживается, блокируется создание Палестинского государства, проведение переговоров по палестинским беженцам, границам и статусу Иерусалима... все это делается с благословения президента США и с одобрения обеих палат Конгресса», – отметил Вайсглас. Его слова вскоре были подтверждены: администрация в США отреагировала на откровения Вайсгласа кротко и неуверенно, приняв заверения Шарона в том, что тот остается приверженным умирающей «Дорожной карте».

Очевидно, что парламентские выборы в автономии не фигурируют в планах Шарона. Но вместо того, чтобы публично противиться им, он скорее попытается помешать им косвенным образом. Например, выдвинет условия, которые ПА сейчас не в состоянии выполнить: обеспечить безопасность с помощью полиции, которая по большей части разоружена Израилем, преследовать ХАМАС, в то время как участие его кандидатов в выборах очень важно.

Шарон, возможно, надеется предупредить внутриизраильское и международное давление, которое будет толкать его на возобновление мирных переговоров. Оно усилится, как только избранное палестинским народом руководство приступит к исполнению обязанностей. Таким образом израильский премьер пытается добиться от палестинцев предварительных уступок по формату и содержанию будущих переговоров в обмен на разрешение провести парламентские выборы в автономии. В числе этих уступок могут быть: согласие ПА и Соединенных Штатов ограничить территорию временного Палестинского государства сектором Газа и участками на Западном берегу Иордана на длительный переходный период; прекращение или же отсрочивание дискуссии о статусе Восточного Иерусалима или судьбе палестинских беженцев на тот же период; снятие с обсуждения на будущих переговорах вопроса о демонтаже крупных еврейских поселений, таких как Маале Адумим и Ариэль.

В свою очередь, американская администрация, изначально настаивая на том, что парламентские выборы в автономии должны помочь заменить Арафата, с 2002 года закулисно пыталась помешать их проведению. Причина проста: американцы слишком поздно поняли, что Арафат одержит победу, даже не пошевельнув пальцем, что боевики ХАМАС и ФАТХ также скорее всего добьются внушительных успехов. В этом кроется объяснение того, почему сейчас Вашингтон поддерживает проведение президентских выборов 9 января, но скорее всего, к разочарованию других членов «ближневосточного квартета», будет противиться проведению парламентских и местных выборов в ПА. Американцам тяжело смириться с тем, что в выборах будет участвовать ХАМАС. Но если США и Израиль действительно хотят, чтобы у них появился собеседник с палестинской стороны, которому можно верить и который способен обсуждать на переговорах и принимать решения по самым острым вопросам конфликта, тогда палестинский народ должен убедиться, что выборы свободны и законны.

Парламентские и местные выборы в автономии – это, конечно, не панацея. Однако это важный этап, если автономии действительно придется выполнять свои обязательства в области безопасности и способствовать возобновлению реального мирного процесса. Таким образом, «ближневосточный квартет» и прежде всего администрация Буша должны гарантировать, что выборы состоятся, что голосование будет без ограничений. Никому не известен безболезненный выход из сложившейся ситуации. Однако если парламентские выборы так и не состоятся, все разговоры Буша и Блэра о возможностях возобновления мирного процесса в лучшем случае останутся благим намерением, в худшем – обыкновенным лицемерием.

Кембридж


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1507
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1715
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1817
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4155

Другие новости