Провал референдума во Франции спровоцировал политический кризис.
Фото Reuters
– Господин Московичи, возможен ли, на ваш взгляд, повторный созыв Конвента для разработки нового текста Конституции?
═
– Думаю, что существуют три возможных сценария. Первый: все остается по-прежнему. То есть ЕС функционирует согласно Ниццкому договору 2000 года, налаживается усиленное сотрудничество в различных сферах, институциональная реформа откладывается на неопределенный срок. Но это маловероятно. Второй сценарий: созывается новый Конвент и разрабатывается новый проект Конституции. Это тоже вряд ли произойдет – слишком сложно будет снова прийти к консенсусу. И наконец, что мне кажется наиболее правдоподобным, – достижение ряда соглашений по конкретным вопросам. Это можно назвать договором «Ницца плюс». Будут в рабочем порядке приняты некоторые не вызывающие споров пункты, как например, расширение сфер голосования квалифицированным большинством. Но самое лучшее, что было в Конституции, будет неизбежно утеряно. Останется как раз то, против чего многие французы голосовали – третья часть, в которой отображены предыдущие договоры. К тому же будет упущено время, а результат далеко не очевиден.
═
– Что следует ожидать от ближайшего саммита Европейского союза в Брюсселе, намеченного на 16–17 июня?
═
– Стоит ожидать кризиса. На повестке дня будут две неразрешимых проблемы – бюджетные перспективы ЕС на 2007–2013 годы – далеко не простой вопрос. И перспективы Европейской Конституции.
═
– Скажется ли провал референдума во Франции на развитии партнерства России и ЕС?
═
– Никоим образом. Партнерство Россия–ЕС – важнейший элемент внешнеполитического измерения Европейского союза. На этом направлении еще многое предстоит сделать, в частности, я имею в виду сотрудничество в области прав человека.
═
– В чем, на ваш взгляд, главная причина провала референдума во Франции?
═
– Главная мотивация голосовавших против – социально-экономическая ситуация во Франции, прежде всего высокие показатели безработицы. Уже на втором месте и далее – представление о Конституции как о чрезмерно либеральном проекте, возможность выработки нового текста, опасения по поводу вступления в ЕС Турции. Кстати, нельзя забывать и о том, что это в определенном роде протест против уже состоявшегося расширения ЕС – французы считают, что последняя волна расширения была проведена слишком быстро и что ЕС был к ней не готов.
═
– Многие считают, что проблема в недостатке информации и дискуссий на тему европейского строительства во французском обществе, что сыграло не последнюю роль в провале референдума. Согласны ли вы с этим мнением?
═
– Это несомненно. И в этом положительная сторона референдума – французы оказались вовлечены в крупномасштабную дискуссию, возможно, достаточно спорного качества. Тем не менее интерес к Европе возрожден и не спадет. Но на данный момент французы настроены отрицательно по отношению ко всему, что имеет отношение к ЕС. В качестве депутата Европарламента я являюсь докладчиком по вступлению в ЕС Румынии. Так вот, я убежден, что если кандидатура Румынии будет сейчас вынесена на всенародный референдум во Франции, Румыния в ЕС не войдет.
═
– Каким же французы хотят видеть Европейский союз?
═
– У французов нет никакого европейского проекта, они не хотят выступать с какими-либо инициативами. Французы привыкли рассматривать ЕС как Большую Францию. В этом была суть предложений Ширака в предвыборную кампанию-2002. Французы не хотят компромиссов, они просто отрицают то, что им не нравится. В свою очередь партнеры Франции по ЕС не всегда понимают, что хочет Франция. Например, выражение «Европа-держава» (Europe-puissance) наши партнеры совершенно не понимают.
═
– Как вы расцениваете внутриполитические последствия референдума для правящего большинства?
═
– Налицо масштабный политический кризис. Что касается президента Жака Ширака, он оказался в парадоксальной ситуации – с одной стороны он потерпел поражение, а с другой он – по-прежнему центральный игрок политической системы. Даже для сторонников правящей партии очевидно, что за десять лет итоги его пребывания в высшей государственной должности не блестящи. Итоги референдума подтверждают, что французы не одобряют его политическую линию.
═
– Что изменит назначение Доминика де Вильпена на должность премьер-министра?
═
– На мой взгляд, кандидатура Вильпена – не самый лучший выбор. Это человек, за которым не стоит никаких политических сил, которого не любят избиратели и у которого мало сторонников в рядах правящего Союза в поддержку народного движения. Сомневаюсь, что ему удастся изменить ситуацию.
═
– Каковы последствия референдума для Социалистической партии, большинство членов которой выступили за принятие Конституции?
═
– Социалистической партии придется еще сложнее, чем правящему большинству. Социалисты, выступившие в поддержку Конституции, проиграли, а их электорат, голосовавший против, – выиграл. На ближайшем съезде, назначенном на осень, предстоит серьезнейшая политическая и идеологическая конфронтация, которую не видели с тех пор, как Миттеран сражался с Рокаром.
Парадокс, но если сегодня провести выборы в Национальное собрание, социалисты выиграют. Те же самые избиратели, которые не откликнулись на наш призыв проголосовать за Конституцию, отдадут нам свои голоса. Но это было бы голосование не за социалистов, а против политической линии правящего большинства.
═
– Лоран Фабиус – второй человек в Социалистической партии, выступивший против Конституции, упрочит свои позиции?
═
– Да, он выиграл. За считаные дни его рейтинг поднялся на 15 пунктов – теперь французы ставят его на второе место после Лионеля Жоспена как возможного кандидата в президенты. Однако он находится в изоляции в собственной партии – многие расценивают его поведение как предательство. Скорее всего, он не будет вступать в альянс ни с кем, а будет оставаться в центре и призывать к единению.
═
– Возможен ли раскол Социалистической партии?
═
– Это маловероятно. У нас слишком много общих интересов. К тому же раскол не вписывается в нашу политическую культуру. А тот, кто покидает ряды партии, обычно остается в проигрыше. n
═
Из досье «НГ»
Пьер Московичи родился 16 сентября 1957 года в Париже. Имеет экономическое и философское образование. Московичи окончил Институт политических наук (Сьенс-По) – самое элитное учебное заведение Парижа, где продолжает преподавать. С середины 1980-х годов его деятельность связана с Социалистической партией. Являясь ближайшим сподвижником Лионеля Жоспена, работал в его правительстве в 1997–2002 годах и отвечал за европейскую политику. С 1994 по 1997 – депутат Европарламента. Вновь избран в законодательный орган единой Европы в 2004 году. Член Национального бюро Соцпартии Франции, куратор международных вопросов.
═
Париж