0
1624
Газета Дипкурьер Интернет-версия

14.11.2005 00:00:00

Турецкий марш на долгие годы

Валерий Любин

Об авторе: Tамара Степановна Кондратьева - старший научный сотрудник ИНИОН РАН.
Валерий Петрович Любин - кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН.

Тэги: ес, турция, переговоры


Давняя дискуссия о потенциальном членстве Турции в ЕС разгорелась с новой силой. Поводом для этого стали начавшиеся 3 октября переговоры о присоединении Турции к Евросоюзу. Это самые трудные переговоры из когда-либо проводившихся еврочиновниками со странами-кандидатами. Эксперты считают, что они продлятся 10–15 лет, и при этом подчеркивают, что результат их заранее определить невозможно.

 

Европеизация

 

Процесс радикальных реформ в Турции развернулся с приходом к власти премьер-министра Реджепа Таипа Эрдогана. После победы в 2002 г. Партии справедливости и развития (ПСР), считающейся приверженной радикальному исламу, все ожидали, что отношения с «христианским клубом» – Европейским союзом будут заморожены. Но при Эрдогане вступление в ЕС стало приоритетным направлением внешней политики страны.

Новому премьеру удалось ускорить процесс «европеизации». Была отменена смертная казнь, усилены наказания за применение пыток, расширены права этнических и религиозных меньшинств, большую свободу получили СМИ. Уменьшилась роль военных. Хотя следует отметить, что ряд поставленных ЕС дополнительных условий все-таки не был выполнен. Так, Турция не пошла на признание массовых убийств армян. Не изменила она свою позицию и по Кипру, ставшему в 2004 г. членом ЕС. Не признавая его целостность, Турция не выводит свои войска из заселенной турками северной части острова.

Насколько хрупки турецкие перемены, показывает недавний скандал с писателем О. Памуком. Он стал лауреатом Премии мира немецких книготорговцев, которая вручается ежегодно по окончании Франкфуртской книжной ярмарки. Заявление Памука, что в Турции были убиты «миллион армян и тридцать тысяч курдов», стало поводом для его судебного преследования.

 

Расширение требует затрат

 

В связи с прошлогодним расширением с 15 до 25 членов у ЕС появились новые проблемы. Подтягивание экономики новых членов до западноевропейского уровня требует больших затрат. В случае вступления Турции эти затраты, по некоторым оценкам, будут увеличиваться ежегодно на 28 млрд. евро. Поскольку большая часть этих финансовых тягот ляжет на крупнейшие страны ЕС, такие как Франция и Германия, неудивительно, что именно там столь сильны настроения против приема Турции.

Евросоюз перегружен своими проблемами - такими, как низкие темпы экономического роста и высокая безработица.

Неудовлетворенность европейцев нынешним положением дел в ЕС проявилась в ходе референдумов во Франции и Нидерландах. Теперь, как признает вице-президент Европейского конвента Джулио Амато, остается либо заморозить конституционный процесс, либо форсировать диалог с гражданами, настойчиво объяснять им смысл расширения ЕС. Судя по последним шагам европейских лидеров, эта точка зрения становится преобладающей. Но после неудачи с референдумами по Конституции разъяснить гражданам, что польза от приема Турции в ЕС перевесит его негативные последствия, будет очень непросто.

 

Первая мусульманская страна

 

Немаловажной причиной отрицательного голосования стало их отношение к дальнейшему расширению ЕС, в том числе и за счет принятия такой крупной мусульманской страны, как Турция. Аналитики полагают, что неприятие у многих европейцев вызвало и устранение из Конституции пункта, в котором подчеркивалось, что ЕС придерживается христианских ценностей.

В случае принятия Турция стала бы первой мусульманской страной ЕС. Учитывая, что в странах ЕС уже сейчас проживает 15-24 млн. мусульман, неудивительно, что мнения по вопросу ее вступления в самом союзе резко расходятся. Если представители значительной части политической и в определенной мере экономической элит выступают за, то многие рядовые европейцы против.

Эксперты считают, что референдумы по данному вопросу дадут такие результаты, что еврочиновники будут вынуждены отложить затеянные переговоры или вообще их похоронить. Во Франции, судя по всему, вопрос о принятии Турции все-таки будет поставлен на всенародный референдум. Ответ французов легко предсказуем. Заранее ясен отрицательный ответ и в Греции, поскольку греки не могут простить туркам фактическую оккупацию с 1974 г. части Кипра, расколовшей эту страну на две части. Австрия, которая будет председательствовать с 1 января 2006 г. в Европейском союзе, вплоть до начала переговоров с Турцией резко выступала против ее принятия, предпочитая наделить ее всего лишь статусом привилегированного партнера, но вынуждена была под давлением других членов ЕС, а также США снять свои возражения.

 

Чувствительный вопрос для Германии

 

Из государств Евросоюза наиболее чувствительной к вопросу о вступлении Турции оказалась Германия. Именно там существует внушительная и все расширяющаяся турецкая диаспора, насчитывающая 2,6 млн. человек и на деле слабо вписанная в немецкий социум. Ангела Меркель, добившаяся для себя поста канцлера, никогда не скрывала своего негативного отношения к «турецкой проблеме». Сходные взгляды, но в более мягкой форме высказывали и свободные демократы. Дискуссия шла и в Социал-демократической партии. Ее руководство поддерживало идею присоединения Турции к Евросоюзу, но некоторые видные социал-демократы открыто высказывались против.

Немецкий политолог, член Еврокомиссии Фриц Бёлькештайн заявил, что к дальнейшему расширению ЕС следует относиться осторожно. Он предупредил, что если ЕС примет в свои ряды Турцию, то ему «придется принимать и Украину с Белоруссией».

Искушенный политик, социал-демократ Эгон Бар, разрабатывавший в свое время новую восточную политику кабинета Вилли Брандта, также предупреждает об опасности чрезмерного расширения Евросоюза. В 2007 г. в ЕС могут войти Болгария и Румыния, отмечает он, а в 2008 г. Хорватия. Вполне реальна перспектива членства в ЕС для государств бывшей Югославии, которые, без сомнения, принадлежат Европе. Ни один из соседей мощного ЕС не окажется незатронутым таким развитием, Грузия, Армения и Азербайджан, несомненно, будут «ориентироваться на это силовое поле». Если Израиль и Палестина добьются мирного урегулирования, вряд ли придется удивляться, что обе страны, как и Ливан, будут также стремиться в ЕС. В случае вхождения в ЕС Турции государства южного побережья Средиземного моря тоже не захотят оставаться в стороне. Но, как резюмирует Бар, уже сейчас Европейский союз «не только насыщен, но и перенасыщен», и у него появились проблемы управляемости.

Бар считает, что свои геостратегические интересы на Ближнем и Среднем Востоке США будут стремиться увязать с интересами ЕС в надежде, что по крайней мере экономически европейцы помогут им в установлении нового порядка в этой части мира. В стабилизации этого опасного и вместе с тем притягательного региона Америка и Евросоюз заинтересованы в одинаковой степени. Но задачу интеграции исламской Турции может выполнить только Европа, но не Америка.

Сходной точки зрения на проблемы расширения ЕС придерживается и нынешний вице-президент Еврокомиссии Гюнтер Ферхойген: «Нам нужен определенный срок, чтобы переварить то, что мы имеем, процесс ведь еще не завершился. Приняв Румынию и Болгарию, мы получим сложный регион, с Хорватией и Турцией тоже все будет непросто». Поэтому сейчас надо «сконцентрироваться на политических и экономических целях самого союза», подчеркивает он.

 

Козыри Анкары

 

Нынешнее турецкое правительство имеет неплохие козыри, чтобы поиграть на страхах европейцев перед наступлением радикального исламизма с его потенциальными терактами в странах «золотого миллиарда» и стремлением вызвать дестабилизацию в Европе. Сама Европа до сих пор не может обойтись без военной поддержки со стороны США. Шантажируя европейцев, турки используют и такой козырь, как укрепление позиций агрессивных исламистов, реакционных, националистических сил в самой Турции в случае отказа в принятии страны в ЕС. Отказ заставит турок искать других партнеров, на это намекают турецкие военные, по-прежнему сохраняющие серьезное политическое влияние в стране.

Особое геостратегическое положение Турции, соседствующей с потенциально опасными Ираном, Сирией, Ираком, заставляет кое-кого из европейцев считать, что своего союзника по НАТО лучше принять, чем не принять в ЕС. Учитывается и демографический фактор. Численность населения Турции уже скоро может превзойти население Германии, самой крупной страны ЕС. При всех издержках такого подхода признается, что для экономики Европы с ее все более стареющим населением неплохо иметь подпитку в виде молодых турецких иммигрантов, которые в случае вступления Турции в ЕС смогут свободно перемещаться по территории Евросоюза.

В свете последних событий во Франции можно заранее предсказать, что реакция рядовых европейцев, и до этого в большинстве своем настороженно относившихся к появлению в общеевропейском доме крупного мусульманского государства, будет весьма резкой. Так что вопрос о сроках и возможности принятия Турции в ЕС остается открытым. n


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Анастасия Башкатова

Природа инфляции и ее восприимчивость к ключевой ставке вызывают ожесточенные споры

0
1265
Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Гранты на партийные проекты выданы под выборы только Слуцкому и Миронову

0
897
Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Михаил Сергеев

Правительство обещает следить за эффективностью госрасходов

0
1047
В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

Иван Родин

Володин напомнил депутатам о негативной роли их предшественников в 1917 и 1991 годах

0
1059

Другие новости