У рядовых граждан Грузии хватает проблем и без национального вопроса.
Фото Андрея Никольского (НГ-фото)
Чем бы ни увенчались попытки Михаила Саакашвили интегрировать в состав единой Грузии Южную Осетию и Абхазию, ему неизбежно придется сшивать более мелкие, нежели эти бывшие автономии, лоскуты национального одеяла. Президенту Саакашвили не уйти от необходимости решать острые проблемы населенной преимущественно армянами Джавахетии, региона Квемо-Картли, где большинство населения составляют азербайджанцы, определяться с депортированными еще в 1944 году из южных районов Грузии в Среднюю Азию турками-месхетинцами.
Интеграция, но не ассимиляция
С турками-месхетинцами официальному Тбилиси надо уже спешить: решение этой проблемы определено жесткими временными рамками Совета Европы при вступлении Грузии в эту организацию. Народ, пострадавший при сталинском режиме, должен вернуться в места прежнего проживания не позднее 2011 года. С учетом этого парламент Грузии уже в период весенней сессии должен рассмотреть и принять закон о реабилитации и репатриации турок-месхетинцев.
По идее, они должны вернуться в Самцхе-Джавахети, откуда их, собственно, и выслали. Но тут есть проблемы: возвращению изгнанных могут воспротивиться местные армяне. К тому же даже на фоне грузино-осетинского и грузино-абхазского конфликтов этнополитическая ситуация в этом регионе Грузии периодически выходит на первый план: там все жестче ставят вопрос о предоставлении этому региону автономного статуса.
По словам директора программ развития некоммерческого фонда «Кавказский институт демократии» Александра Джорджадзе, «проблема Самцхе-Джавахетии существует, и ее никак нельзя замалчивать, она требует внимания властей». «По большому счету, наличие этой проблемы является поводом к размышлениям о создании в Грузии мультикультурного общества и в перспективе – мультикультурного государства. Исторически это было бы вполне оправданно – Грузия всегда была полиэтнична. Но сегодня мы наблюдаем, к сожалению, прямо обратные тенденции. Я не думаю, что грузинская власть будет практиковать ту же политику в отношении нацменьшинств, какую практикуют сегодня прибалтийские государства, однако выбранный нынешней властью путь – тупиковый», – считает грузинский эксперт.
Спор хозяйствующих субъектов
Другим не менее проблемным регионом Грузии является Квемо-Картли, населенный этническими азербайджанцами. Согласно данным еще советской переписи населения 1989 года, на территории Грузии проживало 307,6 тыс. азербайджанцев, что составляло 5,7% населения республики. По различным экспертным оценкам, после 1989 г. численность азербайджанцев в Грузии увеличилась и составляет сейчас около полумиллиона человек. И у них есть свои претензии к властям: кадровая дискриминация азербайджанцев; отсутствие для них карьерных перспектив в Грузии; дискриминация при выделении земельных участков; закрытие азербайджанских школ; злоупотребления грузинских пограничников и таможенников. Но в отличие от армян Джавахети азербайджанцы Квемо-Картли не выступали с лозунгами предоставления автономного статуса для территории их проживания.
Но акции протеста идут и здесь. В основном – из-за невыполнения местной администрацией обещаний о раздаче на каждую семью по 1 гектару сельскохозяйственных земель. Азербайджанцы грозят перенести свои шумные митинги уже в Тбилиси, к зданию Госканцелярии. Так что и этот «спор хозяйствующих субъектов» имеет все шансы перейти в межэтнический, поскольку, как показал опыт Джавахети, даже справедливые социально-экономические требования представителей «нетитульной нации» в Грузии воспринимаются как сепаратистские или автономистские поползновения.
«Некоренным» лучше уехать
Отдельная тема (зачастую замалчиваемая и в российских, и в грузинских СМИ) – это «русский вопрос» в Грузии. Согласно данным переписи 1989 года, на территории Грузии (включая Абхазию и Южную Осетию) проживало 341,2 тыс. русских, что составляло 6,3% от общей численности населения республики. Русские были вторым по численности (после армян) этническим меньшинством Грузии. По оценкам Федеральной миграционной службы РФ, численность русского населения в Грузии не превышает 150 тыс.
Но ведь этими крупными фрагментами непростого «национального паззла» трудности нынешней грузинской власти не исчерпываются. Ждут своего решения проблемы греков, курдов и ассирийцев, других наций. Натыкаясь на невнимание официальных властей к своим проблемам, представители этих народов выбирают самый простой путь – перебираются в соседнюю Россию или в более далекие страны.
Впрочем, в Тбилиси, похоже, в этом особых проблем не видят. В чем, в частности, убеждают данные социологического исследования, проведенного грузинской Ассоциацией региональной прессы в рамках проекта «Время реформ» и посвященного отношению грузинского этнического большинства к национальным меньшинствам Грузии. Данные соцопроса выглядят сенсацией.
Приведем несколько цифр. 72,2% респондентов считают, что решить проблему нацменьшинств возможно лишь их выдворением из страны. 8,8% считают, что данную проблему можно решить путем их ассимиляции, и только 18,5% предлагают создать такие условия, при которых нацменьшинства сумели бы сохранить культурную и религиозную самобытность и стать полноправными участниками созидания грузинского государства.
Увы, но подобные эмпирические данные не стали предметом серьезной дискуссии среди профессиональных «транзитологов» в Европе и в США, равно как и среди защитников «особого демократического пути» Тбилиси в ПАСЕ и в ОБСЕ. Между тем данные опроса Ассоциации региональной прессы Грузии со всей очевидностью показывают: в самих «массах» грузинского народа имеется сильное стремление к формированию моноэтнического грузинского государства. Таким образом, официальная политика Грузии, несмотря на всю демократическую риторику и заверения в приверженности европейским ценностям, по сути, мало чем отличается от курса предшественников Михаила Саакашвили. До сих пор главной несущей конструкцией здания грузинской государственности является этноцентризм. И государство не выполняет своей главной задачи – политического просвещения и достижения гармонизации в сфере межэтнических отношений.
Между тем обновление грузинской региональной политики могло бы со временем создать более привлекательный имидж государства у мятежных республик – Абхазии и Южной Осетии. Разумные компромиссы в армянском и азербайджанском вопросах сделали бы для постконфликтного урегулирования в той же Южной Осетии больше, чем любая «дорожная карта» президента Саакашвили, пусть даже одобренная ОБСЕ и США.