Владимир Путин легко находит общий язык с европейскими лидерами.
Фото Александра Шалгина «НГ-фото»
1 декабря 2007 года истекает первоначальный десятилетний срок действия Соглашения о партнерстве и сотрудничестве Россия–Европейский союз. Правовым вакуумом – даже если к декабрю будущего года не будет выработано новое соглашение – это не грозит. СПС может автоматически ежегодно продлеваться при молчаливом согласии сторон. Однако Россия и Евросоюз поставили задачу выработки соглашения принципиально иного плана.
Всеобъемлющее соглашение═
10-летний этап в развитии сотрудничества на основе СПС – об этом можно говорить уже сегодня – кардинально изменил взаимоотношения между Россией и ЕС. От осторожного, порой недоверчивого «присматривания» друг к другу мы проделали немалый путь к становлению стратегического партнерства, характеризующегося высокой степенью взаимозависимости в экономической сфере, плотным взаимодействием на международной арене, обилием самых разных связей в различных сферах и на всех уровнях. Да и, откровенно говоря, и Россия, и Евросоюз сегодня далеко не те, что были в 1994 году, когда подписывалось СПС.
Поэтому 1 декабря следующего года – удобный исторический рубеж, чтобы подвести итоги десятилетия и совместно взглянуть в наше общее будущее, – а в том, что оно будет именно таковым, думаю, никто не сомневается.
Итак, мы ориентируемся на выработку емкого, обращенного в будущее документа, имеющего юридически обязывающий характер, определяющего цели и принципы сотрудничества Россия–ЕС, охватывающего все без исключения сферы взаимодействия, документа, который дополнялся бы при необходимости секторальными соглашениями и создавал бы гибкую, легко адаптируемую систему механизмов партнерства.
Если, как ожидается, Еврокомиссия получит от государств-членов мандат на ведение соответствующих переговоров к предстоящему в конце ноября в Хельсинки очередному саммиту Россия–ЕС, их первый раунд можно было бы провести уже в нынешнем году. Но основная фаза переговорного процесса придется на период германского председательства в Евросоюзе.
Партнеры и конкуренты
Перспективы наших отношений с ЕС зависят, с одной стороны, от их нынешнего состояния, а с другой – от готовности сторон развивать их.
Мы настроены на всеобъемлющее, интенсивное, долгосрочное сотрудничество с ЕС. Важно, чтобы оно было лишено конъюнктурных колебаний. При этом хотели бы, чтобы не менее ясными были и намерения ЕС – он далеко не всегда высказывается по российской теме одним голосом.
Кстати, об «одном голосе». В последнее время приходится слышать утверждения, что Россия пытается разобщить страны ЕС, чуть ли не натравливает их друг на друга. Подчеркну, что таких планов у нас не было и нет. Мы вовсе не против наличия у ЕС единой позиции в отношении России. Главное – чтобы она не сводилась к минимальному общему знаменателю подходов 25 (или вскоре 27) стран, определяемому наименее расположенными к сотрудничеству с Россией членами Евросоюза. А то, что такие страны имеются, особенно после расширения 2004 года, думаю, ни для кого не секрет.
Объективно в последние годы наше партнерство приобрело более зрелый и структурированный характер. ЕС остается одним из наших важнейших, если не самым важным, политическим и экономическим партнером. На Евросоюз приходится 52% внешней торговли России, еще выше доля стран ЕС в иностранных инвестициях в российскую экономику. Но, будучи партнерами, в сегодняшней глобализирующейся экономике мы обречены быть и конкурентами. Впрочем, простых отношений с Евросоюзом нет ни у одной страны, тем более такой крупной и самодостаточной, как Россия.
Набирает темп отраслевое сотрудничество. Активно идет диалог в сфере юстиции и внутренних дел. Расширяются культурные и гуманитарные контакты. Приоритетом на ближайший период является формирование четырех общих пространств – экономического; свободы, безопасности и правосудия; внешней безопасности; науки и образования, включая культурные аспекты.
Тем не менее «дорожные карты» по этим четырем пространствам, принятые в мае прошлого года, – инструмент переходного периода. Собственно, это вытекает из их названия. В дальнейшем речь, на наш взгляд, должна идти о всеобъемлющем стратегическом партнерстве Россия–ЕС. Его существом могла бы и, на наш взгляд, должна быть совместная ответственность России и Евросоюза – крупнейших на континенте экономических и политических игроков – за безопасность и процветание Европы и за поддержание международной стабильности.
Такое партнерство возможно только на полностью равноправной основе, без попыток распределить роли по схеме «ведущий-ведомый». Россия, как известно, не является ни объектом, ни субъектом политики «соседства» Евросоюза. Избранный нами путь формирования четырех общих пространств – это путь взаимной интеграции, взаимопроникновения и, как результат, взаимозависимости. Конечно, это дело рассчитано на перспективу, но сейчас важен сам вектор движения.
Темпы же становления стратегического партнерства с Евросоюзом зависят в том числе и от его собственной внутренней трансформации, решения институциональных вопросов, от того, останется ли он преимущественно межгосударственным объединением или приобретет дополнительные наднациональные функции. Внимательно и заинтересованно следим за вызреванием в Евросоюзе коллективных инструментов в сфере внешней политики и обороны и, разумеется, за дебатами о судьбе Евроконституции.
Боязнь империи
Что же касается России – сейчас, на мой взгляд, слишком много политизированных разговоров и рассуждений о том, что она, став сильнее экономически, претендует якобы и на некую внешнеполитическую исключительность и чуть ли не на восстановление империи – то ли советской, то ли российской. Наверное, во многом это проявление инерции мышления, нежелания отказаться от стереотипов. Следствие этих рецидивов – досадные для нас и контрпродуктивные для долгосрочных отношений Россия–ЕС проявления двойных стандартов в политике и экономике.
В сфере экономики показательна, например, болезненная реакция кое-кого в Евросоюзе на сооружение Североевропейского газопровода и на «угрозу» проникновения российского капитала в концерн ЕАDS. И это на фоне настойчивого стремления заставить Россию полностью раскрыть свой энергетический сектор. В сфере политики – это не только упорное нежелание признавать очевидное применительно к прецедентному характеру решения по Косово, но и разительный контраст в реакции Евросоюза на события двухлетней давности в Киеве и последних дней в Будапеште.
Бесспорно важен вопрос о ценностных основах нашего стратегического партнерства. Ими являются универсальные принципы международного права, демократии и прав человека, зафиксированные в основополагающих документах ООН, ОБСЕ, Совета Европы. Мы готовы обсуждать с нашими партнерами то, как они соблюдаются сегодня в нашей стране, но исходим при этом из того, что и Евросоюз применительно к себе не будет считать эти темы табу в диалоге с нами.
России как многонациональному и мультиконфессиональному государству с более чем тысячелетней историей есть чем поделиться с Западной Европой в плане исторического опыта межнационального сосуществования, веротерпимости и взаимного культурного обогащения. При этом, разумеется, мы не отрицаем наличия и у нас проблем в этой сфере, однако попытки некоторых партнеров их абсолютизировать выглядят по меньшей мере некорректно, особенно на фоне того, что происходит у них самих.
К совместным шагам на международной арене
В значительной мере созвучны друг другу позиции России и ЕС в деле формирования нового мироустройства и укрепления международной безопасности. Мы разделяем необходимость утверждения эффективной многосторонности, предотвращения межцивилизационного раскола, коллективных усилий по системному укреплению режимов нераспространения оружия массового уничтожения. Нас объединяет стремление к прочному и справедливому урегулированию на Ближнем Востоке и к политико-дипломатическому разрешению ситуации вокруг иранского ядерного досье.
Тем не менее пока наш диалог по внешнеполитическим проблемам – как на политическом, так и на экспертном уровне – все еще недостаточно нацелен на практические результаты. Видимо, пора постепенно переходить от простого обмена мнениями, консультаций к согласованию позиций, совместным шагам и инициативам на международной арене. Конечно, достижение этой цели потребует усилий и времени. В том числе и потому, что европейская политика в области безопасности и обороны сама еще находится в стадии становления. Однако на каком-то этапе нам потребуется совместный механизм принятия решений.
Постсоветское пространство
Евросоюз продолжает эволюционировать не только качественно, но и количественно. Безусловно, интеграция в ЕС или ассоциация с ним – дело суверенных государств. Мы не претендуем на какие-то исключительные права в отношении сотрудничества со странами постсоветского пространства, готовы к взаимодействию со всеми, кто имеет объективные интересы в этом регионе, в том числе с государствами ЕС. Главное условие – при этом должны уважаться естественные, абсолютно понятные и легитимные, вытекающие из истории и самой географии интересы России в сфере политики, экономики и торговли, безопасности, обеспечения прав наших сограждан и соотечественников. Расширение ЕС не должно приводить, как это, к сожалению, бывало в прошлом, к переносу на наше партнерство с Евросоюзом негатива из сферы двусторонних отношений.
Порой мы наблюдаем у некоторых заявляющих о своей проеэсовской ориентации политических элит на постсоветском пространстве синдром безответственности и провокационности в отношении России. Подыгрывание и даже просто терпимое отношение к нему не улучшают общую атмосферу и положение в сфере безопасности в Европе.
Мы готовы работать со всеми нашими европейскими партнерами и в национальном качестве, и с Евросоюзом в целом по урегулированию любых сложных, острых или конфликтных ситуаций, где бы они ни возникали. Это касается в том числе и постсоветского пространства. Конфликты, связанные с претензиями этнических или иных образований на территориях существующих государств, будь то на Балканах или на Кавказе, на особый статус или самостоятельность, должны урегулироваться по единым правилам. Их разрешение может быть прочным, долговременным только при уважении воли и интересов всех непосредственно вовлеченных сторон. Односторонние, навязанные решения надежного урегулирования не дадут. Тем более недопустимы угрозы применения силы и, естественно, само ее применение – это чревато возвращением «замороженных» конфликтов в горячую фазу.
Зона свободной торговли, энергобезопасность и угрозы
Что касается экономики, то мы разделяем точку зрения относительно необходимости России и Евросоюзу организовать интенсивный экспертный диалог об учреждении между нами зоны свободной торговли. Кстати, сама эта идея не нова: такая перспектива была обозначена еще в действующем Соглашении о партнерстве и сотрудничестве. Разумеется, в практическую плоскость этот вопрос может быть переведен после присоединения России к ВТО, которое – при неизменной поддержке Евросоюза – произойдет, как мы надеемся, не позднее 2007 года. И еще один фактор важно учитывать: создание зоны свободной торговли с Евросоюзом, которое переведет наши торгово-экономические отношения на качественно более высокий уровень, должно коррелироваться с формированием Единого экономического пространства и таможенного союза стран СНГ.
Невозможно обойти вниманием сферу энергетики. Сотрудничество между Россией и ЕС – основа укрепления энергобезопасности Европы на обозримую перспективу. Эта задача слишком важна, чтобы ставить ее в зависимость от конъюнктурных политических интриг и тем более позволить делать ее предметом пропагандистских спекуляций. Исходим из того, что начатый 6 лет назад энергодиалог Россия–ЕС – кстати, начатый по инициативе Евросоюза – остается сегодня и на перспективу полезным инструментом согласования позиций и выработки совместных решений в этой чувствительной для каждого жителя нашего континента области.
Широкое поле для сотрудничества между Россией и Евросоюзом существует в сфере противодействия современным вызовам и угрозам – терроризму, организованной преступности, наркотрафику, нелегальной миграции, в области юстиции и внутренних дел. Оно развивается неплохими темпами.
Надеемся, что уже в ближайшее время вступят в силу упоминавшееся соглашение об упрощении выдачи виз и соглашение о реадмиссии. Рассчитываем, что на этой основе реально продвинется вялотекущий пока, следует признать, диалог экспертов по условиям перехода к безвизовому режиму взаимных поездок граждан России и стран–членов ЕС. Ведь свобода передвижения тоже является одним из элементов стратегического партнерства.