Блокировка счетов и активов белорусского нефтяного концерна «Белнефтехим» в США (компания Belneftekhim USA Inc.), о которой было объявлено в середине ноября, а также запрет гражданам Америки иметь дело с белорусским монополистом можно рассматривать как продолжение заочного диалога между Госдепартаментом США и администрацией президента Белоруссии. Форма выбрана чуть поострее, чем стандартное принятие резолюций и хронические призывы к демократизации. Однако она не несет никакой существенной угрозы ни устойчивости белорусского политического режима, ни стабильности государственного бюджета.
Непреклонность официального Минска в вопросе политических заключенных встречает решимость США ужесточать меры против белорусских властных чиновников. Дошла очередь и до монополистов. Впрочем, «Белнефтехим» не первая структура, которая подпадает под санкции. После скандала вокруг программы «Нефть в обмен на продовольствие» в черный список попал белорусский Инфобанк. Впрочем, он успешно перерегистрировался в другую структуру и продолжает работать. При этом коммерческие схемы белорусской топ-номенклатуры не пострадали. В современном мире широкого ассортимента финансовых инструментов и юридических форм замораживание коммерческих операций одной структуры не может заблокировать коммерческие операции партнеров, если они действительно хотят их реализовать.
В схему спокойно можно вставить офшор или в крайнем случае попросить помочь партнеров из не вызывающей подозрений страны. – Той же Австрии, Испании или Польши. Легко зарегистрировать другую компанию в любой южноамериканской стране. На счетах зарубежных структур «Белнефтехима» могут быть средства, но даже если там несколько десятков миллионов, что мало правдоподобно, то это тоже не должно остановить белорусско-венесуэльскую нефтяную дружбу, годовой оборот которой прогнозировался на сотни миллионов долларов.
Данные санкции никак не повлияют и на состояние белорусского бюджета. Белоруссия продолжает покупать сырую нефть исключительно у России. Сегодня лучшего коммерческого партнера у Александра Лукашенко нет. Нет сомнений, что белорусский бюджет в значительной степени зависит от состояния белорусско-российских нефтяных и газовых соглашений. А вот от коммерческих сделок компании Belneftekhim USA Inc. или ее производных такой зависимости точно нет.
Очевидно, что действия США направлены против коммерческих интересов высшего политического руководства Белоруссии. Против агрессивной антизападной связки Чавес–Лукашенко. Против того большого номенклатурного бизнеса в Белоруссии, который давно контролирует прибыльнее топливно-энергетические ресурсные потоки. Для них контракты с Венесуэлой – это попытка диверсификации рисков, инвестиции вне сферы влияния России. Как ни парадоксально, действия против «Белнефтехима» могут быть им даже на руку. Теперь они смело могут подставлять в схемы офшоры и другие частные структуры. Мол, американцы выступают против Белоруссии, поэтому мы вынуждены работать с частными компаниями.
В любом случае действия США по отношению к «Белнефтехиму» и Belneftekhim USA Inc. – это пиар-шаг, небольшое усиление политического и психологического давления на официальный Минск. Поскольку многое в белорусской политике построено на эмоционально-психологическом восприятии Александром Лукашенко окружающего мира, то удар может оказаться чувствительным. Его силу лучше оценивать психологам и психиатрам, а не экономистам. Последствия же предсказуемы.
Белорусский официоз в набившей оскомину манере обвинит США в агрессии против Белоруссии. Покажут повтор некоего скучного расследования против американских дипломатов в Минске. Заодно могут рутинно пнуть оппозицию. А зияющая дыра быстро растущего торгового и платежного балансов Белоруссии, стремительно увеличивающийся внешний долг и дорожающие энергоресурсы остаются реальными точками боли для белорусских властей. Белорусская экономическая модель разрушится не от внешних санкций, а от грубых инвестиционных, производственных и финансовых ошибок вертикали власти Лукашенко. И, безусловно, от неспособности официального Минска найти общий язык с Кремлем.