Сторонники лидера парламентского большинства Саада Харири празднуют отставку президента Эмиля Лахуда.
Фото Reuters
Ливан продолжает пребывать в глубоком политическом кризисе. Уже более года государство остается без правительства, признаваемого всеми политическими силами, а с 24 ноября – и без президента. Именно тогда, подчиняясь Конституции, этот пост покинул Эмиль Лахуд. Его преемника парламент пытается избрать с 25 сентября. Заседание, посвященное президентскому голосованию, назначалось 10 раз. И каждый раз откладывалось.
Прозападный лагерь, представленный коалицией «14 марта», обладает парламентским большинством, но его недостаточно, чтобы обеспечить кворум (две трети депутатских мест), необходимый для избрания президента. Этим обстоятельством пользуется просирийская оппозиция во главе с радикальной партией «Хезболлах» и популярным христианским политиком Мишелем Ауном.
По традиции ливанская система власти основывается на политическом представительстве конфессиональных общин и предполагает управление страной с помощью компромиссов. Должность президента закреплена за маронитом, премьер-министра – за суннитом и председателя парламента – за шиитом. Министерские портфели, руководящие должности на государственной службе и в армии также распределяются по неписаным квотам среди представителей разных общин (с соблюдением паритета между христианами и мусульманами).
Нет – войне, да – разделительным линиям!
Житель одного из христианских кварталов Бейрута Хратш говорит в беседе со мной: «Если в прошлую войну воевали мусульмане с христианами, то сейчас на грани конфликта шииты и сунниты, а христиане вслед за своими политиками разделились на два лагеря. Всех этих политиков надо было судить после прошлой войны!» Обострение межконфессиональных противоречий привело в 1975 году к жестокой гражданской войне, которую удалось прекратить лишь в начале 1990-х годов после подписания Таифских соглашений.
Сегодня непросто найти тех, кто поддерживал бы идею войны даже во имя своих политических пристрастий. «Ливанцы больше не хотят воевать за других», – говорит Бутрос, парикмахер из Батруна, прослуживший в ливанской армии с 1983 по 2006 год. Он показывает боевые фотографии и дает ощупать под кожей правой руки осколки, оставшиеся со времен той войны. В политических проблемах Ливана Бутрос видит две причины – политиков, думающих только о своих интересах, и постоянное вмешательство внешних сил. Он упоминает вперемешку Сирию, Иран, Израиль, США и Францию...
Нежелание ливанцев воевать парадоксальным образом сочетается с другой чертой – сохранением в сознании и в повседневной жизни конфессиональных перегородок. Конечно, эти перегородки не являются абсолютно герметичными, взаимоотношения строятся и между христианами и мусульманами, суннитами и шиитами, маронитами и православными и т.д. Однако такой тип отношений не занимает преобладающее место. Например, почти исключены браки между представителями разных конфессий.
Рима, представительница греко-католической общины, прямо говорит, что все ее друзья – христиане, с мусульманами она общается только по работе. В институте туризма, где она получала образование, также учатся только христиане. Институт находится в восточной христианской части Бейрута. На вопрос о туристическом образовании для мусульман она спокойно отвечает: «В Западном Бейруте есть точно такой же институт для мусульман, так всем удобно – далеко ездить не надо». Во время гражданской войны из соображений безопасности ливанцы в массовом порядке меняли место жительства. Проживавшие среди «чужих» конфессиональные меньшинства переезжали к «своим», что привело к формированию немалого числа гомогенных анклавов. Такой анклавный принцип во многом сохраняется и сейчас.
Противоборствующие стороны и их позиции
Постепенная стабилизация Ливана и его социально-экономические успехи в послевоенный период поставили вопрос о необходимости пересмотра отношений с Сирией, долгое время «опекавшей» эту страну. Расхождение взглядов ливанских политических сил на перспективы отношений с Дамаском и ряд иных вопросов привели к формированию двух крупных коалиций. Необходимость договариваться по кандидатуре преемника Эмиля Лахуда сыграла роль катализатора разногласий, переросших в кризис.
Согласно Конституции, президента выбирает парламент, депутаты которого разделились на две части – большинство, поддерживающее правительство Фуада ас-Синьоры, и оппозиционное меньшинство, на стороне которого выступал Лахуд.
Основу большинства составляют «Движение будущего» Саада Харири (сын Рафика Харири и лидер коалиции), блок «Демократическое собрание» Валида Джумблата, а также христианские партии – «Катаиб» Амина Жмайеля (президент Ливана в 1982–1988 годах), «Ливанские силы» Самира Джаджа и Национально-либеральная партия клана Шамунов. В канун выборов большинство насчитывало 68 депутатов из фактического состава Национального собрания в 127 человек.
Основу меньшинства составляют шиитские партии «Хезболлах» и «Амаль» (лидеры Хассан Насралла и Набих Берри соответственно) и «Блок за изменение и реформу» во главе с лидером «Свободного патриотического движения» маронитом Мишелем Ауном.
Главное политическое требование большинства предполагает последовательное претворение в жизнь курса на независимость Ливана от региональных держав, таких как Сирия и Иран. Большинство обвиняет эти страны в попытках напрямую и через дружественные им ливанские движения сохранить в Ливане свое влияние. Не вступая в непосредственное вооруженное противостояние с Израилем, Сирия и Иран «изматывают» его через боевые операции «Хезболлах». В результате одной из таких операций израильские вооруженные силы начали в июле 2006 года масштабную военную кампанию на ливанской территории.
После убийства 14 февраля 2005 года бывшего премьер-министра Рафика Харири по стране прокатилась волна манифестаций с антисирийскими лозунгами. По поводу заказчиков убийства Харири ходило немало слухов. В связи с общеизвестным конфликтом Харири с сирийским режимом наибольшее распространение получила версия, согласно которой в убийстве замешан Дамаск. Пик манифестаций, получивших название «Кедровой революции», пришелся на 14 марта 2005 года. Антисирийский протест привел к объединению различных политических сил в коалицию, получившую название «Движение 14 марта». Под давлением международного сообщества Сирия вывела свои войска из Ливана в 2005 году.
Большинство также активно выступает за продолжение работы созданной ООН международной комиссии по расследованию убийства Харири. По убеждению лидеров «Движения 14 марта», Сирия манипулирует ливанской оппозицией, чтобы не допустить нормализации политической ситуации в Ливане и воспрепятствовать проведению расследования и суда. Одно из требований большинства, которое активно поддерживается ООН (резолюция СБ 1559) и США, состоит в разоружении «Хезболлах» – единственного ливанского движения, не разоружившего свои формирования после реализации Таифских соглашений. Коалиция Саада Харири предлагала для избрания на пост президента двух кандидатов – Бутроса Харба и Нассиба Лахуда.
В отличие от большинства, имеющего более или менее гомогенную платформу, меньшинство представлено довольно эклектичными политическими силами. «Хезболлах» и «Амаль» выступают за продолжение военного «сопротивления» Израилю. Они также выступают против вмешательства США в ливанскую и ближневосточную политику и обвиняют большинство в проведении проамериканского курса. «Хезболлах» пользуется значительной поддержкой со стороны населения, главным образом шиитов. Об этом свидетельствуют как митинги с участием нескольких сотен тысяч человек, так и регулярное избрание в парламент представителей от этой организации.
Мишель Аун, не признав Таифские соглашения (из-за закрепления в них за Сирией «опеки» над Ливаном), продолжил в те годы вооруженное сопротивление против сирийских сил и ряда вооруженных формирований ливанских партий. Однако после поражения он был вынужден бежать во Францию, где провел около 15 лет. Несмотря на то что Аун по-прежнему рассматривает себя в качестве борца за независимость Ливана, в сегодняшней ситуации он не на стороне антисирийского большинства. Это связано в первую очередь с его президентскими амбициями. Альянс Ауна с «Хезболлах» не лишен противоречий: если Аун заявляет о своей способности разоружить организацию, то последняя отнюдь не собирается этого делать.
По итогам опроса, проведенного в октябре 2007 года, Ауну выразили поддержку 36,8% ливанцев. За ним следуют: Бутрос Харб (16,3%), Нассиб Лахуд (14,7%), Мишель Сулейман (9,3%), Амин Жмайель (4,2%) и Рияд Саламе (3,3%). Несмотря на некоторое падение популярности Ауна, он по-прежнему значительно опережает конкурентов.
Временная договоренность вместо компромиссного президента
Политический кризис в Ливане осложняется комплексом противоречий. Оппозиция оспаривает законность правительства ас-Синьоры, и депутаты от оппозиции отказываются присутствовать на заседаниях. Таким образом, парламент не действует уже около года. В ноябре 2006 года в знак протеста против правительственной политики в отставку подали пять министров от «Амаля» и «Хезболлах».
Оппозиция сделала ставку на уличные акции. Сторонники оппозиции развернули в центре Бейрута настоящий палаточный лагерь, который должен постоянно напоминать правительству о его «антинародном характере». Для поддержания морального духа манифестантов оппозиция организовала поставки продовольствия, напитков и даже кальянов.
Конфронтация «Движения 14 марта» и оппозиции усугубляется разной интерпретацией сторонами ливанской Конституции. Согласно статье 49 Основного закона, «Президент Республики избирается по результатам тайных выборов в первом туре большинством в две трети голосов Палаты депутатов. В последующих турах голосования достаточно абсолютного большинства». На основании этой статьи оппозиция считает, что парламент не может проводить выборы президента в присутствии менее чем двух третей депутатов.
Вместе с тем статья 34 Конституции предполагает, что парламент «может проводить имеющие правовую силу заседания только в случае присутствия большинства законно составляющих его членов». С учетом общей фактической численности парламента в 127 депутатов он может проводить заседания в случае присутствия по меньшей мере 64 депутатов. То есть «Движение 14 марта», насчитывающее 68 депутатов, может проводить заседания парламента на законном основании. В случае неизбрания президента в первом туре он может быть избран во втором абсолютным большинством.
Уже дважды в ливанской истории (в 1976 и 1982 годах) политические движения не проводили президентских выборов при отсутствии кворума в две трети депутатов. Политики руководствовались стремлением обеспечить избираемому президенту как можно более широкую поддержку. То есть Конституция дважды интерпретировалась как обязывающая собрать две трети депутатов для проведения выборов президента.
Оппозиция считает, что на основании этих двух прецедентов в Ливане сложился конституционно-правовой обычай и его соблюдение обязательно. Понимая, что обеспечение кворума в две трети приведет к избранию во втором туре угодного большинству кандидата, оппозиция умышленно бойкотирует заседания. Продолжая вести переговоры, стороны неоднократно назначали день выборов, но каждый раз переносили заседание.
Ряд представителей коалиции Харири угрожали избранием президента абсолютным большинством в случае отсутствия компромисса к 23 ноября 2007 года. Другие, менее радикальные представители этой коалиции, ссылаясь на 62-ю статью Конституции, предупреждали, что при отсутствии компромисса по кандидатуре президента временное исполнение его полномочий с 24 ноября перейдет к правительству. В ответ на эти заявления оппозиция угрожала избранием альтернативного президента (в случае избрания «Движением 14 марта» президента простым большинством) и формированием альтернативного правительства (в случае передачи президентских полномочий правительству ас-Синьоры).
В Ливане и за рубежом опасались такого сценария, при котором отсутствие компромиссного президента привело бы к деятельности двух не признающих друг друга правительств (или президентов). Деятельность двух параллельных и враждебных друг другу властных структур увеличивала вероятность вооруженного конфликта.
Регулярные теракты против антисирийских политических и общественных деятелей также заставляли задумываться о силовой развязке. В 2007 году жертвами этой серии терактов стали два депутата. В итоге правительство разместило 51 депутата большинства в гостинице «Финикия» в центре Бейрута, создав вокруг нее зону ограниченного допуска и повышенного контроля.
Французская инициатива
Среди международных игроков, принявших участие в урегулировании ливанского кризиса (США, Италия, Испания, Россия, ООН и Лига арабских государств), наибольший динамизм проявила Франция. Заручившись поддержкой широкого круга стран и получив одобрение обеих ливанских коалиций, французская дипломатия убедила маронитского патриарха кардинала Насраллу Бутроса Сфейра составить список компромиссных кандидатов, а ливанские коалиции – выбрать президента из этого списка.
Аргументация в пользу составления списка маронитским патриархом основывалась на двух обстоятельствах. Во-первых, согласно политической традиции должность ливанского президента принадлежит маронитам. Во-вторых, в условиях раскола маронитских политических сил именно духовный лидер этой общины мог стать источником взаимоприемлемого и легитимного (в политико-конфессиональном плане) решения. Политические лидеры дали кардиналу обещание достичь соглашения на основе его списка и обеспечить кворум, необходимый для бесспорного избрания президента.
В этот список помимо трех кандидатов от противоборствующих коалиций вошли бывший министр культуры и высшего образования Мишель Эдде, бывший директор Банка Ливана Мишель Хури, депутат Робер Ганем и председатель Маронитской лиги Жозеф Торбей. Однако несмотря на заверения французского министра иностранных дел Бернара Кушнера об одобрении французской инициативы обеими коалициями, Сирией и даже Ираном, стороны так и не смогли выбрать компромиссного кандидата из списка патриарха. Председатель парламента Набих Берри был вынужден объявить об очередном переносе заседания Национального собрания.
С 24 ноября 2007 года правительство ас-Синьоры приступило к временному исполнению президентских полномочий. Несмотря на институциональный вакуум, которого все опасались, оппозиция не вывела людей на улицы и не сформировала альтернативное правительство. Ее сдержанность обусловлена негласной договоренностью сторон, предполагающей в обмен на это отказ коалиции Харири от избрания президента абсолютным большинством. Это пока соблюдаемое соглашение позволяет сторонам договориться по крайней мере о временном управлении страной.
«Движение 14 марта» прекрасно понимало, что уступка в выборе президента позволит разблокировать ситуацию и перейти к формированию нового правительства, обладающего более широкими полномочиями, чем президент. Тем более что большинство в парламенте предоставляет коалиции Харири шансы эффективно влиять на определение состава нового кабинета. Следуя этой логике, 2 декабря большинство официально предложило на президентский пост командующего ливанских ВС генерала Мишеля Сулеймана, о котором ранее положительно отзывался лидер «Хезболлах» Насралла.
Оппозиция выразила готовность поддержать кандидатуру Сулеймана в случае достижения одновременной комплексной договоренности по широкому кругу вопросов. Лидеры оппозиции предлагают сразу договориться по фамилиям президента, премьер-министра, нового командующего, по составу правительства, а также по новому избирательному закону и даже по декларации об общем курсе нового правительства. В случае отказа большинства от этого «пакетного соглашения» оппозиция продолжает утверждать, что ее единственным кандидатом на президентский пост остается Мишель Аун.
Такой комплексный подход оппозиции к компромиссу продиктован желанием получить максимум уступок в ключевых политических вопросах до выборов президента. После выборов оппозиция сохранит в парламенте свое положение меньшинства и не сможет столь же эффективно влиять на политику властей. Понимая едва завуалированные планы друг друга, коалиции по-прежнему не могут договориться, не хотят идти на решительные действия (например, избрание президента абсолютным большинством или формирование второго оппозиционного правительства) и вынуждены вновь переносить заседание парламента.
Тем временем страну потрясло очередное политическое убийство – 12 декабря в результате взрыва погиб начальник штаба армии генерал Франсуа Аль-Хадж, наиболее вероятный преемник Мишеля Сулеймана на посту командующего.
Бейрут–Москва