0
2906
Газета Дипкурьер Интернет-версия

15.09.2008 00:00:00

Мирный договор необходим

Нобуо Симотомаи

Об авторе: Нобуо Симотомаи - профессор университета Хосэй.

Тэги: россия, япония, договор, война


россия, япония, договор, война Бывший житель Южных Курил рассказывает о своем детстве на островах.

В начале августа мне удалось посетить один из островов северных территорий, Кунашир, в рамках безвизовых обменов. Система таких обменов была создана 17 лет назад, в конце правления Горбачева. Для меня посещение этих территорий стало первым в жизни, несмотря на то что я профессионально занимаюсь исследованием японо-российских отношений. Население Кунашира – менее 7 тыс. человек, площадь 1,5 тыс. кв. км, то есть чуть больше площади Москвы. Этот остров хорошо виден с полуострова Сирэтоко, но чтобы добраться до него на судне от города Нэмуро, требуется целых четыре часа.

Когда я сошел на берег, у меня возникло ощущение дежавю. За исключением японских автомобилей с полным приводом, все напоминало мне Хоккайдо 1950-х годов. Настолько этот район показался мне далеким от всякой модернизации. В то же время бросилось в глаза, что начат ремонт некоторых дорог и порта в рамках полномасштабного освоения в соответствии с Программой развития Курил.

Жители острова, с которыми я общался, в первую очередь глава Южно-Курильского района Игорь Коваль, приняли нас тепло. Они проявили великодушное отношение, в том числе к достаточно острым аргументам японской стороны по территориальной проблеме, говорящим о незаконной оккупации островов. Еще я обратил внимание, что по сравнению с ухоженным японским кладбищем – вероятно, это объясняется возможностью свободных визитов, появившейся в последнее время, – расположенное по соседству русское кладбище заросло травой – наверное, на нем бывает меньше людей.

Застрявшая в горле кость

Перед июльским саммитом в Тояко на Хоккайдо президент Дмитрий Медведев заявил, что отсутствие мирного договора между Японией и Россией мешает развитию двусторонних отношений. В базовом документе «Концепция внешней политики Российской Федерации», опубликованном 15 июля 2008 года, также говорится о поиске Японией и Россией «общеприемлемого решения» и необходимости «завершения международно-правового оформления государственной границы Российской Федерации».

Позиция президента Медведева, основанная на новых внешнеполитических принципах, говорящих о верховенстве международного права, содержит положительные элементы и имеет чрезвычайную важность. Проблема северных территорий – старая проблема, которая, словно застрявшая в горле кость, мешает созданию уже созревших новых японо-российских отношений. Лишь по причине этой проблемы сегодня, спустя 63 года после окончания Второй мировой войны, между нашими странами нет мирного договора.

Я не буду подробно говорить о дискуссии, касающейся исторических истоков этой проблемы. И все же, думаю, россиянам, пережившим распад СССР, понятны серьезность конфронтации вокруг «государственных границ», сложность проблемы для жителей региона, включая людей, которые были изгнаны с этой земли, а также важность юридической стабильности.

В 1945 году руководящую роль в политическом оформлении пространства, именовавшегося «Великой японской империей», несомненно, играли страны-союзницы. Потсдамская декларация, условия которой были приняты Японией, установила суверенитет Японии над островами Хонсю, Кюсю, Хоккайдо, Сикоку и «теми менее крупными островами, которые мы укажем». Но «мы», то есть страны-союзницы, так и не приняли общего решения по этому вопросу. Спор вокруг оформления пространства «постимперской» Японии стал первой искрой, которая вместе с ядерной бомбардировкой Японии положила начало холодной войне между США и СССР.

Об этом свидетельствует тот факт, что США и СССР признали раздел Корейского полуострова по 38-й параллели 15 августа, то есть в тот день, когда император Хирохито объявил о капитуляции Японии. Сталин вначале возражал США, требуя даже раздела Хоккайдо. После этого, опираясь лишь на внутреннее законодательство, он включил в состав СССР четыре острова, которые никогда не были российской территорией с тех пор, как впервые в истории государственная граница между Японией и Россией была определена по Трактату о торговле и границах 1855 года. С тех пор начался бесконечный спор, продолжающийся до настоящего времени.

Япония по Сан-Францисскому договору отказалась от Курильских островов (островов Тисима) в сентябре 1951 года, в самый разгар Корейской войны. Однако СССР не подписал этот договор, поэтому с точки зрения международного права до сих пор остается неясным, что понимать под Курильскими островами и кому они принадлежат. То есть это проблема, которая осталась нашему времени от эпохи двух войн – мировой и холодной, эпохи диктатуры и принуждения. В период холодной войны этой проблемы было достаточно для охлаждения двух стран по отношению друг к другу.

Переговоры по мирному договору, ведущиеся между Японией и Россией начиная с середины 1950-х годов, уже в течение более полувека, сами по себе достойны Книги рекордов Гиннесса. Эти переговоры, то прерывавшиеся, то снова возобновлявшиеся, можно уподобить людям, качающимся на двух качелях и пытающимся ухватиться за руки. В период холодной войны японские и советские качели двигались в противоположных направлениях. Япония, заключившая договор безопасности с США, и СССР не могли достичь полного согласия.

И все же будет несправедливым не сказать, что в советскую эпоху примерно один раз в 17 лет политики искали возможности взяться за руки. Ключевые моменты этих нескольких этапов - переговоры премьер-министра Итиро Хатоямы и первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева и Совместная декларация 1956 года, встреча премьер-министра Какуэя Танаки и Леонида Брежнева в 1973 году, а также переговоры премьер-министра Тосики Кайфу и президента Михаила Горбачева в 1991 году.

Но эти три периода, когда напряжение холодной войны слабело и у Японии и СССР появилась возможность сближения, совпали по времени с периодами больших конфликтов в горячих точках на Среднем Востоке и в Восточной Европе, которые были более важны для Советского Союза. Разбираясь с этими серьезными кризисами, СССР отнес свои интересы в отношении Японии на второй план.

Известный исторический факт: 19 октября 1956 года, в день подписания Совместной декларации, Хрущев отсутствовал на церемонии в связи с принятием окончательного решения о военном вмешательстве в Польше. Японская сторона не знала о причинах отсутствия, но благодаря тому, что Хрущева не было, председатель Совета министров Булганин и другие лица подтвердили письмо Мацумото–Громыко, в котором говорилось о продолжении «переговоров относительно заключения мирного договора, включающего территориальный вопрос».

Визит Танаки в СССР в 1973 году совпал с четвертой войной на Ближнем Востоке, а переговоры 1990 года – с революцией в Восточной Европе и затем войной в Персидском заливе. Советскому руководству стало не до долгосрочного разговора с Японией, и возможность найти точки соприкосновения, что и так было сложно, оказалась утраченной.


В Японии большую популярность обрели Чебурашка и Достоевский.
Фото Андрея Терехова

Фундамент для улучшения отношений

После холодной войны японские и российские качели начали движение в одном направлении. В то же время 1990-е годы стали для обеих стран «потерянной эпохой». Япония боролась с последствиями крушения экономики «мыльного пузыря» и постоянными политическими кризисами, а Россия в дополнение к ранам, оставшимся после распада СССР, столкнулась с трудностями перехода к рыночной экономике, а это в том числе породило националистические настроения. Интересы и задачи руководителей обеих стран не совпадали друг с другом. Хорошие личные отношения между президентом Ельциным и премьер-министром Хасимото также были слабым фундаментом для принятия решения. Конец всему положил финансовый кризис, который произошел в России летом 1998 года.

С этой точки зрения политика стабилизации, проводившаяся режимом Путина, подготовила фундамент для улучшения японо-российских отношений. В частности, Японо-Российский план действий 2003 года послужил еще большему расширению сфер и диапазона двустороннего сотрудничества. Сблизились позиции сторон по самым разным вопросам, от терроризма до экологии. Стало ясно, что наиболее важным звеном японо-российского сотрудничества следующей эпохи будет энергетика.

На уровне общественного мнения двух стран тоже произошли изменения: в России большую популярность приобрели «суши и Харуки Мураками», а в Японии – «Чебурашка и Достоевский». В частности, самое большое изменение – это исчезновение представления, что наши страны – враги. Согласно любому опросу общественного мнения, в Японии первые места в списке стран, которые не нравятся японцам, сейчас, несомненно, занимают Северная Корея и Китай. Однако это не значит, что исчезла еще одна ловушка – безразличие друг к другу.

В последние годы советского периода начали проводиться симпозиумы, посвященные возможностям развития двусторонних отношений. Почти всегда они проходили по общему сценарию. Вывод почти всегда был заранее известен: у наших отношений есть большой потенциал; если мы сумеем соединить огромные ресурсы России с капиталами и технологиями Японии, то у двусторонних отношений будет прекрасное будущее. Когда участники дискуссии с японской стороны говорили, что для этого необходимо смелое решение политических проблем, российская сторона отвечала, что, когда произойдет вышеупомянутое соединение, тогда будут решены и «трудные проблемы». Однако в жизнь это почти никогда не воплощалось. На следующий день после конференции это представление рассеивалось как дым.

Хотя идеологический антагонизм исчез, сменившей его новой парадигме, то есть разговорам о помощи в переходе к рыночной экономике, по-прежнему было трудно заполнить разрыв между Токио и Москвой. Если посмотреть геополитически, то Владивосток ближе к Токио, чем Сеул или Шанхай. И все же в сознании людей это скорее не страна-сосед, а действительно «далекая заграница».

Существует мнение, что, даже если между Японией и Россией будет заключен мирный договор, в экономическом плане отношения не изменятся, и поэтому договор не нужен. Сторонники этого мнения говорят: «Ведь в период разрядки международной напряженности в 1970-е годы, хотя мирного договора между двумя странами не было, экономические отношения развивались. Тем более в эпоху глобализации экономика и политика – разные вещи».

Но приверженцы такого мнения забывают, что экономика – тоже совокупность отношений, состоящих из систем и договоренностей. Потому что юридическая договоренность означает, что такие отношения станут нормой, упорядочивающей заинтересованные стороны. Если не будет прочной межгосударственной юридической базы, то любой конъюнктурный бум рано или поздно закончится. Например, сейчас в Москве не увидишь и следа от былого расцвета японо-советской торговли периода разрядки.

Сейчас японо-российские торговые отношения стремительно развиваются. Экспорт из Японии, включая выход на российский рынок автомобильных компаний мирового уровня, за последние несколько лет вырос в разы. А импорт энергоресурсов из России сделает этот «пирог» еще больше. Это, в свою очередь, обернется ускорением модернизации российских Дальнего Востока и Восточной Сибири. В 2010-е годы японо-российские отношения достигнут другого уровня, в том числе в сочетании с технологическим сотрудничеством.

И Япония, и Россия – державы, гордящиеся своей историей. Для наших стран нехарактерно с легкостью идти на какие-то шаги, исходя из краткосрочной перспективы. И все же прошло уже 63 года с тех пор, как возникла эта проблема. Благоприятный поворот в экономических отношениях пока не может обеспечить сдвига в политике. Но, возможно, уже приходит время для решительных действий.

Пример российско-китайского урегулирования

Проблема мирного договора между Японией и Россией – это не только двусторонние отношения. Необходимо посмотреть на нее с точки зрения международного порядка в Восточной, точнее, в Северо-Восточной Азии. Как известно, в этом регионе долгое время, в течение нескольких тысячелетий, господствовали такие идеи, как конфуцианская иерархичность и китаецентризм. Их центром был Китай. Но когда пошатнулось господство династии Цин, на смену ей пришли не современное народное государство и порядок на основе международного права. Вмешался «империалистический» порядок. В Азии «западноевропейский шок», включая Россию, проявился в виде верховенства империализма и военной силы. Успеха в модернизации с трудом добилась лишь Япония, не являвшаяся центром Восточной Азии.

Понятием, противостоящим имперскому господству «силы», стал «социализм». В результате его победы международная система в Восточной Азии вступила в период холодной войны. Появились разделенные государства, как на Корейском полуострове, где ситуация переросла в ожесточенную войну между Югом и Севером, которая формально не окончена до сих пор. Современный международный порядок, состоящий из суверенных государств, и верховенство международного права стали вторичны. Этот регион пока не отвечает даже минимальным критериям в плане мира.

В этом смысле успех России и Китая в территориальном размежевании на основе нового международного права после холодной войны имеет неизмеримое значение. Примечательно заявление министра иностранных дел Сергея Лаврова о том, что проблема государственных границ между Китаем и Россией, окончательно решенная в результате договоренности, достигнутой в ходе встречи на высшем уровне в Пекине в октябре 2004 года, станет «моделью для урегулирования пограничных конфликтов в других регионах», включая Японию. Успех Китая и России в налаживании равных государственных отношений стал серьезным импульсом для территориального размежевания, то есть заключения мирного договора между Японией и Россией – вопроса, который тогда переживал скорее период застоя.

Автор должен признаться, что эта договоренность стала большим стимулом и для него самого, в том числе во время работы в рамках Японо-Российского совета мудрецов. Я не говорю о том, что при решении проблемы границ между Китаем и Россией был применен принцип «пятьдесят на пятьдесят». Я говорю о том, что две державы, имеющие огромное влияние в формировании порядка в Восточной Азии, впервые достигли успеха в создании равноправных отношений на правовой основе. Родился оптимизм, что если это получилось у Китая и России, то это обязательно получится у Японии и России.

Завершить две войны

Россия – в том числе азиатская страна, всегда принимавшая участие в исторических судьбах Азии. В последнее время на международном уровне начались исторические исследования, посвященные послевоенному периоду, в частности периоду холодной войны. Любая страница современной истории немыслима без СССР. Московские архивы, хранящие «непредвиденное прошлое», – сокровищница для исследователей, в том числе Китая, Корейского полуострова, японо-американских отношений. Холодная война в Азии продемонстрировала, какое большое место занимала Москва в этом регионе. В то же время она показала, как руководители, никогда не посещавшие Азию и не знавшие ее, например, Сталин, играли ее судьбами и решительным образом меняли их.

Сейчас Россия реально является не только важным партнером, но и субъектом формирования порядка в Восточной Азии. Россия стала обязательным участником саммита АТЭС. И не только: в 2012 году она будет принимать этот саммит у себя во Владивостоке.

Путем шестисторонних консультаций, начавшихся в 2003 году, Япония и Россия смогли согласовать и синхронизировать свои позиции и действия по таким темам, как проблема Корейского полуострова и ядерное нераспространение. Эти консультации превращаются в новый механизм безопасности в Восточной Азии с центром на Корейском полуострове. С точки зрения безопасности в этом регионе стоит задача поиска и организации новой структуры после договоренности о прекращении военных действий в 1953 году. Сейчас есть вероятность, что эти вопросы будут перенесены с уровня министров иностранных дел на высший уровень. Хотя Япония не участвует в Шанхайской организации сотрудничества, в Японии и России вырабатывают позицию сотрудничества вокруг Центральной Азии.

Заключение японо-российского мирного договора имеет глобальное, всемирно-историческое значение, поскольку оно «окончательно завершит» две войны, Вторую мировую и холодную, в Восточной Азии. Сделав это, Япония и Россия смогут положить конец долгой 63-летней эпохе противостояния и безразличия и положить начало новой истории. Руководители и народы двух стран имеют политическую мудрость и мужество для того, чтобы сделать это.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2345
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5182
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2875
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3320

Другие новости